kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "Проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности" »



«Проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности»

учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №1 города Бугульмы Республики Татарстан Басынина Лариса Николаевна

СЛАЙД 2

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

Эту проблему в начальной школе я решаю через организацию проектной деятельности, СЛАЙД 3 целью которой является…..

В ходе проектной деятельности я решаю следующие задачи…. СЛАЙД

Организация моей проектной деятельности соответствует следующим принципам СЛАЙД 4

1)Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.



В ходе решения проектных задач формируются следующие СЛАЙД 5 универсальные учебные действия :

- рефлексировать ( умение видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-целеполагать ( умение ставить и удерживать цели);

-планировать ( умение составлять план своей деятельности);

-моделировать ( умение представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию ( умение взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Что же дает нам выполнение проектов? СЛАЙД 6 Вы видите на слайде

СЛАЙД 7

Работу над проектом модно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов решения проблемы – решение проблемы.



СЛАЙД 8 Требования к проектной деятельности

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  1. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана и представлена участниками проектной группы.

  1. Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

  2. Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»



Работать над проектами начинаю с 1 класса. В 1 классе формирую группу детей как учебное сообщество. Если отложить хотя бы на год организацию учебного сотрудничества, то возникнут дополнительные трудности: придется учить не только сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. На всех этапах работы оказываю помощь. Правильно организованная подготовка превращается в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю» СЛАЙД 9

Начинаем с выбора тем проектов. Они выбираются по итогам предварительных бесед с детьми. В процессе таких бесед выясняю интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитываю и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в то же время посильной и приносила участникам конкретную пользу. Тематика проектов довольно широка СЛАЙД 10

Успешное осуществление проектной деятельности в начальной школе возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определённую роль в совместной работе.

На всех этапах работы под проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

- мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- помогает: помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает: наблюдение, осуществляемое руководителем проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом:



«Проект для ученика – это средство самореализации»]. СЛАЙД 11 ВИДЕО



Вот что говорят о проектах мои ученицы: Чернова Анастасия ученица 9 класса и Петрова Виктория ученица 5 класса

Из выше увиденного хочу сказать, что мои обучающиеся не останавливаются на достигнутом в начальных классах, проектной деятельностью они занимаются и в среднем звене.

СЛАЙД 12

Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов со школой. Вот что говорит об этом мама Петровой Виктории

СЛАЙД 13

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация учения. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, к выполнению проектов. Мои ученики являются победителями, призерами, лауреатами, участниками Международных, Всероссийских, республиканских, муниципальных НПК, конкурсов, фестивалей исследовательских, проектных работ. Разрабатывать проекты я продолжаю и со своими выпускниками: так Петрова Виктория стала дипломантом 2 степени 4 Всероссийского творческого конкурса « »Талантоха» в номинации Детские исследовательские работы и проекты также заняла 2 место в муниципальной НПК среди обучающихся 5-11 классов «Открытие». Санкова София ученица 1 класса стала дипломантом 2 степени «Всероссийского конкурса «Творчество умников и умниц» в номинации Детские исследовательские работы и проекты. Мои ученики самостоятельны и успешны. А по словам Сухомлинского, интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха





Памятка педагогу, руководящему

исследовательской (проектной) деятельностью учащихся



  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций.

  2. Не сдерживайте инициативы детей.

  3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

  • самостоятельно выявлять проблемы;

  • прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

  • учите анализу, синтезу, классификации, обобщению информации.

  1. Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Басынина Лариса НИколаевна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Развитие познавательных способностей обучающихся  в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "160889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422125632"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства