Метод проектов в рамках РО (на примере уроков технологии).
Метод проектов – это новая методика организации процесса обучения. Этот метод широко опробован российскими учителями многих регионов. Используется он в различных школах : в малокомплектных сельских, в больших городских, коррекционных, в межшкольных учебных комбинатах.
Наши учителя школы 81 тоже используют этот метод в своей работе.
В нашей школе уже много лет проводится обучение по программе Эльконина-Давыдова. Главной задачей этой программы является развитие учащихся, а не только передача определенных знаний и навыков.
А развитие школьников является приоритетным направлением в реформировании российского образования.
Метод проектов нацелен на воспитание творческих и активных людей, способствует осуществлению сотрудничества в процессе совместной работы, решению учебных и практических задач ,поиску информации.
А это всё способствует реализации требований к уровню подготовки учащихся, т. е. к выполнению госстандарта.
Если посмотреть на Европейское сообщество, то там достаточно чётко определяются главные цели образования молодого человека.
Это уважение к общечеловеческим ценностям, т. е.
1) соблюдение прав человека ;
2) соблюдение демократических свобод;
3) воспитание молодого поколения в духе взаимопомощи и терпимости;
4) взаимоуважение полов;
5) формирование потребности к постоянному самообразованию.
В современной жизни от молодых людей требуется умение работать в коллективе, наличие командного духа, ценится чувство ответственности и личная дисциплина, творческий подход к делу и инициативность.
Метод проектов даёт возможность развитию в учениках многих качеств,столь необходимых для их будущей жизни.
Я расскажу о том проекте, который проводился на уроках технологии во 2 классе. Назывался проект « Весенние народные праздники». Проект был рассчитан на 8 уроков и включал в себя:
1) выполнение конкретных технологических задач,
2) изучение некоторых вопросов народоведения,
3) организацию командной деятельности учеников в течение 2х месяцев,
4) поиск информационного материала,
5) сотрудничество детей и родителей,
6) сотрудничество с учениками старшего возраста ( вожатыми).
С чего мы начали работу по проекту?
1. Обсудили и составили план проекта
2. Наметили, о каких народных праздниках будем говорить .
3. Какие поделки будем делать.
Вот какой план у нас получился:
1.Масленица. 7 марта.
2 .День птиц 20 марта.
3. Благовещение- 7апреля
4. Вербное воскресение -7апреля .
5 .Пасха-27апреля.
В моём классе учатся дети из семей, где помнят и чтут традиции христианства. Поэтому я взяла для проекта знакомство с этими праздниками. Было важно, чтобы дети не просто называли эти праздники, но и знали их историю.
Ученики поделились на команды, каждая из которых готовила информацию по одному из праздников. Делали сообщения перед всем классом. Для ребят было важным порадовать и удивить своих одноклассников. В подборе материала ученикам помогали родители. Использовалась и художественная литература, и интернет, и журнальные вырезки.
На уроках технологии ребята выполняли поделки к данному празднику. Так к Масленице мы сделали куколки – веснянки, предварительно прослушав сообщение о самом празднике. К Дню птиц дети подготовили сообщение о пробуждении природы, о перелётных птицах, использовали для сообщения материал из «Лесной газеты» В. Бианки, информацию из журналов, выполнили панно в технике оригами и сколотили скворечники. На уроке детям помогали шефы – пятиклассники, а сколачивать скворечники- родители. К празднику Благовещения дети пекли жаворонков из пресного теста и выпускали из клетки 2-х щеглов по старому русскому обычаю. На праздник Вербного воскресения выполнили панно «Верба свята». Группа выступающих читала стихотворение А. Блока «Верба и свеча» и, конечно, слушали историю этого праздника. А к празднику Пасхи красили в луковой шелухе куриные яйца по старому бабушкиному рецепту. Мне нравится использовать методику проекта на уроках технологии. У детей появляется живой интерес к предмету. Активизируется командная работа. Даже самые пассивные ученики стараются что-то узнать о своём празднике у родителей или найти нужную информацию. Например, стихи к празднику Вербного воскресенья нашла бабушка одного из учеников, а историю праздника Пасхи нашёл папа одной ученицы, и девочка прочитала, что праздник этот зародился как узкосемейный еврейский праздник. Куколки-веснянки были распространены на Руси, а куколки – мартынички в Болгарии. Об этом тоже рассказали дети. В классе во время проекта, т. е. два месяца, висел стенд отчёта. После каждого урока технологии мы на этот стенд помещали детские работы. В ходе реализации проекта я наблюдала, что дети стали более уверенно чувствовать себя в подготовке сообщений, с удовольствием помогали друг другу в изготовлении поделок, старались творчески и аккуратно выполнить поделки, чтобы работа обязательно была хорошо оценена одноклассниками. Я считаю, что метод проектов даёт хорошие результаты в развитии учеников.