Методические рекомендации "Проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности"
Методические рекомендации "Проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности"
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности" »
«Проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности»
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №1 города Бугульмы Республики Татарстан Басынина Лариса Николаевна
СЛАЙД 2
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.
Эту проблему в начальной школе я решаю через организацию проектной деятельности, СЛАЙД 3 целью которой является…..
В ходе проектной деятельности я решаю следующие задачи…. СЛАЙД
Организация моей проектной деятельности соответствует следующим принципам СЛАЙД 4
1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
В ходе решения проектных задач формируются следующие СЛАЙД 5 универсальные учебные действия :
- рефлексировать ( умение видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-целеполагать ( умение ставить и удерживать цели);
-планировать ( умение составлять план своей деятельности);
-моделировать ( умение представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-вступать в коммуникацию ( умение взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Что же дает нам выполнение проектов? СЛАЙД 6 Вы видите на слайде
СЛАЙД 7
Работу над проектом модно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов решения проблемы – решение проблемы.
СЛАЙД 8 Требования к проектной деятельности
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.
Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это «пять П»
Работать над проектами начинаю с 1 класса. В 1 классе формирую группу детей как учебное сообщество. Если отложить хотя бы на год организацию учебного сотрудничества, то возникнут дополнительные трудности: придется учить не только сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. На всех этапах работы оказываю помощь. Правильно организованная подготовка превращается в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю» СЛАЙД 9
Начинаем с выбора тем проектов. Они выбираются по итогам предварительных бесед с детьми. В процессе таких бесед выясняю интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитываю и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в то же время посильной и приносила участникам конкретную пользу. Тематика проектов довольно широка СЛАЙД 10
Успешное осуществление проектной деятельности в начальной школе возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определённую роль в совместной работе.
На всех этапах работы под проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
- мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- помогает: помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
- наблюдает: наблюдение, осуществляемое руководителем проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом:
«Проект для ученика – это средство самореализации»]. СЛАЙД 11 ВИДЕО
Вот что говорят о проектах мои ученицы: Чернова Анастасия ученица 9 класса и Петрова Виктория ученица 5 класса
Из выше увиденного хочу сказать, что мои обучающиеся не останавливаются на достигнутом в начальных классах, проектной деятельностью они занимаются и в среднем звене.
СЛАЙД 12
Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов со школой. Вот что говорит об этом мама Петровой Виктории
СЛАЙД 13
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация учения. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, к выполнению проектов. Мои ученики являются победителями, призерами, лауреатами, участниками Международных, Всероссийских, республиканских, муниципальных НПК, конкурсов, фестивалей исследовательских, проектных работ. Разрабатывать проекты я продолжаю и со своими выпускниками: так Петрова Виктория стала дипломантом 2 степени 4 Всероссийского творческого конкурса « »Талантоха» в номинации Детские исследовательские работы и проекты также заняла 2 место в муниципальной НПК среди обучающихся 5-11 классов «Открытие». Санкова София ученица 1 класса стала дипломантом 2 степени «Всероссийского конкурса «Творчество умников и умниц» в номинации Детские исследовательские работы и проекты. Мои ученики самостоятельны и успешны. А по словам Сухомлинского, интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха
Памятка педагогу, руководящему
исследовательской (проектной) деятельностью учащихся
Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций.
Не сдерживайте инициативы детей.
Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
самостоятельно выявлять проблемы;
прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;