Методические рекомендации по теме: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе".
Методические рекомендации по теме: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе".
Здоровьесберегающие технологии в системе начального образования.
Здоровье необходимо. Это базис счастья …. Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю …. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случаи поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н.М.Амосов
В последние годы все чаще мы говорим о здоровье наших детей. Положение тревожное по стране и в целом на местах. Исследование показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза, число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния здоровья? Здоровье-сберегающие технологии должны прийти на помощь школе.
Термин “здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее сертификат безопасности для здоровья”, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе".»
Здоровьесберегающие технологии
в начальной школе
Кибальченко Л.Н.
МОУ СОШ № 39
2015 г.
Здоровьесберегающие технологии в системе начального образования.
Здоровье необходимо. Это базис счастья …. Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю …. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случаи поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н.М.Амосов
В последние годы все чаще мы говорим о здоровье наших детей. Положение тревожное по стране и в целом на местах. Исследование показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза, число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3% , с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния здоровья? Здоровье-сберегающие технологии должны прийти на помощь школе.
Термин “здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее сертификат безопасности для здоровья”, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
В исследованиях, проведенных под руководством доктора В.Ф.Базарного, утверждается, что источником отрицательного воздействия на здоровье младших школьников является не только и не столько внешние, по отношению к учебному процессу, факторы (недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат и т.д.), но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организационной деятельности.
Математика - один из основных предметов начальной школы. От того, как происходит обучение, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а, следовательно, к снижению качества здоровья. В последнее время интерес к проблеме здоровья учащихся значительно вырос, в связи с появлением новой научной дисциплины - валеологии. Несомненно, валеологические исследования способствуют отысканию способов организации процесса, “безвредных для здоровья”. Однако валеология исследует эти вопросы внешним по отношению к содержанию и методам обучения конкретному предмету.
Между тем психологическое и физическое состояние ребенка на уроке зависит не только от того, как он сидит, включает ли учитель в урок специальные двигательные упражнения, но и от того, чему учат ребенка, как организован учебный материал, насколько используется личный жизненный опыт ребенка, насколько само содержание обучения позволяет ученику чувствовать себя значимым.
Как сделать обучение “здоровьесберегающим” не только во внешней, организационной, но и в своей содержательной, внутренней частях? Отрицательные последствия обучения вообще, и математике в частности – это физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения; отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к обучению в целом, и к однообразной учебной работе; повышенная тревожность и незащищенность из-за непонимания изучаемого, невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит, и невозможности подготовиться к этой работе. Для преодоления указанных последствий необходимо выявить соответствующие средства. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения за работой учащихся, собственной практики позволил выделить группы таких средств.
Первая группа включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения математике. К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, физиологами, медиками. Это различные физкультминутки, не содержащие обучающих элементов, например: “перемена поз” и “упражнения для глаз” (по В.Ф.Базарному); комплекс физических упражнений- наклонов, приседаний, вращательных движений рук и т.д.
Реальную пользу физкультминутки приносят только тогда, когда упражнения способствуют оздоровлению детей. Одним из приемов активизации организма является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы “сидя” в позу “стоя”. Наиболее удобно применять позу “стоя”при объяснении учителя, ответов учеников, при проведении устных упражнений. Главное здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз.
Очень эффективными являются специальные упражнения для глаз. Это упражнение на движение глаз по специальной схеме “зрительно-двигательных траекторий”. Схема содержит пять траекторий (разного цвета) для движений глаз: вверх-вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнения выполняются стоя 10 – 15 раз.
Вторая группа включает средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие. В эту группу входят упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий.
Например: учащиеся выполняют двигательные упражнения (1 группа) сопровождают их определенными дополнительными действиями: ведут счет предметов, повторяют таблиц сложения и вычитания и т.д. Здесь же они могут выполнять измерение шагами, проговаривать правила, изображать геометрические фигуры.
Примером упражнений этой группы являются “Ритмические игры”, (Л.Г. Петерсон), где двигательная активность детей направлена на усвоение учебных понятий.
К этой группе можно отнести “живое построение”, когда четверым учащимся предлагается взяться за руки и образовать квадрат, изобразить пирамиду. Этот прием можно использовать при усвоении компонентов сложения и вычитания, при показе математических действий, при знакомстве с задачами на движение. Кроме физического и математического развития при соприкосновении рук возникает ощущение чувство защищенности, единства, близости. Не зря в народной русской педагогике придавали огромное значение хороводам.
К этой же группе средств можно отнести работу с карточками “я”, “хор” (Г.А. Цукерман). “Я” - условно изображен ребенок с поднятой рукой, “хор” - несколько детских головок с открытыми ртами. Показ карточки “я” означает для детей, что вслух нужно говорить только одному, а остальным слушать. Показ карточки “хор” - это сигнал для хорового проговаривания. При хоровых ответах дети получают возможность осваивать действия в “ плане громкой речи ”, учатся слушать. Хоровое проговаривание позволяет ребенку чувствовать себя комфортно, ощущать себя участником общего дела. Работа по названным схемам способствует развитию внимания и частично возмещает дефицит громкой речи на уроках.
К третьей группе можно отнести средства, которые можно назвать “завлекалочками”. Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по освоению предметного содержания. Такие задания представляются с помощью ярких картинок, включаются в сказочный или занимательный сюжет. Задача учителя - переключить внимание и интерес детей с формы на математическое содержание заданий.
Например, на доске - изображение кувшинов и цветов. На каждом кувшине – число, на каждом цветке числовое выражение. Задание: помогите разобраться, какие цветы нужно “поставить” в каждую вазу, выберите самый красивый букет и самый “трудный” букет. К этой же группе относятся задачи в рифмованной форме, задания – игры .Одна из групп средств, помогающая пониманию учащимися содержания учебного материала и развития личностных качеств. Их взаимодействие на здоровье детей значимо, хотя и проявляются не так явно, как воздействие плохого освещения. Эти средства отсрочены во времени и оказывают положительное воздействие на психологическое здоровье детей, а через него на физическое.
Работа на перспективу. На первом уроке по теме, которая рассчитана на длительное время, обсуждаем с учащимися перспективы ее изучения с помощью вопросов. Например, приступая к изучению действия умножения и деления, обращаюсь с вопросами: Как вы думаете, что такое умножение и деление? (Это арифметические действия). Какие арифметические действия мы с вами изучали? (Сложение и вычитание). Что знаете о сложении и вычитании? Какие проблемы можно решить с помощью этих арифметических действий? И т.д. В результате обсуждения намечается программа изучения темы, т.е. прогнозировать предстоящую работу, выбирать задания, таким образом, каждый ученик получит возможность работать в зоне своего ближайшего развития.
Развитие младших школьников совершается постепенно и последовательно. Различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития не одинаковы. Достижимая норма детского развития - оздоровительная работа.
Огромное значение среди здоровьесберегающих технологий обучения имеют средства двигательной направленности. Это движения: физические упражнения, подвижные перемены, эмоциональные разрядки, гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная).
В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию. От которого зависит нормальное снабжение крови кислородом, ритм работы сердца. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
На уроках обучения грамоте используют голосо-дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика (О.В. Джежелей) оказывает эффективное влияние на звукопроизношение. Специально подобранные упражнения способствуют укреплению мышц органов речи и постановке правильного дыхания – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Речевая гимнастика выполняется в течение 2-3 минут, в игровой форме.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности, поэтапно, по принципу от простого к сложному. В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными
Немаловажное значение для укрепления здоровья детей имеет экологическое пространство, которое связано с воздействием всей совокупности средовых факторов. Один из этих факторов – воздушная среда. В последние годы представления о воздействии запахов на человека оформились в новую науку - ароматологию и ее прикладную ветвь - ароматотерапию. Лучший источник полезных запахов – растения. Выращивание в классных комнатах растений в соответствии с рекомендациями ученых должны быть направлены на сохранения и укрепления здоровья.
Растения дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Растения выделяют эфирные масла, которые действуют подобно гормонам, проникая в системы организма, влияя на эмоции и физические реакции, регулируя их, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов крови. Определенные эфирные масла имеют связь с конкретными органами тела. Например, гераниевое масло активизирует кору надпочечников и снимает напряжение, вызванное стрессами, апельсиновое - используют для борьбы с тревогой, страхом.
Все цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. Летучие выделения некоторых растений в силу своей биологической активности даже в микроскопических дозах могут обладать бактерицидным, бактериостатическим, фунгицидным действием. От летучих фитонцидов амариллиса, агапантуса, зиферантеса, гипеаструма некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. Для оздоровления воздуха в комнате полезно держать такие растения, как хлорофитум, мирт, розмарин, аглаонему, аспарагусы. Давно известные фитонцидные свойства хвойных. Это криптомерия, можжевельник, сосна. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров.
При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия:
Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;
Присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций у учащихся.
Для ароматизации воздуха можно использовать и искусственные препараты и приборы. Например: электронный воздухоочиститель “Супер-Плюс-Эко” делает воздух в помещении чистым, удаляет из воздуха пыльцу растений, споры грибов, клещей, невидимую пыль. Воздухоочиститель оказывает профилактическое и оздоровительное воздействие при астме, бронхите, аллергии, устраняет синдром усталости. Очищенный воздух насыщается отрицательными ионами – “витаминами воздуха”. Воздух становится чистым и бодрящим, как в горах или на морском побережье.
Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии и здоровьесберегающие образовательные технологии, несомненно, должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учетом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения, навыки. Цена обучения для здоровья - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий. Индикатор оценки – степень интереса школьника к учебе, в желании или не желании идти в школу.
Особенности организации зрительной работы в связи с требованиями учебно-воспитательного процесса
Обучение в школе не должно вредить созреванию физических систем, особенно зрительного анализатора.
В процессе обучения школьников до 80-90℅ нагрузки приходиться на зрительный анализатор. Масштабы нагрузки, получаемой зрительным анализатором, подтверждает тот факт, что если все увиденное человеком в течении дня перенести на кинопленку, то нужно израсходовать ее около 20км.
Для школьников особенно важно соблюдение гигиенических нормативов, т.к. возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. В этот период происходит формирование рефракции и чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая недостаточно развита или ослаблена, что может привести к развитию близорукости.
Первые признаки близорукости: ученик склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. У близоруких детей чаще отмечаются нарушение осанки, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться. Школьники жалуются на боль двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление.
Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Учащимся предлагают быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета ( палец, карандаш, точка на оконном стекле, комнатный цветок и т.д.) на удаленный (противостоящий дом, дом облако, дерево) и обратно. Систематическое выполнение приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшается начальные признаки ее нарушения.
Во избежание зрительного утомления самое эффективное средство – активный отдых, заключающийся в смене рода деятельности. Несколько несложных движений, разминка, хотьба по комнате.
Комплекс упражнений для глаз №1
● И.п.- стоя. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8раз)
● Посмотреть вверх вправо, затем по диагонали вниз влево (6-8раз)
● Посмотреть вверх влево, по диагонали вниз вправо (6-8раз)
● Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8раз)
● Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет двоиться (6-8раз).
● Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11раз)
● Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. И.п. - сидя.
● Быстро моргать в течении 15 секунд. Повторить3-4 раза.
● Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10раз.
● Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.
● Перевод взгляда с ближнего предмета и наоборот.
При составлении комплексов упражнений целесообразно включать также упражнения для укрепления мышц шеи и спины, которые способствуют улучшению функциональных возможностей сердечно - сосудистой и дыхательной систем, а также укреплению мышечного корсета, мышц шеи и спины, ослабленных неправильной позой при зрительной работе ( сильно наклоненная голова, сутулая спина).
Правила удобной посадки школьника за столом
Сиди прямо. Голову чуть-чуть наклони вперед. Обопрись на спинку стула и проведи ладонью между грудью и краем стола. Если ладошка свободно прошла, значит, ты сидишь правильно.
Сиди ровно, не отклоняясь ни влево, ни вправо.
Тетрадь или книгу держи от глаз на расстоянии, равном от локтя до кончиков пальцев, что всегда можно самостоятельно проверить.
Руки на столе лежат свободно и спокойно.
Ноги стоят на полу ровно и уверенно.
Для улучшения осанки можно использовать специальные учреждения, которые относятся к эрг – аэробике ( разработана специалистами в области «медицинской эргономики» и включает наиболее новаторские принципы эргономики, профилактические и реабилитационные упражнения).Эрг – упражнения достаточно просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Они повышают выносливость и продуктивность работы за компьютером. Их можно выполнять в любое время и любом месте. Эрг – упражнения помогают поддержать хорошую физическую форму и незаметно становиться естественным способом выполнения работы – здоровым и безболезненным.
Эрг – упражнения
«Глядя в небо»
И.п. – стоя, руки лежат на бедрах.
Медленно отклоняться, назад глядя в небо.
Вернуться в исходное положение.
«Египтянин»
И.п. – сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз.
Надавив указательным пальцем на подбородок и сделать движение шеей назад.
В этом положении следует оставаться в течении 5 секунд.
«Абра – кадабра»
И. п.. – сидя, руки лежат на подлокотниках, запястье должно быть вытянуто вни
Абра – (медленно сжать ладони в кулак)
Кадабра – (медленно разжать кулаки).
Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.
«Разговор с ладонью»
И. п. – сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч.
Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянув назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад. В этом положении следует остаться в течении 10 секунд.
«Приподнимание крышки стола»
И. п. – сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение. В этом положении следует оставаться в течении 10 секунд. Смысл упражнения состоит в том, чтобы активизировать мышцы с целью их укрепления. Для достижения желаемого результата эти упражнения рекомендуется повторять не менее 10 раз.
Очень важно запомнить несколько «золотых правил», которые помогут получить от знаний максимум удовлетворения.
Правило первое.
Разминка может быть – общая, музыкальная, танцевальная или для глаз
Разминка общая
И. п. – стоя. Наклоны головы вперед и назад, влево и вправо по 10 раз, вращение по и против часовой стрелки.
И. п. – стоя. Вращение согнутых и приставленных к плечам рук по 10 раз вперед и назад.
И. п. – стоя. Вращение кистей рук по кругу, по 10 раз по и против часовой стрелки.
И. п. – стоя. Наклоны влево и вправо по 5 раз, вперед и назад по 5 раз.
И. п. – стоя. Руки на поясе, вращение таза по и против часовой стрелки по 5 раз.
И. п. – стоя. Прыжки на месте в течении минуты.
И.п. – стоя. Сжимать и разжимать пальцы по 20 раз.
Разминка музыкальная
На море.
(под медленную и спокойную музыку)
«Горизонт»
1-4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева - направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 – повторять линию горизонта справа налево.
«Лодочка»
1-4 чертим «лодочку» (дугу книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. 5-8 – повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
«Радуга»
1-4 – чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 – повторить движение счета 1-4 в другую сторону.
«Солнышко»
1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
«Пловец плывет к берегу»
1-4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5-8 – медленно приблизит кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
«Яркое солнышко»
1-8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Разминка танцевальная
Шире круг
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
(Хлопки перед собой, руки вверх – потянуться.)
Всех друзей, всех подруг
В дружный хоровод.
( Поворот направо, правую руку в сторону. Повторить движение в другую сторону.)
Руки на пояс
Поставим вначале,
(Руки на пояс.)
Влево и вправо.
Качнем мы плечами.
(Наклоны влево, вправо.)
Ногу на пятку
Поставим вперед,
(По очереди правую, левую ногу на пятку вперед.)
Сделаем дружно
Мы поворот
(Поворот на 360 градусов с переступанием на носках.)
Ну а теперь глубоко
Все вздохнем,
(Глубокий вздох.)
Дружно присядем
И песню споем.
(Выдох – полуприсед.)
Шире круг, шире круг,
Музыка поет
(Хлопки перед собой, руки вверх – потянуться.)
Всех друзей, всех подруг
В дружный хоровод.
(Поворот направо , правую руку в сторону. Повторить движение в другую сторону.)
Разминка танцевальная
Мы танцуем «Хлопай – топай»
Мы танцуем «Хлопай – топай»
(Шагаем на месте.)
Утром, днем и вечером!
Лучший танец
(Хлопаем в ладоши.)
«Хлопай – топай»,
(Топаем ногами.)
Когда делать нечего…
(Шагаем на месте.)
Кем бы ни был ты – отличник,
(Приделаем.)
Иль совсем наоборот,
(Повороты влево, вправо.)
Разучите танец этот
(Хлопаем в ладоши.)
И танцуй целый год!
(Топаем ногами.)
Милашки
Эх раз, еще раз,
Наклоняемся мы сейчас
(Наклоны вправо, влево, руки на пояс.)
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас.
(Тройной притоп – повторить 2 раза.)
Мы – малышки,
Куклы – неваляшки.
(Наклоны вперед, руки в стороны.)
Взгляд туда и взгляд сюда,
Делай раз и делай два.
(Поворот головы направо, налево.)
Ой беда, беда, беда,
Закружилась голова.
(Круговые движения головой направо, налево 4 раза.)
Мы малышки,
Куклы – неваляшки.
(Два наклона вперед прогнувшись.)
Глазками похлопали,
(Поморгать глазами, руки вниз.)
Ножками потопали.
(Ходьба с притопами на месте.)
Влево - вправо наклонились,
(Наклоны влево – вправо, руки на пояс.)
Всем знакомым поклонились.
(Наклон вперед)
Мы - малышки,
Мы – очаровашки.
Разминка для глаз
Удивление – И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Сморщить лоб, поднять брови. Расслабить лоб. Постараться сохранить кожу абсолютно гладкой хотя бы в течении 1-2 минут.
Сердитесь – И. п. сидя, откинувшись на спинку стула. Нахмуриться – расслабить брови.
Страх – И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Расширить глаза – расслабить веки.
И. п. –сидя, откинувшись на спинку стула. Расширить ноздри – вдох – выдох – расслабление.
И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Зажмуриться – расслабить веки.
И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Сузить глаза – расслабиться.
И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабиться.
И. п. – сидя. Оскалить зубы – расслабить щеки и рот.
И. п. – сидя. Откинуть нижнюю губу – расслабление.
Использование физкультурных минуток на уроках
Урок – основная форма учебного труда учащихся. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10000 уроков. Естественно, что и психологическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы.
Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные «минутки» (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник, и предупредить нарушение осанки.
Проводиться эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в классе в период утомления детей на уроках, за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий. Время проведения определяется преподавателем, ведущим урок. Следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду (пояс, пуговицы); упражнения выполняются сидя за партой или стоя около нее. Комплекс состоит их 4-6 упражнений, повторяемых 4-6 раз.
Все упражнения должны быть простыми, учитывающими характер предшествовавшей работы. Так письменная работа требует упражнений для мышц кистей (сгибание – разгибание пальцев, противопоставление пальцев, щелчки, вращения пальцами и кистями, потряхивание кистями), при длительном сидении – упражнения для мышц спины ( потягивание, наклоны, ходьба) в сочетании с дыхательными.
В процессе учебной деятельности учащимся, на протяжении одного или нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточно активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. Это поведение физиологически оправданно, так как различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу.
Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Это достаточно актуально в связи с тем, что в настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности. Особенно у детей младшего школьного возраста.
Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренге, если позволяет помещение классной комнаты.
Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением и т. д.)
Танцевально – ритмичные физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию. Для их проведения можно использовать аудиозапись с заранее записанным музыкальным проведением и ритмичным стихотворением. Данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.
Мы отлично потрудились
Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовьтесь, все ребятки!
(Хлопки в ладоши.)
Танцевальная зарядка!
(Прыжки на месте.)
Мы похлопаем в ладоши
(Хлопки в ладоши.)
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выш
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
Физкультурно-спортивные минутки представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседание, ходьба и т.д.):
● И. п. – основная стойка. Руки через стороны вверх, подняться на носки, подтянуться; вернуться в И. п.
● И. п. – стойка, руки к плечам, локти прижаты к туловищу. Вращение рук вперед, вращение рук назад.
● И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны вперед, руки в стороны; вернуться в И. п.
● И п. – присед на носках, руки на коленях. 3 прыжка на месте в приседе, выпрямиться.
● И. п. – основная стойка. Выпад правой ногой вперед, руки вверх, в стороны; вернуться в И. п. Тоже левой ногой.
● И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, расслабить мышцы, уронить руки вниз и потрясти ими; вернуться в И. п.
Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевые сопровождение выполнения упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного учебного предмета.
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Подтянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим - вертим го
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем,
(Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперед.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идет.
(Дети садятся за парты.)
Сколько раз
Сколько раз я ударяю в бубен,
Столько раз дрова нарубим.
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружочков,
Столько сделаем прыжочков.
(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.
Кто стучит за окном?
Кто стучит за окном?
Дождь идет по траве.
(Постучать пальцами по парте)
Кто шуршит за окном?
Ветер в мокрой траве.
(Махи руками вправо – влево)
Кто журчит за окном?
Ручейки, ручейки.
(Перебирать пальцами по парте)
Кто кричит за окном?
Стаи птиц у реки.
(Руки согнуты в стороны, махи кистями.)
Кто молчит за окном?
(Поднять плечи опустить.)
Так никто не молчит:
(Постучать пальцами по парте.)
Там и дождик стучит,
(Руки согнуты в стороны.)
Там и птица кричит.
(Махи кистями рук.)
Только я и молчу,
(Руки поднять вверх.)
Всех послушать хочу.
(Руки опустить вниз.)
Л. Кудрявская
Игры для использования в физкультурных минутках
Найди цвет
Учащиеся становятся в круг. Педагог командует: «Коснитесь желтого, раз, два, три!» Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь. (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний – выбывает из игры. Педагог снова повторяет команду, но уже с новом цветом. Побеждает оставшийся последним.
Радуга
Школьники стоят или сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные «лодочкой». Один из учащихся или педагог ходит по кругу и выкладывает в ладоши некоторых детей наибольшие цветные шарики или предметы тех же светов, что и радуга. Если учеников меньше семи, то сначала раздают шарики первых 3-4 цвктов радуги, затем следующих цветов.
После того, как педагог обошел всех детей, он говорит:
«Радуга появись радуга покажись!»
Те школьники, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в рад по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга.
Первый из учащихся показывает свой предмет – красный и спрашивает: «У кого есть такой же?». Другие ученики по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т.д. Названия не должны повторяться.
Те школьники, которые в течении нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре.
Чем пахнет?
Приготовьте предметы со специфическим запахом – мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. Затем завяжите одному из учащихся глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
«Я луна, а ты звезда».
Вариант для игры в парах: Один ученик говорит, например: «Я - гроза!». Другой должен быстро ответить что – либо подходящее, к примеру: «А я – дождь». Первый продолжает тему: «Я – большая туча!». Ему можно быстро ответить: «Я – осень». И так далее…
Методы дыхательной гимнастики
Продолжая перечень проблем, связанных с комплексной информатизацией образования, следует отметить, что компьютеры являются источником электростатического, электромагнитного полей, инфракрасного, ультрафиолетового излучений. Известно, что электростатического поле обладает способностью «заряжать» микрочастицы, пылинки, препятствуя их оседанию. Единственно, дышать такими составом воздуха достаточно вредно, поскольку мы подвергаем себя дополнительному риску возникновения заболеваний верхних дыхательных путей, аллергических заболеваний и др.Несоблюдение гигиенических рекомендаций (отсутствие влажной уборки помещении, проветривания и т.д.) приводит к проблемам со здоровьем школьников.
Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать.
При обучении детей младшего школьного возраста дыхательным упражнениям, прежде всего обращаем внимание на выдох, добиваясь его продолжительности» подуй на снежинку», «на одуванчик» т.д. Или показываем произношение некоторых звуков. Наиболее удобным являются:
«ух-х» - колка дров» «ау-у-у» - заблудился; «ка-а-р»-ворона; «га-га-га»-гуси; и др.
Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос.
При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделение слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пали и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовки может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за слабой простудные заболевания.
В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко , ровно, ритмично.
Правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений:
- вдох через нос – выдох через рот;
- краткий глубокий вдох – замедленный выдох;
- медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;
- медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей;
- выдох толчками;
- сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;
- выдохните воздух и не дышите в течении нескольких секунд, затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько активных, коротких вдохов;
- на одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж – Ж – Ж - Ж…; писк летающего комара: З – З – З – З…; рычание собаки: Р – Р – Р – Р …; воздух, проходящий из проколотый шины велосипеда: С – С – С – С …;
- «Свеча» - ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так чтобы пламя «легко», и удержать его в таком положении до конца выдоха;
- на одном выдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф! Ф!..;
- произнести скороговорку – считалку.
Список скороговорок для дыхательных упражнений
- А мне не до недомогания.
- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
Была Фрола, Фролу на Лавра наврали. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
- В поле полет Фрося посо, сорняки выносит Фрося.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Во мраке раки шумят в драке.
Основная цель дыхательных упражнений – выработать умение дышать правильно, чтобы было постоянное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.)
Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя следующие упражнения:
Упражнение «Ладошки»
Исходное положение (И. п.): встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителям» - «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки ( хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом ( т.е. «шмыгните» 4раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды – пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова паузу.
Упражнения «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.
Упражнение «Погончики»
И. п.: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз в полу, как бы отжимаясь от него ( плечи напряжены, руки прямые, тянуться к полу). Затем кисти рук возвращаются в и. п. на уровень пояса. Плечи расслаблены – выдох «ушел». Выше пояса руки не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов – движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.
Норма 12 раз по 8 вдохов – движений.
Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)
И. п. встаньте прямо, ноги четь уже ширины плеч, руки вдоль туловища ( основная стойка – о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу к полу, но не касаться его)и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклон делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а на прямая, голова опущена.
Норма 12 раз по 8 вдохов – движений.
Классный час во 2 классе.
Тема: КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ГРИППА (Тематическая беседа-викторина)
Цели: сформировать понимание того, что наше здоровье зависит от каждого из нас; познакомить со способами профилактики гриппа и первых действиях при заболевании до прихода врача; учить технологии изготовления марлевой повязки.
Учитель: - Несмотря на то что эпидемии гриппа случаются в нашей стране почти каждый год, и мы уже привыкли воспринимать эту болезнь как данность, недооценивать ее не стоит.
(2 слайд) Вирус гриппа вездесущ. Во время эпидемии всего один больной может заразить 35 человек, оказавшихся от него в радиусе двух-трех метров. А ведь грипп может иметь летальный исход. Как же защитить себя и своих близких от этой напасти? (Ответы детей)
II. Профилактика и лечение гриппа.
1. «Я прививок не боюсь...» - рассуждения о пользе прививок против гриппа.
(3 слайд) Бывает, что этого недостаточно. И ученые-медики придумали еще одну защиту от таких болезней.
(стихотворение С. Михалкова «Прививка».)
Послушайте и скажите, что это за защита и почему испугались девочки.
Две сестренки Катя с Варей
Докторов почти не знали:
Не лечились, не болели,
Потихонечку взрослели.
Пригласили на прививку,
Пошли весело, с улыбкой.
В поликлинику вошли,
К кабинету подошли,
Посмотрели друг на друга,
Задрожали от испуга.
Врач сестренок приглашает:
— Заходите, кто желает.
— Ты иди, а я потом,
— Молвит Катя шепотком.
— Ты же старше, ты иди,
И пример мне покажи.
Так стоят, в глазах тревога,
А войти никто не может.
И чего боятся детки,
Ведь не ставят здесь отметки?
- Почему испугались девочки?
- Делали ли вам прививки?
- От каких болезней?
- Как вы думаете, зачем делают прививки?
В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.
Медработник. Одним из самых эффективных методов профилактики гриппа является ежегодная вакцинация. Она, к сожалению, не гарантирует 100-процентную защиту от болезни. Ведь грипп опасен тем, что его вирусы могут изменяться каждый год. Поэтому вакцина, созданная на основе прошлогодней формы вируса гриппа, не всегда оказывается в состоянии победить его новый вид.
Тем не менее, врачи настоятельно рекомендуют всем делать прививку. Привитые люди реже болеют гриппом и в случае заболевания легче его переносят. Идеальное время вакцинации - октябрь-ноябрь, так как необходимо, чтобы после прививки выработался иммунитет.
2. Профилактика гриппа в домашних условиях – советы специалиста.
Медработник. Если вы по каким-либо причинам не смогли сделать в этом году прививку, не расстраивайтесь: существуют профилактические меры, предпринять которые никогда не поздно. Например, включить в свой ежедневный рацион лук и чеснок - природные антибиотики, активно уничтожающие микробы и бактерии.
В преддверии эпидемии рекомендуется в свой рацион включать фрукты и овощи, содержащие большое количество витамина С: апельсины, лимоны, капусту и т. д. Можно начать принимать аптечные препараты витаминов.
3. Меры предосторожности при контакте с гриппующими - требования личнойбезопасности.
Медработник Вирус гриппа передается воздушно-капельным путем и прежде всего попадает на слизистые оболочки носа и горла. Поэтому перед выходом на улицу (ПОКАЗ) желательно смазывать ноздри оксолиновой мазью или испытанным народным средством - раствором мыла. Вернувшись домой, не забывайте тщательно вымыть руки с мылом, а еще хорошо бы прополоскать горло.
Во время эпидемии старайтесь поменьше посещать людные места. Лучше отказаться от походов в кино или компьютерный клуб, чем проболеть неделю, а то и месяц. Также в целях безопасности, передвигаясь на общественном транспорте, закрывайте шарфом рот и нос.
4. Сообщение «Грипп – болезнь заразная и очень опасная».
Учитель: Если уберечься от болезни не удалось, главное - начать правильно лечиться. В первую очередь необходим постельный режим, иначе возможны осложнения. И обязательно вызовите врача!
Чтобы не распространять инфекцию по дому, постоянно носите марлевую повязку. Желательно, чтобы заболевший находился в отдельной комнате. В этой комнате необходимо делать проветривание и регулярно проводить влажную уборку. Вирус гриппа обычно оседает на дверных ручках, телевизионных пультах, телефонных трубках, то есть на тех предметах, которыми пользуются все члены семьи. Поэтому их нужно дезинфицировать самыми первыми. Для больного необходимо выделить отдельное полотенце и посуду.
Во время болезни пейте больше жидкости: вода выводит токсины и вредные микроорганизмы. Идеальное питье - чай с лимоном, малиной, черной смородиной, шиповником, минеральная вода.
(4 слайд)
III. Викторина «Что ты знаешь о гриппе».
Зачитываю вопрос, учащиеся выбирают из нескольких ответов правильные.
(Правильные ответы выделены курсивным шрифтом).
1) Как передается вирус гриппа?
а) через воду; в) воздушно-капельным путем;
б) через пищу; г) через рукопожатие.
(5 слайд)
2) Для профилактики заболевания гриппом необходимо:
а) сделать прививку; в) есть овощи и фрукты;
б) пить минеральную воду; г) принимать витамины.
(6 слайд)
3) Для того чтобы больной гриппом не заразил окружающих, ему необходимо:
а) носить марлевую повязку; в) пить витамины;
б) иметь отдельную посуду; г) есть лук и чеснок.
(7 слайд)
4) Во время болезни врачи рекомендуют пить чай:
а) с лимоном.; в) с сахаром; д) с вишней;
б) с малиной; г) с бутербродом; е) с черной смородиной.
(8 слайд)
5) При первых признаках заболевания необходимо:
а) вызвать врача; в) идти в школу;
6) лечь в постель; г) принять лекарство.
(9 слайд)
IV. Практическая работа. Задание. Изготовить марлевую повязку из широкого бинта.
Порядок изготовления:
1) сложить бинт четыре-пять раз (размер определяется каждым учащимся индивидуально таким образом, чтобы повязка закрывала лицо почти от одного уха до другого);
2) проложить по краям повязки прямые стежки для соединения слоев марли;
3) пришить завязки.
(10 слайд)
V. Подведение итогов.
Теперь вы поняли, друзья:
С гриппом нам шутить нельзя!
Не простужайтесь, закаляйтесь,
Гриппа все остерегайтесь!
Защита от гриппа надежная есть:
Прививку сделать, овощи, фрукты есть,
Помазать мазью оксолиновой в носу,
Не забыть про марлевую полосу.
Не болейте гриппом, дети,
Здоровье - важней всего на свете.
Чтоб болезней избежать,
Организм свой надо закалять!
Желаю здоровья вам от души,
Берегите себя, вы уж не малыши.
О профилактике гриппа знакомым своим расскажите,
Как уберечься и как лечиться, подскажите.
Использованная литература:
Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина«Школадокторов природы или135 уроков здоровья» Издательство «Вако» Москва 2005г
О.В.Павлова «Как вести себя в школе и дома». Издательство «Учитель» Волгоград 2006 г
Использованная литература:
Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Издательство «Вако» Москва 2005г
О.В.Павлова «Как вести себя в школе и дома». Издательство «Учитель» Волгоград
Заключение.
В школу всё активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку и психику учащихся. Современный подход развития цивилизованного общества по праву пазывается этапом информатизации. В полнее естественно, что процесс информатизации целиком и полностью охватывает процесс образования.
Таким образом, у школы нет иного выбора, кроме как адаптации её к информационному веку. Но необходимо искать решение в организации учебного процесса, не наносящего вреда здоровью участников педагогического процесса, в поиске перспективных образовательных систем.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
В мощном потоке комплексной информатизации образовательного процесса просто преступно забывать об «оазисах здоровья» для школьников виде физических упражнений, физкультминуток
Список литературы:
Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста.
Москва 2000г.
Попова А.И. Укрепление здоровья.
Журнал начальная школа N 11, 2002г.
Филиппова Л.А. Личностно ориентированное образование.
Журнал начальная школа N 2, 2003г.
Абаскалова Н.П.Здоровью надо учить.
Валеология через школьные предметы. Новосибирск, 2000г.
Обухова Л.А., Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков
здоровья» Издательство «Вако» Москва 2005г
Петерсон Л.Г. Активизация деятельности детей на уроках математики. Москва, 1995г.
Павлова О.В. «Как вести себя в школе и дома». Издательство «Учитель» Волгоград 2006.
Царева С.Е. Задания творческого характера для учащихся начальной школы
Новосибирск, 2000г.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.
(Академия развития – психолог). Ярославль, 1997г.
Цукерман Г.А. и Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь Томск 1992 г