kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы активизации познавательной деятельности на уроках "Окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемой развития познавательных способностей учащихся занимаются давно. Познавательные способности формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или иных способностей. Все согласятся с тем, что содержание уроков окружающего мира в наибольшей степени способствует поддержанию и развитию интереса к учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем учителя знают, что на «голом месте» познавательный интерес не возникает. Его нужно поддерживать и развивать. Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к познанию углубляется. Это необходимое условие развития познавательной деятельности школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы активизации познавательной деятельности на уроках "Окружающего мира" »






Методы активизации познавательной деятельности на уроках «Окружающего мира»






















Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках

окружающего мира



Проблемой развития познавательных способностей учащихся занимаются давно. Познавательные способности формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или иных способностей.

Все согласятся с тем, что содержание уроков окружающего мира в наибольшей степени способствует поддержанию и развитию интереса к учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем учителя знают, что на «голом месте» познавательный интерес не возникает. Его нужно поддерживать и развивать.

Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к познанию углубляется. Это необходимое условие развития познавательной деятельности школьников.

Познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого человек приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Работая над проблемой активизации познавательной деятельности, как можно больше использую на уроках нестандартные формы, приемы,
повышающие любовь к природе, желание беречь и охранять ее.

Познавательная деятельность начинается с исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для решения
различных практических задач, которые он ставит перед собой.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний. Для этого учителя использую целый спектр методических приёмов:

  • Наглядность;

  • Художественное слово;

  • Технические средства;

  • Игру

Чтобы уроки носили познавательный характер, провожу на уроках практические работы. Например, по теме: «растения леса» работаем с гербариями хвойных растений, с натуральными ветками (ведем исследовательскую работу):

  • ветки каких деревьев лежат у вас на столе (сосны, ели, пихты, кедра);

  • рассмотреть иголки у сосны какова их длина? (иголки длинные, растут парами в разные стороны. Хвоя редкая, пропускает солнечные лучи);

  • как опадают хвоинки? Сразу или нет? (постепенно, поэтому хвойные деревья стоят зелеными круглый год, живет листок иголки у сосны 6-7 лет).


И так далее ведется работа по наблюдению ели, кедра, шишек, сравниваем, анализируем.

Такие практические работы помогают детям самим исследовать природные образцы, открыть для себя много нового.

Огромное значение имеет работа со сказками, загадками, рассказами И.Соколова-Микитова, «Лесные загадки» Ю.Дмитриева, рассказы и сказки «С любовью к природе» Э.Шима.

Например:

Стоит Алена - платок зеленый тонкий стан - белый сарафан (береза).

Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница).

Для индивидуальной самостоятельной работы разбираю материал для информации (заранее подготовленные ученики рассказывают о растениях нашего края).

Знакомлю детей с лекарственными растениями, с их лечебными свойствами. Ведем природоохранительную работу по сборам лекарственных трав.

  • Как нужно их собирать?

  • Почему?



Научить ребенка любить природу - задача нелегкая:. Здесь только уроками природоведения не обойтись. Надо изо дня в день ненавязчиво учить детей подмечать все вокруг, уметь любоваться красотой восхода и захода солнца, небом, облаками, цветами, наслаждаться пением птиц.

Чтобы сделать урок природоведения интересным, эмоциональным, живым, постоянно опираясь на знания детей придаю особое значение экскурсиям. Именно здесь дети получают колоссальный материал, они не только познают природу, но и расширяют свой кругозор, активизируют внимание, развивают мышление. Именно на экскурсии прививается интерес и любовь к природе.

При изучении природы родного края даю творческие задания: о ягодах, грибах, птицах, зверях вашего края. Материал дети находят в книгах, журналах, газетах, энциклопедиях (использую поисковый метод, исследовательскую деятельность).

Провожу уроки - путешествия по родному краю (с привлечением представителей краеведческого музея) с выставками экспонатов, где знакомлю с населением нашего края их бытом, его богатствами, природой.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа.

Такую работу начинаю проводить с 1-гo класса (по желанию учащихся).


В качестве объекта исследований выбиралось дерево.

Экологический проект дело для меня новое, но интересное, главное увлечься самой и увлечь за собой детей. Работа по проекту велась по этапам:

1 этап - подготовительный.

Цель, задачи проекта, беседы, экскурсии, определение объекта исследований.

2 этап - исследовательский.
Ряд знаний:

  • знакомство с деревом;

  • изучение кроны, листьев;

  • изучение коры,

  • изучение ствола;

  • изучение плодов, семян;

3 этап - обобщение материалов.
Написание сочинений, рисунки своего дерева.

Главная цель - воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны.

Исходя из требований времени, начальный курс природоведения экологизирован, направлен на формирование экологической культуры учащихся, готовности их к правильному взаимодействию с миром природы.

В процессе природоведения я использую такие эффективные методы организации экологической деятельности и младших школьников, как проведение экологического тренинга, сочинение экологических сказок,

использую инсценировки на уроках, где в роли растений и животных выступают ученики, что дает им возможность соотнести себя с данными объектами природы. «Приключения колобка» «Кто в теремочке живет?» «Чья защита лучше», «Праздник весны» и многое другое.

В своей работе применяю смотры знаний по природоведению. Эти смотры являются настоящими праздниками, т.к. приглашаются родители, учителя среднего звена.

Цели этих смотров знаний: установить уровень усвоения учащимися основных закономерностей жизнедеятельности живой природы, изученных в начальной школе, связи живой и неживой природы; способствовать развитию мышления, речи и памяти; прививать интерес к самостоятельной работе со справочной литературой; воспитывать бережное отношение к природе (описание смотра знаний за курс начальной школы смотрите в приложении).














Групповая работа на уроках окружающего мира.


Групповая работа позволяет раздвинуть горизонт каждого ученика, создаёт для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы.

Работа в группе представляет ученику большую свободу по сравнению с фронтальной формой обучения, где он стеснён присутствием учителя и класса.

Групповая работа способствует воспитанию демократических, начал в процессе образования. Воспитательная ценность заключается и в совместном переживании, вызванном решением задач групповой и формированием на этой основе своих научных убеждений.

Учащиеся лучше выполняют работу в группе, чем индивидуально, что положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, способствующего успехам каждого ученика.

Групповая работа по В. Оконю способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность, расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися, делает объективным процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.

Четыре группы, в каждой определим:

«генератора идей»,

«критика»

«исполнителей»

Каждая команда получила учебные задания для комбинированной работы. По выполнении задания один-два ученика от каждой группы знакомили класс со своими вопросами и подготовленными ответами, остальные группы принимали участие в обсуждении.

Такая организация деятельности позволила за урок оценить работ значительно большего числа школьников, чем обычно.





Фрагмент № 1.

Работа по группам 3-4 минуты. Выслушиваются ответы каждой группы. Отвечают по одному человеку от группы, хотя ответ готовят все. Если ответ неполный, сначала помогают ответить участники данной группы, затем учащиеся другим групп.


Задание.

1 группа. Что дают растения животным, а животные растениям? / Взаимосвязь растений и животных/.

2 группа. Что дают растения человеку? /Роль растений в жизни человека./

3 группа. Что дают животные человеку? /Роль животных в жизни человека./

4 группа. Показывают на динамической схеме, что произойдет, если:

а/ человек срубит все деревья в лесу;

б/ люди будут мыть автомобили в водоёме.


Во время ответа – на фланелеграфе зрительный ряд:



1 группа. Пища, кислород, жилище, укрытие, лекарства.




растения


животные






2 группа




растения- человеку








пища

кислород

ткани

мебель, хозяйственные постройки

лекарства

красота, отдых, вдохновение душевный покой, лечение




3 группа

красота, радость общения

животные - человеку пища

одежда, обувь

лекарства

помощники

воспитание ответственности











4 группа / Рисунок воображаемого леса/.

Если человек срубит дерево - погибнут или уйдут в другие места растительноядные животные/белка, заяц, мелкие птицы/. Вслед за ними мигрируют хищники, которым нечем будет питаться/волки, лисицы, хищные птицы. На вырубках начнут размножаться насекомые, исчезнут деревья, не станет грибов, ягод. Не станет деревьев – не станет грунтовых вод, пострадает от засухи почва, что приведет к снижению урожая на полях. Если будут мыть автомобили в реке, то погибнут многочисленные мелкие растения, которыми питаются рыбы, вода зацветет, рыбы будут задыхаться, воду нельзя будет использовать человеку.

Итог: в природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного элемента ведет к нарушению.

Охранять природу – значит охранять Родину.

М.Пришвин.


В итоге – схема.

Что же мы можем сделать, чтобы красота окружающая нас не исчезла, чтобы радовали цветущие поляны, манили тенистые леса?

Охрана природы.

Родина у нас одна, мы все – дети Природы. Что же делают люди для сохранения природных богатств?


Итог: 1.Охота на редких животных запрещена.

2.Растения любовно выращивают.

3.Создают специальные охраняемые территории – заказники, заповедники.

Обсуждение должно затрагивать краеведческий аспект. Включить материал об охраняемых территориях родного края.

Итог: беречь нужно не только редкие и исчезающие виды растений и животных, но и те, которые еще встречаются в наших лесах и степях.

Помни! В природе все взаимосвязано.



Фрагмент №5.

Все растения нужно сохранять. А какие растения знаете? Предлагаем использовать информацию:



1.Крапива

2.Придумайте свой запрещающий знак, обоснуйте необходимость соблюдения правил

3. Что вы знаете об этом растении, животном? /Каждой группе в конверте предлагается открытка с изображением растения и животного, информация о

которых прозвучала на уроке в индивидуальных сообщениях./

4.Составьте 1 страничку из Красной книги.




1 группа. Что мы узнали о редким растениях? /Оформить на

листе алого цвета, рисунки – зеленого цвета/.

2 группа. Что узнали о редких животных? / Оформляем на листе алого цвета/.

3 группа. Лекарственные растения. /Оформляем на листе желтого цвета/.

4 группа. Редкие растения и животные родного края. /Оформляем на листе коричневого цвета/.


По одному человеку от каждой группы объединяются в пресс центр, они сводят весь материал в мини – газету. Это и есть своеобразное подведение итогов урока.


































Развитие творческих способностей через

метод учебных проектов.


Метод учебных проектов - одна из личностно-ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские поисковые и прочие методики.

Современный проект учащегося _ дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие творчества и одновременно, формирование определенных личностных качеств.

Работа над любым проектом начинается с постановки проблемы. Нет проблемы - нет деятельности. После того, как проблема окончательно сформулирована, определяем тему проекта. При этом, тема должна быть интересной для выполняющего проект, материал по данной теме должен быть полезен другим, результаты проекта должен иметь практическое значение.

Важный признак проектной деятельности - самостоятельность учащегося, умение творчески подойти к решению поставленной проблемы. Нет необходимости жестко регламентировать действия в поисках доказательства утверждений, сборе информации, ее обработке, подборе эффективных примеров и фактов, изучении теории, проведении опытов, экспериментов. Последний и, по моему мнению, самый важный этап проектной деятельности - презентация результатов. Ребятам необходимо представить свою работу, получить публичную оценку, научиться адекватно реагировать на успех или неудачу.

На каждом этапе важна роль учителя. Он по необходимости контролирует, дает новые задания, знания, помогает обосновать мнение, учит умению слушать, работать в группе. Организует предварительную защиту проекта, решает вопросы, связанные с презентацией результатов, стимулированием участников проекта.

В своей работе я отдаю предпочтение исследовательскому проекту: такой проект имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям темы, определения проблемы исследования, его предмета объекта, определения путей решения, обсуждение полученных результатов, выводы, постановка новых проблем для дальнейшего исследования.

Практические проекты отличает четко обозначенный результат - создание учебной компьютерной программы, изготовление моделей.

По моему мнению, исследовательские проекты, а также практические, должны быть межпредметными.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, учит высказывать свое мнение, не входить в конфликт, учит поиску согласия, терпимости, умению вступать и вести дискуссию.


Игра на уроке - не просто игра, это знакомство с новым материалом, повторение хорошо изученного, закрепление и обобщение знаний учащихся.

Важное место на уроке выделяю игре.


Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника, учитель применяет игру.


Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности - умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).

При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.


Дидактическая цель - это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например, игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве.


Игра «Кто это? При изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера.


Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый, шершавый, бархатный и т.д.). Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство.


В 1 классе на уроках окружающего мира часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь о загадках.




Загадки о природе.


Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги, (подорожник)

Зимой спит, летом ульи ворошит, (медведь)

Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина) На дне реки лежит и усами шевелит, (сом)


Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.


Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?

Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?


Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные.


Человек

животные




Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.

  • С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый и т. д

  • Дополни выказывания:


  1. радость-свет, а горе - …

  2. весна - рассвет, а осень


• Соедини линиями начало и конец пословиц

  1. береги платье снову, а.... люби и саночки возить

  2. ученье свет, а честь смолоду

  3. любишь кататься Неученье тьма


• Соедини высказывания, противоположные по смыслу.

  1. повесить нос. На ночь глядя.

  2. душа поёт. Чуть свет.

  3. держать нос морковкой. Жить душа в душу.


• Соедини линиями название животного с соответствующим символом.


птицы насекомые звери



Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.



Игра «Хорошо или плохо?». 2 команды.

Хорошо или плохо нарвать большой букет ландышей или ромашек:

Хорошо Плохо

  • красивые цветы, - быстро вянут

  • можно подарить, - большие букеты наносят вред природе

  • хорошо пахнут, - они быстро исчезнут

  • придают в доме уют, - лес станет пустым


Сделать вывод.

Вывод: леса - богатство нашего края, их нужно беречь. Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения в нем, чтобы не нанести вред природе.

Ролевая игра - наиболее удачный вид деятельности учащихся.

Она проводится с целью активизации учащихся, поддержания интереса, (используя технологию проблемного обучения) заставляет детей мыслить, делать выводы, задумываться о своей деятельности в природе, тем самым подвожу детей к осмыслению необходимости природоохранительной работы.

Например «Суд над кротом», «Суд над дождевым червем». Выбирается судья, ведущий судебное разбирательство, главный обвиняемый крота, адвокат - защитник крота, свидетели.

Судья объявляет:

- прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово главному обвинителю!

Обвинитель:

приводит доводы о вреде крота (это разоренные грядки на дачных огородах, гибель растений, чьи корни поедает крот и мн. др.).

  • какое наказание, по-вашему, заслуживает крот? Выступает защитник:

  • я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласен с ним, но поверьте, крот заслуживает и уважения.

Заслушиваются свидетели:

  • со стороны обвинения и со стороны защиты (весь класс разделен на 2 группы: свидетели защиты и свидетели обвинения все являются участниками игры.)

  • затем, выслушав свидетелей, судья выносит решение.

Решение: крот должен жить, он часть природы, уничтожать кротов нельзя, иначе они исчезнут как вид. В природе все взаимосвязано. Все живое приносит пользу. Мало любить природу - надо ее охранять!


Игру «Звездный час» провожу с целью закрепить знания по темам: «Воздух», «Вода», «Полезные ископаемые», «Почва». Развивать познавательный интерес учащихся к природе. Правила игры: в игре 6 туров.


В 1 туре участвуют все желающие: ученики ответившие правильно на 3 вопроса, переходят в следующий тур. И так после проведения 6 тура победители награждаются.



Игра «Наш гость - Гриб-Грибович».


Занятие проводиться с целью углубления знаний детей о грибах как организмах живой природы и о взаимосвязях в природе.

Подготовка к игре проводится 2 недели. Идет сбор материала о грибах, используя сказки, стихи, загадки, поговорки, (содержание игры смотрите в приложении).


Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также я использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.

«Азбука природы в ребусах и загадках» - помогает учителю развивать у детей любознательность (смотрите приложение).

Урок - здоровья «В гостях у здоровой пищи» проводится с целью убедить ребят в необходимости правильно питаться (класс разделен на 3 группы). Они сидят за столами с эмблемой разного цвета (красный, желтый, зеленый). Проводится презентация здоровой пищи.



Праздник чистоты и здоровья Мойдодыр.

Цель: воспитывать в детях умение следить за своим здоровьем, прививать элементарные гигиенические навыки; знакомить детей с особенностями охраны здоровья в разные времена года.


Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.

Практикую составление кроссвордов после изучения темы, тем самым отрабатывается смысловое понимание терминов, обогащается речь учащихся.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методы активизации познавательной деятельности на уроках "Окружающего мира"

Автор: Хамова Надежда Федорова

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154350

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира и азбуке Смоленского края "
    ["seo_title"] => string(116) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-i-azbukie-smolienskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "228838"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441530735"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок окружающего мира "Птичьи новости" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-i-novosti"
    ["file_id"] => string(6) "104690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750990"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Игра как средство активизация познавательной деятельности учащихся"
    ["seo_title"] => string(72) "ighrakaksriedstvoaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "273229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452172968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства