Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование каллиграфического навыка учащихся с момента поступления ребенка в школу. Каллиграфический навык – это умение писать правильным, устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы работы над каллиграфией в начальной школе»
«Методы работы над каллиграфией в начальной школе»
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование каллиграфического навыка учащихся с момента поступления ребенка в школу. Каллиграфический навык – это умение писать правильным, устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв. На данный момент значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму. Как правило, у младших школьников мал опыт выполнения графических заданий, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно – моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство учащихся неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают как расположить тетрадь. Все это затрудняет формирование каллиграфического навыка письма и создает много проблем в процессе обучения первоклассников.
В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной программы, современному обществу требуется всесторонне развитая личность способная критически мыслить, активно и заинтересованно познавать мир, тщательно обдумывать принятые решения, четко планировать действия, работать с различной информацией, анализировать, аргументировать, обобщать, самостоятельно принимать решения, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Для того чтобы было понятно, как правильно подготовить ребёнка к письму, на чем следует заострить внимание, в чем не стоит торопиться, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть учащийся.
Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Каллиграфически правильное письмо является одним из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения у учащихся и способствуют аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы, а также эмоциональному и эстетическому воспитанию школьников.
В отличие от чтения психофизиологический механизм письма состоит не только из слухо – артикуляционного и зрительно – двигательного, но и рукодвигательного компонентов, и представляет собой следующую последовательность действий:
осмысление услышанных (произнесенных учителем) слов и предложений (ребенок обязательно должен понимать, о чем идет речь);
повторное проговаривание (вслух или про себя) услышанной фразы (предложения) для ее звукового анализа. Выделяя слова в предложении и устанавливая между ними связь, ребенок анализирует структуру этого предложения и запоминает его;
перевод звуковой формы слова и предложения в графическую и непосредственно двигательную. Воспроизводя услышанное и осмысленное предложение, ученик совершает сложную аналитико – синтетическую деятельность. Записываемое слово делит на слоги, слоги – на звуки – буквы, которые в процессе письма соотносит с определенными комплексами движений руки.
В процессе обучения письму учащиеся знакомятся как с орфографическими приемами, так и с приемами графических навыков письма. Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма и приемов письма.
Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который учащийся соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом ученик пользуется (ручка, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы. Рассмотрим подробнее данные приемы.
Приемы, необходимые для письма:
владение инструментом письма;
соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме;
соблюдение правильной позы, посадки при письме;
движение руки вдоль строки во время письма.
Приемы письма:
умение сравнивать образец с результатом письма;
приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
приемы написания букв (начало, куда вести ручку, поворот, соединения);
приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу);
приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
письмо букв между линиями строки и на линии;
начало письма и запоминание строки;
приемы правильного наклонного письма.
В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение многих условий и овладение рядом приемов, при первоначальном овладении графическими навыками наблюдается сложность распределения внимания ученика, упражнения в сознании нескольких задач одновременно. Начиная писать, ученик забывает о том, что в поле его внимание должно быть правильное положение тетради, что ручку не следует сжимать и давить на нее изо всех сил. Он весь сосредоточен на одной задаче – написать букву или слово, но и сейчас ему трудно удержать во внимании все приемы. Ученик ведет ручку на себя, стараясь писать прямые черты ровно, забывает о наклоне этой черты, пропускает момент, когда надо сделать поворот, забывает об образце и тому подобное.
Основной целью занятий по обучению младших школьников каллиграфии является формирование навыка графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Графический навык характеризуется определенными привычными положениями и движениями пишущей руки, которые позволяют изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво и быстро. Если графический навык у учащихся сформирован неправильно, возникают различные трудности письма, а именно: небрежный, неразборчивый почерк и медленный темп.
Задачи формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом. Сначала необходимо ознакомление с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На уроках чистописания выдвигаются задачи усовершенствования письма букв, относящихся к определенной группе, предупреждения и исправления общих для данной группы ошибок при их письме. Позднее, когда возникают случаи искажения букв в связи с нарастанием скорости письма, встает задача предупреждения таких искажений при отработке форм букв в более скором письме. Помимо общих задач работы со всем классом, учителю необходимо ставить перед собой задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учащихся.
В современной методике обучения письму «каллиграфия» понимается, как умение писать четким, устойчивым почерком. Вместе с «чисто техническим навыком» (начертанием букв на бумаге) идет формирование представления о буквенной записи слова, отражающей связь между значением и формой. Современная методика считает важным условием успешного обучения каллиграфии формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей. Большое внимание в методике при обучении первоначальному письму уделяется созданию условий, при которых должно происходить органическое соединение слуховых, артикуляционных, зрительных, двигательных и звукодвигательных компонентов. Все это позволяет сформировать у младших школьников графический навык, который станет основой для развития письменной речи в дальнейшем, по мере овладения закономерностями русского языка. Следовательно, в период обучения ребенка письму учитель должен заботиться о выработке элементарного графического навыка как сложного действия. Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов:
педагогический – методика и тактика работы учителя;
гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и письма;
психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.
Успешность в обучении письму во многом определяется созданием таких гигиенических условий, как: правильный подбор мебели, правильная посадка, положение тетради, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и многое другое.
Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. В процессе обучения младших школьников письму очень важны разнообразные методические приемы и упражнения, способствующие формированию каллиграфического навыка. Реализация и эффективность данных приемов зависит от знаний учителя, его мастерства и от учета индивидуального подхода к каждому из учащихся. Все это требует значительного количества времени, определенных усилий, знания всех тонкостей письма, а также терпения и упорства со стороны обучающегося.