Методические рекомендации по теме "Групповое обучение в начальной школе"
Методические рекомендации по теме "Групповое обучение в начальной школе"
В настоящее время классы начального обучения в основном состоят из 20-30 учеников, поэтому особенно важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Для очень многих детей групповое обучение вызывает дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое. Методические рекомендации помогут учителям начальных классов организовать групповое взаимодействие обучающихся начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме "Групповое обучение в начальной школе"»
Пуховская Наталия Владимировна,
методист, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 306
с углубленным изучением английского языка
г. Санкт-Петербурга
Методические рекомендации
Групповое обучение
С XVII века, когда знаменитый педагог Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему, обучение утратило индивидуальный характер: учитель стал общаться с целым классом. Сначала классы были немногочисленны, и учитель преимущественно использовал приемы индивидуальной работы. В настоящее время классы в основном состоят из 20-30 учеников, поэтому особенно важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Для очень многих детей групповое обучение вызывает дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое.
Распространено мнение, что дети, пришедшие в первый класс из детского сада, лучше адаптируются к ситуации группового обучения, а так называемые "домашние" дети труднее входят в школьную жизнь. В действительности все не так однозначно. Детсадовские дети, привыкшие к постоянному шуму и резким фразам - командам взрослых, легче переносят то же самое в школе. Для домашних детей такие школьные условия кажутся намного неожиданнее, и на привыкание к ним дошкольникам нужно время. В то же время, по мнению многих учителей начальных классов, домашние дети более организованны, добросовестны, ответственны, внимательны. Им иногда не хватает боевитости и самостоятельности детсадовских ребятишек, у которых уже сформировались психологические защиты от травмирующих обстоятельств внешней среды и поведенческие стереотипы в этих обстоятельствах. Иногда такие стереотипы поведения совсем не радуют ни родителей, ни учителей, но, скорее всего, они останутся характерными для детей надолго. Домашним детям только предстоит сформировать у себя способы переживания трудных ситуаций и соответствующие формы поведения. Так как процесс формирования поведенческих стереотипов у домашних детей приходится на более старший возраст, чем у детсадовских, их поведение может иметь более "взрослые" формы.
Домашним детям значительную помощь в облегчении привыкания к школе могут оказать подготовительные занятия в группе сверстников. Это могут быть танцевальный или хоровой коллектив, спортивная секция или изостудия. Занимаясь пением или теннисом, дети учатся слушать педагога, выполнять его задания, не отвлекаясь на общение с друзьями. Таким образом ребенок обогащает свой ролевой репертуар. До школы он осваивал в основном семейные роли: сына или дочери, брата или сестры, внука, племянника. Хорошо, если еще до школы малыш попробует себя в роли ученика и товарища, удачливого и неудачника, ведущего и ведомого, если он опробует приемы общения, необходимые в новых для него школьных условиях: публичной похвалы и осуждения, агрессивности со стороны сверстников или необходимости просить о помощи.
Для успешного освоения знаний и навыков в атмосфере группового обучения необходимо наличие следующих предпосылок:
- умение концентрировать внимание в обстановке множества отвлекающих факторов;
- умение выделять учебную задачу среди своих сиюминутных интересов;
- способность сознавать собственное мнение, заявлять и доказывать его.
Беседы
Доверительная беседа в воспитательной работе имеет гораздо большее значение, чем постоянные и нудные нотации. Любой шалун и непоседа все равно прислушивается к мнению старших, особенно если чувствует доброжелательность взрослого. Разговаривая с детьми таким образом, можно донести до них много нужной информации, и, исподволь, учить их гуманности.
Так, при случае, надо осудить тех, кто смеется над старым беспомощным человеком, и похвалить того, кто бросился помочь упавшему карапузу.
Много самых разных случаев того или иного поведения людей можно обсудить с детьми в такие доверительные минуты. Эти беседы глубоко и навсегда западают в душу ребенка и помогают определиться со сложными в его возрасте вопросами — «что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО».
Памятка о воспитании доброты
1. Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами — это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
2. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким), к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
4. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
5. Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
Ох, и нелегкое это дело — воспитать настоящего человека! Бьются над этой задачей и семья, и воспитатели, и учителя. И, возможно, неразрешима бы была она совсем, если бы «всем миром не налетали».
Имеется в виду нравственный опыт всего человечества со всем тем богатством, которое накопило оно за всю многовековую историю, опыт, отраженный в искусстве.
Искусство — это, наверное, и есть тот «прометеев огонь», все то лучшее, что передают люди друг другу из поколения в поколение. Искусство многому учит и даже способно перевоспитать людей, так велика его волшебная сила! Поэтому чтение художественной литературы детям необходимо. И это просто счастье, что наша отечественная литература, особенно детская, чрезвычайно нравственна по сути своей (Пантелеев, Чуковский, Барто, Житков, Маршак, Михалков и др.)!
Много в плане нравственного воспитания дают произведения русских и мировых классиков, написанные специально для маленьких детей. Здесь, кстати, надо отметить и отечественную анимацию. Россия вполне оправданно гордится красочными, очень добрыми мультфильмами и экранизациями сказок для юного поколения. А вот от того огромного вреда, который сегодня наносит голубой экран, плотно заполненный низкосортными боевиками и ужастиками, детей необходимо оберегать — эта лавина жестокости и тупой агрессии может навсегда испортить нежную, восприимчивую детскую душу.
Нельзя переоценить положительное и яркое воздействие, которое оказывает на ребенка фольклор. Первые народные произведения, с которыми знакомится ребенок — это колыбельные песни и потешки. Их музыкальность и радостный несложный ритм легко запоминается детьми.
Надежным щитом при столкновении ребенка с теневыми сторонами нашей действительности всегда была и будет любимая всеми народная сказка! Через нее — прелестную, волшебную, умную и опытную, ребенок усваивает основные представления о добре и зле, скупости и щедрости, смелости и трусости, то есть приобретает некий эталон, образец для подражания.
Также свой особый вклад в духовное воспитание детей вносит пословица. Ее меткое, мудрое слово обогащает юные сердца бесценным даром золотого опыта взаимоотношений людей разных поколений и национальностей. Пословица — «учебник жизни», затрагивающий все общечеловеческие проблемы. Она, совершенная как алмаз и отточенная самим временем, приобрела не только своеобразную нравственную мораль, но и речевую ценность, емкость выражения, звучность, юмор — что, безусловно, помогает вдумчивому воспитателю - педагогу широко использовать ее для обогащения души, мыслей и речи ребенка.
Необходимо знакомить детей и с такой гранью народного творчества как национальные праздники, игры и забавы, где каждый народ ярко и полно раскрывает лучшие стороны своей души. Пусть наши маленькие дети живут в радости и учатся добру.
Шпаргалка для родителей
Как относиться к отметкам ребёнка
1. Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
2. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
3. Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
4. Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
5. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.
6. Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
7. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей
8. Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
9. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
10. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.