Методическая система учителя начальных классов в условиях реализации требований ФГОС начального общего образования
Методическая система учителя начальных классов в условиях реализации требований ФГОС начального общего образования
В соответствии с приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке от 26.03.2010 № 252 «Об утверждении общеобразовательных учреждений Смоленской области в качестве пилотных площадок по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с 1 сентября 2010 года общеобразовательные учреждения Смоленской области столкнулись с необходимостью реализации ФГОС НОО.
Согласно новому федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», вступающему в силу с 01.09.2013, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая система учителя начальных классов в условиях реализации требований ФГОС начального общего образования »
Елена Юрьевна Кувико,
заместитель директора по АХР,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
Методическая система учителя начальных классов в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В соответствии с приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке от 26.03.2010 № 252 «Об утверждении общеобразовательных учреждений Смоленской области в качестве пилотных площадок по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с 1 сентября 2010 года общеобразовательные учреждения Смоленской области столкнулись с необходимостью реализации ФГОС НОО.
Согласно новому федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», вступающему в силу с 01.09.2013, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В концептуальных положениях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в качестве одного из основополагающих ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуальности». Следовательно, ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности обучающихся и опирается на общеучебные умения и навыки.
Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Если обучающийся на уровне начального общего образования не приобрёл этих качеств, то на уровне основного общего образования не справится с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой, потеряет интерес к занятиям. Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в первом классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника. Учебные материалы образовательной системы «Школа 2100» формируют различными средствами самостоятельную деятельность, из которых наиболее распространённой является самостоятельная работа. Она обеспечивается высоким уровнем познавательной активности обучающихся уровня начального общего образования по критериям саморегуляциии и целеполагания, которые формулируются именно в этом возрасте.
Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.
Проблема формирования учебной самостоятельности обучающихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что мы как учителя ставим перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности обучающихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях нашего общества.
На начальном уровне обучения в профессиональной деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучить школьников умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.
Главная задача заключается в формировании компонентов учебной деятельности. При этом под формированием понимается не “насильственная” деятельность “извне”, а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью обучающимися. Наша роль как педагогов в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать адекватные средства и приемы для реализации тактических задач.
Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью обучающихся важно определить признаки самостоятельной работы:
-наличие задания учителя;
-руководство учителя;
-самостоятельность обучающихся;
-выполнение задания без непосредственного участия учителя;
-активность обучающихся.
Для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различного вида заданий или анализе их выполнения постоянно обращается внимание школьников на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.
Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу обучающихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть школьнику его продвижение вперед.
Поскольку одной из ведущих задач, встающих передо нами, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью обучающихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников, как на уровне учителя, так и на уровне обучающегося. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах урока.
Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считается самостоятельная работа творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у обучающихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес. Для повышения эффективности формирования мотивации проводится ее диагностика. Начиная со второго класса через анкетирование можно определить вид учебно-познавательного интереса обучающихся.
Наибольший интерес представляют ответы учащихся на вопрос: “Какую задачу ты выберешь для своей самостоятельной работы – ту, где решение пройдет на высоком уровне сложности, или решишь несколько простых задач?”
В результате обработки анкет определяется вид познавательного интереса школьников: по содержанию (внешний): “Буду решать данную задачу, так как на этой странице учебника много интересных картинок”; по процессу (внутренний): “Буду ее решать, так как способ решения не открылся мне сразу, нужно приложить усилия, чтобы его отыскать”.
Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:
-наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы;
- разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию;
- соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей обучающихся;
- соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15–20 мин) при проектировании урока;
- последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
- четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой;
- стимулирование школьников к выбору заданий высокого уровня сложности;
- разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.
Сегодня, когда уровень развития школьника определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с уровня начального общего образования. Данные повторной диагностики, наблюдения на уроке показывают, что в результате целенаправленной работы по формированию учебной самостоятельности уже к концу второго года обучения у школьников приобретаются предметные компетенции.
Для диагностики был проведен тест на оценку самостоятельности мышления (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. Результаты диагностики за 3 и 4 класс представлены в виде диаграммы.
Данные диагностики, наблюдения на уроке показывают, что в результате целенаправленной работы по формированию учебной самостоятельности уже к концу I четверти 4 класса у обучающихся наблюдается положительная динамика.
Развивающая функция обучения требует не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также обучение школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Обучающихся нужно целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом. Подтверждением тому служат слова М. Монтеня о том, что "мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный".
Степень развития школьника определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Младший школьный возраст считается сензитивным периодом формирования навыков учебной деятельности (когда организм обладает повышенной чувствительностью к воздействиям внешней среды) в целом и общеучебных умений в частности. В связи с этим уже в первом классе необходимо закладывать основу для умения учиться. Именно в этот период учеба приобретает характер ведущей деятельности ребенка, формируя все основные психологические новообразования этого возраста. Учитывая это, представляется возможным обучение детей элементам научной организации интеллектуального труда на занятиях по курсу "Учись учиться". Ведущей задачей на уровне начального общего образования является воспитание у обучающихся активности и учебной самостоятельности. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и компетенций учебного труда.
Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Понятно, что эти черты должны закладываться в фундамент школьного образования – в начальную школу. Чтобы вырастить учебную самостоятельность, инициативность, поисковую активность выпускников, надо уже в первом классе на каждом уроке (а не только во внеурочное время) проращивать семена и окучивать первые всходы этих черт личности.
Основная причина неумения школьника работать самостоятельно состоит в том, что его не учили так работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Для этого нужна:
во-первых, психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта;
во-вторых, ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки;
в-третьих, ребенок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий;
в-четвертых, нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания.
Самостоятельность человека в зависимости от обстоятельств принимает различный вид. Для школьника важна учебная самостоятельность, вне школы обычно проявляется “житейская”. Эти две позиции тесно взаимосвязаны, но не идентичны.
Развитие самостоятельности и творческой активности школьников в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом уровни. Руководство процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую состоит в осуществлении последовательных взаимосвязанных, взаимопроникающих и обусловливающих друг друга этапов учебной работы, каждый из которых обеспечивает выход обучающегося на соответствующий уровень самостоятельности и творческой активности. Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.
По характеру учебной самостоятельной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по математике целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.
Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности школьника при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда, имея правило, образец, самостоятельно решаются задачи, упражнения на его применение.
Обучающийся, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший еще второго уровня, при решении задачи использует имеющийся у него образец, или правило, или метод и т.п., если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще не решались.
Так как первый уровень развития самостоятельности прослеживается у многих обучающихся в начале занятий, то задача учителя заключается не в игнорировании его, полагая, что школьники, посещающие внеурочные занятия, уже достигли более высоких уровней, а в обеспечении перехода всех обучающихся на следующие, более высокие уровни самостоятельности.
Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает их и выбирает более действенное.
Третий уровень самостоятельности – частично-поисковая самостоятельность. Самостоятельность обучающегося на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела математики формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов математики; в умении осуществить перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлении найти “собственное правило”, прием, способ деятельности; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного; в варьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов решения и т.п. В названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.
Школьник на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности – умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности.
Развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные задания. К ним относятся:
- задания, не сводящиеся к известным способам решения;
- задания, способствующие созданию проблемной ситуации;
- задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей;
- задания, несущие элементы занимательности;
- задания, имеющие практическую значимость;
- задания, допускающие разные способы решения.
Хвалить надо школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т.д.
Самостоятельность в учебной деятельности включает следующие качества: инициативность, предвидение, самооценку, самоконтроль, готовность проявить творчество в учении.
Развитие самостоятельности младшего школьника обеспечивают следующие педагогические условия: использование различных видов группового объединения обучающихся с целью последовательного включения каждого ученика в самостоятельный учебный труд (групповая работа с лидерным и демократическим типом взаимодействия участников); система специальных заданий, реализующих идею востребованности и использования самостоятельных действий школьника.
Самостоятельность школьника – залог его успешного обучения на уровне основного общего образования. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность является одной из сторон личностного развития обучающегося, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т.е. умение учить себя. Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы, для воспитания которых необходима систематическая, планомерная работа учителя.