Метод проектов как фактор формирования ключевых компетенций
Метод проектов как фактор формирования ключевых компетенций
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Современное общество и современная школа предъявляет к обучению и к учителю, как к человеку, который обучает, определённые требования. Они получили своё отражение в государственном стандарте образования, который обязывает учителя по – иному подходить к своей работе. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели: формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, навыков решения творческих задач и навыков поиска; формирование у детей мотивации к обучению; оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как фактор формирования ключевых компетенций»
Метод проектов
как фактор формирования ключевых компетенций
Учитель МОУ СШ № 140
Жорова Ирина Анатольевна
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то
создавай такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Современное общество и современная школа предъявляет к обучению и к учителю, как к человеку, который обучает, определённые требования. Они получили своё отражение в государственном стандарте образования, который обязывает учителя по – иному подходить к своей работе. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели: формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, навыков решения творческих задач и навыков поиска; формирование у детей мотивации к обучению; оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать себя», раскрывать свою личность. Для того чтобы ребёнок захотел добывать учебную информацию, должен появиться интерес. И я, как учитель, обязана помочь моим ученикам развивать этот интерес, научиться самостоятельно добывать и использовать новые знания. Применение метода проектов на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность и проектную деятельность.
Почему тема моего опыта связана с исследованием?
Потому что это требование Федерального компонента государственного стандарта, в котором написано обеспечить всеобщую компетентную грамотность и сформировать ключевые компетентности: готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Идеяопыта состоит в создании условий для формирования различных компетенций обучающихся по всем учебным предметам, в межпредметных проектах и во внеурочной деятельности. Исходя из этой идеи, урок будет строиться по – особому. Технологический алгоритм урока: проблема, решение проблемы, рефлексия.
Урок начинается с проблемы, и дети привыкают определять задачи, поиск этих проблем, учатся анализировать, сравнивать, обобщать, позволяют организовать поисковую деятельность на учебные и творческие проекты.
Поэтому концептуальными основами опыта являются:
- деятельностный режим организации учебной работы с выходом на учебные и творческие проекты;
- активное учение, ориентированное на самостоятельную поисковую деятельность в добывании знаний.
Новизна данного опыта состоит в добывании обучающимися собственного знания средствами самостоятельной поисковой деятельности.
А теперь задумаемся, что такое исследования для маленького ребёнка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребёнка, ни одного нового для него навыка, чтобы не фиксировать на нём детского внимания, чтобы не превратить его проект с «разработкой плана», обсуждением всех деталей предстоящей работы, с претворением плана в жизнь, с поверкой результата проекта.
Что же такое метод проекта?
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит: развитие познавательных навыков обучающихся; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяя её. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Учебная программа по проектной деятельности строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе. Но не должно вытеснять её, проектное обучение необходимо использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения.
Урок, реализованный методом проектов может быть: урок освоения нового материала; урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.
Основной формой работы на уроке является групповая работа.
Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Этапы выполнения проекта:
- выбор темы и задачи проекта;
- выдвижение первоначальных целей и выбор лучшей идеи;
-планирование проектной деятельности;
- реализация проекта;
-оценка и самооценка проекта;
-презентация проекта.
Действия учителя:
-помогать ученику;
-рекомендовать источники получения информации;
-раскрывать возможные формы деятельности;
-содействовать прогнозированию результатов выполняемого проекта;
-создавать условия для активной деятельности;
-быть партнёром;
-помочь ученику оценить полученный результат.
Действия ученика:
-определить цель проекта;
-открывать новые знания;
-экспериментировать;
-выбирать пути решения возникающих проблем.
Действия родителей:
- помогать советом, информацией;
-проявить свою заинтересованность к работе ребёнка.
Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. В методе проектов на первое место становится деятельность.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
Проект – это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
На этапе решения проблемы предлагаю детям различные игры.
Представить проблему в виде какого-то предмета и решить её.
Проблема, похожая на снежинку, – имеет несколько вариантов решения, из которых нужно выбрать лучший.
Проблема, похожая на мозаику (пазл), – разделить на части и решать каждую часть отдельно.
Проблема, похожая на многослойное желе, – совершать последовательно все действия в правильном порядке.
Проблема, похожая на олимпийские кольца, – каждый в группе должен добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам.
Шесть «думательных» шляп. Загляни в шляпу и ответь на её вопросы.
Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
Синяя шляпа – размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.
Игровой момент помогает и при защите проекта. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, чтобы итог проектной деятельности был успешен. Уже в 1 классе начинается работа над небольшими проектами. Изучая буквы, каждый ученик готовил поделку или «портрет» своей любимой буквы, искал загадку, скороговорку, стихотворение о ней. Дальше появилась идея проекта на тему «Буквы на улицах города» . Сейчас ребята фотографируют предметы, которые напоминают какую-либо букву, после этого будет создана книга.
Интересен на мой взгляд проект «Одежда человека».
- одежда в прошлом
- национальная одежда народов России
- мода
-специальная одежда
-новая школьная форма
- одежда для кукол
Тема «Природа в жизни человека». Проект «Растения».
- комнатные растения;
- правила составления букетов,
-редкие растения;
-лекарственные растения;
-что дают растения человеку.
«Традиции русского народа». Проект «Кукла-масленица»
Тема «Наш организм».
Проект «ОСАНКА - СТРОЙНАЯ СПИНА». Исследовали осанку, выяснили, влияет ли вес портфеля на нашу осанку, разработали комплекс упражнений «Осанка - стройная спина», буклет с советами.
«ГДЕ ТЫ, МОЯ УЛЫБКА?»
Узнали, какие бывают спектры улыбок, провели наблюдения, исследовали, как улыбка влияет на здоровье, успеваемость. Буклет с советами.
Тема «Водоёмы». Проект «А есть ли чистая вода?»
Какие реки и озёра нуждаются в охране.
Что является причиной загрязнения водоёмов?
Как загрязнение влияет на растительный и животный мир, на здоровье человека.Плакат «Капля воды дороже жизни».
Сохраним мир живой природы
Тема «Человек в обществе» Проект «ЕСТЬ ЛИ ДОБРО?»
Причины появления домашних животных на улице.
Что требуется от учителя для того, чтобы при помощи метода проектов развивать различные компетенции ребёнка?
1. Методическая компетентность педагога.
2. Мотивационная готовность применять данную технологию в работе.
Должно появиться желание. Учитель не должен стоять на месте, он должен совершенствоваться. Современные требования к образованию не дают стоять на месте.
3. Управленческая компетентность учителя.
4. Креативная компетентность.
Учитель должен, в первую очередь, сам выводить свою деятельность на творческий уровень.
5. Информационная компетентность. Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Что получает ребёнок в результате?
1. Получают и открывают новые знания из различных источников. Выходят на создание проектов. Родители научили работать с интернетом, помогают советом, информацией. Дети, владея пользовательскими навыками, вместе с родителями создают презентации по различной тематике.
2. Владеют интеллектуальными умениями. Так как, ставим проблему каждый урок, это позволяет им аргументировать позицию, найти нестандартное решение. Учатся активно (часто в режиме взаимообучения), приобретают навыки открытого диалога, сотрудничества, работают в парах, группе, принимают решение при обсуждении тем учебной программы, появляется интерес и желание вступать в коммуникацию в информационной среде.