Методические рекомендации. Развитие универсальных учебных действий у учеников через использование метода проектов в начальной школе
Методические рекомендации. Развитие универсальных учебных действий у учеников через использование метода проектов в начальной школе
Благодаря использованию метода проектов повышается творческая активность школьников, развивается самостоятельность. Метод проектов – сложный вид работы, и мои рекомендации, надеюсь, помогут оказать помощь учителям начальных классов при организации проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Развитие универсальных учебных действий у учеников через использование метода проектов в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 Невьянского городского округа
Методические рекомендации.
Развитие универсальных учебных действий у учеников через использование метода проектов в начальной школе
Томина Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
2016
Аннотация
Благодаря использованию метода проектов повышается творческая активность школьников, развивается самостоятельность. Метод проектов – сложный вид работы, и мои рекомендации, надеюсь, помогут оказать помощь учителям начальных классов при организации проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Томина Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категория
МБОУ СОШ №5
Оглавление
Пояснительная записка.
Стр. 3 – 4
Содержание методических рекомендаций
Метод проектов как условие развития УУД.
Стр. 5 - 6
Организация работы с проектами.
Стр. 7- 14
Приобретение опыта проектирования учащимися начальной школы.
Стр. 15 - 19
Оценка эффективности развития проектных умений. Промежуточные результаты развития опыта проектирования
Стр. 20 -24
Список литературы
Стр. 25
Приложение.
Пояснительная записка
«…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процеccе самоопределения, творчества и конкретного участия».
В.Гузеев
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться школьникам их самостоятельно добывать и использовать. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию. Если ученик будет обладать указанными качествами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе. Одним из методов, который позволяет формировать указанные умения – это метод проектов.
С одной стороны ученики должны обладать опытом самостоятельно добывать и использовать информацию, а с другой стороны – традиционные методы обучения, которые носят репродуктивный и фронтальный характер, не позволяют это сделать.
Отсюда возникает проблема: как совершенствовать работу по планомерному развитию у школьников универсальных учебных действий.
Цель моей педагогической деятельности: создать комплекс условий для формирования УУД на основе реализации УМК «Школа России», используя метод проектов для саморазвития, самосовершенствования.
Для решения поставленной проблемы определила следующие задачи:
1. Изучить технологию метода проектов и внедрить в практическую деятельность.
2. Используя метод проектов, способствовать созданию ситуации успешности для организации активной познавательной деятельности.
3. Обеспечить формирование у учащихся универсальных учебных действий.
Планируемый результат.
Если мной будет освоен метод проектов, то ученики овладеют универсальными способами деятельности, коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, повысится творческая активность школьников, у учеников будет наблюдаться стабильный рост самостоятельности и проектных умений.
Актуальность методической разработки вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
Метод проектов широко используется не только в среднем и старшем звене школы, но и в начальной школе. Требования к проектной деятельности младших школьников во многом отличаются от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе – это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. А для ребенка – это будет его собственный проект.
Мною разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию технологии метода проекта для развития у учащихся УУД.
Новизна моих материалов заключается в следующем:
конкретизируются проектные умения как элементы УУД;
продумана структура работы с детьми;
подобрана тематика проектов;
подробно прописана деятельность при работе над проектами «Моя фирма», экологическим проектом
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»;
подобран инструментарий по оценке опыта проектирования, который составлен с учётом УУД и комплексных контрольных работ.
Я считаю, что мои методические рекомендации смогут оказать помощь учителям начальных классов в работе над проектами.
Содержание методических рекомендаций
Метод проектов как условие развития УУД.
Когда – то давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса и дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений:
во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться;
во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Работа над проектом способствует формированию УУД:
Средством формирования регулятивных УУД (планирование, последовательность операций) является технология проблемного диалога, технология оценивания образовательных достижений.
Для формирования познавательных УУД служит дополнительный материал.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ, психолог и педагог. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Килпатрик посвятил этой теме свою книгу «Метод проектов».
В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из школ, предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег (А.Г. Автухов, П.П. Блонский, Б.В. Всесвятский, Ш.И. Ганелин, В.Ф. Натали, Б.Е. Райков, И.Ф. Сладковский и др.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.
Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован.
Организация работы с проектами.
Метод проектов – это организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.
(Большая советская энциклопедия.— М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.)
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат)
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников следующим образом.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1- 2 сдвоенными уроками. Таким образом, выделяют долгосрочные и краткосрочные проекты.
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактные приемы деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, я постепенно формирую у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
Метод проектов должен быть всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Например, проект по технологии во 2 классе «Чайный сервиз» - краткосрочный, а «Убранство избы» - долгосрочный. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Например, в 1 классе по окружающему «Моя малая родина». Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Проект «Моя малая родина». Проблема: я живу в городе Невьянске, но не знаю всех достопримечательностей. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов, как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Например, экологический проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Использование метода проектов невозможно без основной идеи системно – деятельного подхода.
Для организации обучения в режиме деятельности использую методические приёмы:
создание учебной проблемы (Почему важно для меня сохранять здоровье?);
организация деятельности по разрешению проблемы (Зачем я это делаю? Что для этого нужно сделать?);
тренировка исследовательским способом мыслительных и логических умений (Что получится? Как я это буду делать?).
В организации работы над проектами я опираюсь на традиционно выделяемые в литературе этапы проектной деятельности:
Погружение в проект (проблема (задача).
Планирование действий по решению проблемы (проектирование самого проекта).
Поиск информации (исследовательская работа учащихся).
Продукт (результат работы над проектом, выход проекта).
Презентация продукта.
Анализ моей педагогической деятельности по использованию метода проектов позволил конкретизировать эти этапы через описание деятельности ученика, учителя и родителей в зависимости от вида проекта. Результаты обобщения моего опыта представлены в виде таблицы.
Таблица1. Этапы работы над проектом
Этапы проекта\задачи
Краткосрочный проект - на уроке.
Долгосрочный проект 1-2 недели.
Деятельность
Учитель
Ученики
Учитель
Ученики
Родители
Погружение в проект
Заинтересовать учащихся темой проекта.
Предлагаю тему учащимся.
Помогаю сформулировать
• проблему проекта;
• цель и задачи.
Мотивирую учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Обсуждают тему проекта с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу).
Мотивирую учащихся к обсуждению, созданию проекта
Обсуждают тему проекта с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта
Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
Планирование действий по решению проблемы.
Способствовать формированию умения планировать действия по решению проблемы.
Помогаю определить круг источников информации.
Предлагаю учащимся:
организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта.
Осуществляют:
• поиск, сбор, информации;
• разбивку на группы;
• распределяют роли в группе;
• планируют работу;
• выбирают форму и способ презентации предполагаемых результатов;
Продумывают продукт групповой деятельности на данном этапе.
Проводят самооценку результатов данного этапа работы
Помогаю определить круг источников информации, план действий (как это можно сделать?)
Помогаю определить основные методы:
-прочитать в книгах;
-понаблюдать;
-найти в Интернете;
-задать вопросы родителям;
-посмотреть по телевизору и т.д.
Осуществляют:
• поиск, сбор, информации;
• планируют работу;
• выбирают форму и способ презентации предполагаемых результатов;
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы
Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
Поиск информации
Способствовать развитию познавательных УУД.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем .
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем .
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Наблюдают, советует.
Помогают в обеспечении проекта.
Мотивируют учащихся, создают чувство успеха.
Презентация результатов
Способствовать развитию коммуникатив
ных УУД.
Организует презентацию.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе.
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
.
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе.
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Репетируют с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступают в качестве эксперта.
В ходе работы над проектом, для осознанного выполнения каждым учеником этапов, использую мною разработанные памятки-подсказки. Эти памятки использую и при обучении проектным действиям, и при работе с конкретным проектом.
Как сформулировать цель? Цель отражает тему проекта.
написать…
сделать…
доказать…
составить…
разработать…
выяснить…
Как сформулировать задачи? Что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.
изучить…
исследовать…
привлечь…
описать…
установить…
сформулировать…
выявить…
Как сформулировать гипотезу? Гипотеза- это предвидение результатов.
предположим…
допустим…
возможно….
что, если…
Рефлексия.
я узнала…
в ходе работы мне удалось научиться…
порадовалась тому, что…
выражу своё мнение…
Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4). Практически, этот лист делают сами родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений. Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы. В зависимости от целей и темы проекта защита проводится либо на уроке, либо на родительском собрании.
Приобретение опыта проектирования учащихся в начальной школе.
Второй год я работаю по УМК “Школа России». Методическое обеспечение УМК «Школа России» выстроено с учётом возможности эффективного применения в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно – воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
преобладание проблемно – поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
возможности для дифференцированного и личностно – ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.
В системе учебников УМК «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей.
Я выбрала и реализую следующую тематику проектов.
1 класс
2 класс
Математика
Числа в загадках, пословицах и поговорках.
1.Узоры и орнаменты на посуде.
Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнамент.
2.Оригами.
Окружающий мир
Моя малая родина.
1.Орион, Кассиопея, Лебедь.
Моя семья.
2.Родословная (древо).
Мой класс и моя школа.
3.Красная книга.
Мои домашние питомцы.
4.Города России.
5.Страны мира
Русский язык
Скороговорки (сборник).
1.Рифма.
Сказочная страничка – в названиях сказок – изученные правила.
2.В словари за частями речи.
Литературное чтение
Живая Азбука.
1.О чём может рассказать школьная библиотека.
Буквы – герои сказок.
2.Мой любимый детский журнал.
Составляем сборник сказок.
Наш класс – дружная семья.
Технология
Осенний урожай
(понятие : проект, последовательность работы).
1.Праздничный стол.
Дикие животные. Коллаж.
2.Деревенский двор.
Украшаем класс к Новому году.
3.Убранство избы.
Чайный сервис.
4.Аквариум.
Речной флот.
Ряд проектов краткосрочные (1-2 урока), например, по технологии. По математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру чаще всего – долгосрочные. Все эти проекты выполняются в течение года. В своей работе я опираюсь не только на календарно – тематическое планирование, но и стараюсь заинтересовать будущим проектом. Например, во 2 классе по окружающему миру изучали тему «Что такое экономика?» Заметила, что тема заинтересовала моих учеников. Поэтому был предложен проект (бизнес-план) «Моя фирма».
Этапы работы над проектом
Этапы проекта
Долгосрочный проект
Деятельность
Учитель
Ученики
Родители
Погружение в проект
Предложила ученикам создать проект «Моя фирма».
Обсуждают тему проекта с учителем. Формулируют цель, задачи проекта.
Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
Планирование действий по решению проблемы
Помогаю выбрать сферу экономики.
Помогаю определить круг источников информации, план действий (как это можно сделать?)
Помогаю определить основные методы:
-прочитать в книгах;
-понаблюдать за различными сферами экономики Невьянска;
-найти в Интернете;
-задать вопросы родителям. Предложила примерный план:
1. Фирма (название).
2.В какой отрасли экономики будет работать.
3.Какую продукцию будет выпускать, или какие услуги оказывать.
4.Люди каких профессий будут работать. Сколько человек.
5.Придумать рекламу для вашей фирмы.
Получили памятку с планом:
Осуществляют:
• поиск, сбор, информации;
• планируют работу;
• выбирают форму и способ презентации предполагаемых результатов;
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы
Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности
Поиск информации
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно или в группе. При необходимости консультируются с учителем.
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов проектной деятельности
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Наблюдают, советуют.
Помогают в обеспечении проекта.
Мотивируют учащихся, создают чувство успеха.
Презентация результатов
Организовала презентацию на
родительском собрании.
Выступила в качестве эксперта:
оценила умение в полноте представления проекта, в выразительности защиты, в краткости выступления.
Выбрали форму презентации (бумажный вариант, мультимедийную презентацию)
Приготовили презентацию.
Осуществили защиту проекта.
На защите проекта продемонстрировали:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Оказали помощь в подготовке презентации.
Отрепетировали с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступили в качестве эксперта.
Таким образом, все ученики класса выполняли проект с интересом. В процессе выпуска продукта консультировались по поводу названия, рекламы, способа защиты. Стоит отметить, что ученики с низким уровнем обучаемости чувствовали себя успешными.
В 2013 -2014 учебном году с учениками 4 класса приняли участие в муниципальном конкурсе «Экоколобок». Наш проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» занял II место. Мы выбрали направление «Секреты рецептов здоровья я вам раскрываю с любовью». Чтобы определиться с темой проекта, мы провели анкетирование среди учеников нашего класса по двум темам: «Моё здоровье» и «Режим дня». Проанализировав эти анкеты, увидели, что не все ученики класса выполняют режим дня, но в тоже время понимают, что режим необходим. Большинство ребят ведут активный образ жизни, вместе с родителями ходят на лыжах, катаются на коньках. В классе за 4 года сложились традиции: утренняя зарядка до уроков, осенние походы в лес, весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья». Поэтому тему проекта назвали «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Цель: создать условия для формирования здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью. Задачи: привлечь внимание к выполнению режима дня, как одного из составляющих своего здоровья; через участие в создании проекта способствовать воспитанию правильного отношения к своему здоровью, пропаганде здорового образа жизни. Планируемый результат: если проект будет успешно реализован, и в классе созданы условия для формирования здорового образа жизни, то у ребят класса будет наблюдаться ответственное отношение к своему здоровью.
Работу вели по трём направлениям:
режим дня;
отсутствие вредных привычек;
активный отдых.
Был разработан план мероприятий. Анкетирование, классные часы, встречи с интересными людьми (детским врачом и спортсменом), родительское собрание «Как сберечь здоровье ребёнка». Выпустили агитационные листовки «Береги здоровье», которые размещали в общественных местах. Приняли участие в профилактической межведомственной акции «Молодёжь против пива». Оформляли проекты: «Витамины», «Режим дня», «Польза и вред комнатных растений». Проект был долгосрочный. Вот некоторые отзывы о работе над проектом. «Мне понравилось работать с моими друзьями». «Этот проект помог понять, что нужно правильно питаться». «Работая над проектом, я сделала вывод, что режим очень важен, т.к. помогает распределить время». «Когда работала над проектом, поняла, что нужно быть аккуратными с комнатными цветами». Таким образом, метод проектов широко может быть использован и во внеурочной деятельности. Он помогает развивать у учеников творческие способности, коммуникативные навыки, навыки работы с информацией, помогает реализовать личный потенциал учеников.
Оценка эффективности развития проектных умений.
Эффективное использование метода проектов позволяет формировать УУД. При реализации метода проектов обращаю особое внимание на уровни проектных умений у моих учеников. Именно достаточный уровень определённого умения позволяет мне перейти от одного этапа к другому, от простого к сложному, от краткосрочного проекта к долгосрочному. Для этого я разработала параметры и критерии оценки проектных умений.
Познавательные УУД
Ученики
1
2
3
4
5
Итог
Определять, какая информация нужна для решения задачи:
Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи:
Извлекать информацию из текста, таблиц, иллюстраций:
Сравнивать и группировать факты и явления:
Наблюдать,
обобщать и делать самостоятельные выводы:
Сумма баллов за познавательные умения
(Н.) - понимает, что дополнительная информация нужна;
(П.) – предполагает, какая именно информация.
(Н.)-из предложенных учителем;
(П.) – самостоятельно.
(Н.)-по указанию учителя;
(П.)- самостоятельно.
(Н.)- предметы по нескольким основания;
(П.)-факты и явления.
(Н.)-о главных, существенных признаках предметов и явлений;
(П.)-выделяет составные части объектов и понятий.
Коммуникативные УУД
Ученики
1
2
3
4
5
Итог
Высказывать свою мысль, мнение в диалоге, в ходе выполнения задания;
Вычитывать информацию, данную в явном виде;
Вычитывать информацию, данную в неявном виде;
Определять главную мысль текста;
Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя);
Сумма баллов за все коммуникативные умения
(Н.) - в виде одного предложения или небольшого текста;
(П.)-обосновывать своё мнение, приводя аргументы.
(Н.)- с помощью учителя;
(П.)-самостоятельно.
(Н.)- с помощью учителя;
(П.)-самостоятельно.
(Н.)- с помощью учителя;
(П.)-самостоятельно.
(Н.) – учиться выполнять роли;
(П.)-распределять роли, вырабатывать и принимать коллективные решения.
Регулятивные УУД
Ученики
1
2
3
4
5
Итог
Определять цель деятельности, формулировать проблему:
Составлять план деятельности:
Действовать по плану:
Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки:
Определять степень успешности выполненного проекта, исходя из имеющихся критериев:
Сумма баллов
за все регулятивные умения
Ученики
1
2
3
4
5
Итог
(Н.)–
С помощью памятки;
(П.)-самостоятельно.
(Н.)- с помощью учителя;
(П.)- самостоятельно.
(Н.)- по предложенному учителем;
(П.)-по самостоятельно составленному плану.
(Н.)- с помощью учителя;
(П.)-самостоятельно.
(Н.)- с помощью учителя;
(П.)-в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.
Личностные результаты
Ученики без указания имён и фамилий
1
2
Итог
Определять важные для себя и окружающих правила поведения:
Строить отношения с людьми:
Сумма баллов
за все личностные умения
(Н.)-общие для всех;
(П.)-вырабатывать в противоречивых ситуациях правила поведения.
(Н.)- уважать иное мнение;
(П.)-не допускать оскорбления, высмеивания.
Мною были разработаны оценочный лист, план взаимооценки защиты проекта и самоанализа работы над проектом.
Оценочный лист
Ф.И.ученика
Оформление
Краткость выступления
Выразительность
Соответствие теме
Полнота проработки материала
Рефлексия
Баллы
Отметка
План анализа, взаимооценки защиты проекта.
1 - 2 класс
Краткость выступления;
Выразительность защиты (интересно слушать);
Полнота представления проекта (было понятно, по какой теме выполнен проект).
План самоанализа работы над проектом.
Тема моего проекта…
Я выбрала эту тему…
Определила цель работы…
Составила план действий (как это можно сделать?)…
Начала работу с…
Возникли трудности в…
Обратилась к помощи (учителя, родителей)…
Что было запланировано, получилось (не получилось)…
Достигла цели проекта…
Работа над проектом помогла (понять, сделать вывод, увидеть)…
В процессе работы над проектами наблюдается активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным в совместной творческой работе; наблюдается развитие адекватного представления результатов своей работы; прослеживается развитие речи детей; формируются проектные умения; активизировалось участие родителей в подготовке проектов.
Анализ педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий с использованием метода проектов иллюстрирует эффективность подобранных методических приемов.
Наблюдается положительная динамика развитии УУД. увеличилось количество учащихся, которые обладают повышенным уровнем ( в среднем на 8%). Повышается активность моих учеников к познавательной деятельности при работе с проектами по окружающему миру, русскому языку и математике.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД
Лучше всего у моих учеников развиты умения искать нужную информацию для выполнения проекта и переводить информацию из одного вида в другой (в схему, рисунок).
Но необходимо обратить внимание на развитие умения переводить информацию из схемы в текст и аргументировать высказывания
Использование метода проектов обеспечило развитие умения работать с проблемой, творчески представлять материал, что позволило моим ученикам активно участвовать в конкурсах и олимпиадах: «Русский Медвежонок» (19 участников, среди низ 1 – призер), «Кенгуру» (13 участников), «ЭМУ» (13 участников),, «Серебряное пёрышко» (10 участников),, муниципальных конкурсах, организуемых Станцией юных натуралистов.
Я считаю, что мои методические рекомендации по использованию в начальной школе метода проектов будут востребованы коллегами.
Список литературы
Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. - Москва Баласс.2011.
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - Москва «Просвещение».2010
Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя под редакцией А.Б.Воронцова. – Москва «Просвещение».2010.
Сборник рабочих программ. «Школа России». - Москва «Просвещение».2011.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Презентация. Методические рекомендации. Развитие универсальных учебных действий у учеников через использование метода проектов в начальной школе"
["seo_title"] => string(171) "priezientatsiia-mietodichieskiie-riekomiendatsii-razvitiie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-u-uchienikov-chieriez-ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-v-nachal-noi-shkolie"
["file_id"] => string(6) "308725"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1458653793"
}
}