Педагогический проект "Система работы на уроках по формированию каллиграфического почерка у учащихся начальных классов».
Педагогический проект "Система работы на уроках по формированию каллиграфического почерка у учащихся начальных классов».
«Система работы на уроках по формированию каллиграфического почерка у учащихся начальных классов».
Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач начальной школы. Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.
Обучение каллиграфическому письму позволяет решить проблему наращивания темпа работы в начальной школе за счет увеличения скорости письма, что особенно важно при переходе учащихся в среднее звено. (Проверка скорости письма учащихся 4-х классов -48 букв в минуту, 5-х классов – 70 букв в минуту; не обучаемых систематически каллиграфическому письму).
К тому же умение четко писать диктуется охраной труда самого педагога, которому ежедневно приходится проверять большое количество детских работ.
Основными принципами современной каллиграфии являются:
- безнажимность,
- одинаковые наклон, высота, ширина букв,
- параллельность между прямыми наклонными,
- скоропись.
Самое главное – на первых уроках пробудить интерес к письму. К первому уроку готовлюсь тщательно. Красочно оформляю класс изделиями декоративно-прикладного искусства: гжель, хохлома, вологодские кружева. (Дети восторгаются при виде этих работ). Я постепенно подвожу их к мысли, что всю эту красоту творят люди своими руками. Мы тоже с вами будем учиться плести кружева. И они будут не менее необыкновенными, чем те, которые мы с вами сегодня увидели. Ваши «кружева», выполненные на чистом листке бумаги, будут волшебными. Поздним вечером они доставят радость общения с вами учителю, вызовут улыбку и тепло в глазах у мамы своими результатами, согреют и вашу душу за терпение и трудолюбие.
- Вам хочется научиться плести такие кружева? Я готова вам помочь.
Я стремлюсь к тому, чтобы изнурительное для учащихся обучение письму стало интересным.
I. Развитие мускульной памяти. (Штриховка по методу Е.Н.Потаповой).
Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали, или построили при помощи фигурных линеек с вырезанными на них геометрическими фигурами. Штриховать начинают с первого урока и продолжают в течение всего учебного года. Такой вид деятельности укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.
Для штриховки каждому ученику надо иметь тетрадь для рисования, простой и цветные карандаши, ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами.
Последовательность работы:
Научить хорошо обводить геометрические фигуры.
Штриховка фигур параллельными отрезками.
Составлять из фигур простейшие предметы, композиции.
Начиная с октября, учащиеся уже штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Система работы на уроках по формированию каллиграфического почерка у учащихся начальных классов». »
«Система работы на уроках по формированию каллиграфического почерка у учащихся начальных классов».
Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач начальной школы. Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.
Обучение каллиграфическому письму позволяет решить проблему наращивания темпа работы в начальной школе за счет увеличения скорости письма, что особенно важно при переходе учащихся в среднее звено. (Проверка скорости письма учащихся 4-х классов -48 букв в минуту, 5-х классов – 70 букв в минуту; не обучаемых систематически каллиграфическому письму).
К тому же умение четко писать диктуется охраной труда самого педагога, которому ежедневно приходится проверять большое количество детских работ.
Основными принципами современной каллиграфии являются:
- безнажимность,
- одинаковые наклон, высота, ширина букв,
- параллельность между прямыми наклонными,
- скоропись.
Самое главное – на первых уроках пробудить интерес к письму. К первому уроку готовлюсь тщательно. Красочно оформляю класс изделиями декоративно-прикладного искусства: гжель, хохлома, вологодские кружева. (Дети восторгаются при виде этих работ). Я постепенно подвожу их к мысли, что всю эту красоту творят люди своими руками. Мы тоже с вами будем учиться плести кружева. И они будут не менее необыкновенными, чем те, которые мы с вами сегодня увидели. Ваши «кружева», выполненные на чистом листке бумаги, будут волшебными. Поздним вечером они доставят радость общения с вами учителю, вызовут улыбку и тепло в глазах у мамы своими результатами, согреют и вашу душу за терпение и трудолюбие.
- Вам хочется научиться плести такие кружева? Я готова вам помочь.
Я стремлюсь к тому, чтобы изнурительное для учащихся обучение письму стало интересным.
I. Развитие мускульной памяти. (Штриховка по методу Е.Н.Потаповой).
Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали, или построили при помощи фигурных линеек с вырезанными на них геометрическими фигурами. Штриховать начинают с первого урока и продолжают в течение всего учебного года. Такой вид деятельности укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.
Для штриховки каждому ученику надо иметь тетрадь для рисования, простой и цветные карандаши, ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами.
Последовательность работы:
Научить хорошо обводить геометрические фигуры.
Штриховка фигур параллельными отрезками.
Составлять из фигур простейшие предметы, композиции.
Начиная с октября, учащиеся уже штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.
Штриховка – это не только укрепление руки. На уроках решается и другая, не менее важная задача – развитие речи школьников, обогащение их словарного запаса. Например, составлять композиции по темам: «Природа», «Космос», «Стройка» и т.д. Для бесед использовать стихи, сказки, устное народное творчество.
II. Развитие тактильной памяти. (Учить через осязание понятию и образу буквы: ощупывание).
Одновременно с развитием двигательных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка, знакомить его с образом изображаемой буквы, то есть создавать в памяти модель буквы, которую он будет писать. Буквы прописываю в тетради для рисования восковыми мелками строчные и прописные. Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма.
На каждом уроке большое внимание уделяется звукобуквенному анализу слов, с опорой на схему, что способствует развитию у детей графической зоркости.
На каждом уроке включаю в работу 3-4 физминутки для рук, для пальцев. В начале каждого урока письма делаем массаж для пальцев.
Во втором классе требуется особенно тщательная работа по закреплению и коррекции приобретаемых каллиграфических навыков. Минутки чистописания проводить на каждом уроке русского языка (8-10 минут). Проводить систематические упражнения по развитию плавности, свободы движения рук, работать над соединениями букв в письме слов, предложений, небольших текстов, в разных скоростных режимах, приближенных к условиям письма на уроках русского языка.
Виды письма стараюсь разнообразить. Минутку чистописания начинаю с предварительных упражнений, которые как нельзя лучше развивают глазомер, плавность и безотрывность письма. Предлагаю детям посмотреть на группу элементов и их соединения. Обращаю внимание на высоту, ширину, наклон букв. Для того, чтобы дети яснее увидели и хорошо запомнили, какие движения ручкой они должны совершать при письме, обвожу написанное указкой. Затем прошу учащихся поднять ручку вверх и написать элементы в воздухе, следуя за движением указки. Второй раз выполняем это упражнение под счет и в более быстром темпе. На второй строке записываем букву, её соединения с соседними буквами. Перед письмом буквы обязательно характеризуем её. Нужно учить детей различать букву правильной формы от искаженной. Для этого пишу на доске несколько видов этой буквы, учитывая типичные ошибки класса.
Упражнения в письме сложных букв включаю в работу как можно чаще. Трудные соединения в словах выделяю цветными мелками. Часто устраиваю взаимопроверку. Учащиеся меняются тетрадями, и друг другу указывают на ошибки в соединении и написании букв.
После работы над словами переходим к работе над предложением. Обращаю внимание на расстояние между словами. Работу над каллиграфией включаю и в другие моменты урока. Так, перед списыванием текста из учебника, выписываю на доске трудные соединения букв.
На третьем и четвертом году обучения особое внимание уделяется ритмичности, плавности письма и повышению скорости. Более всего ощущается потребность в скором письме, при котором гораздо труднее сохранить отчетность почти каждой буквы.
Подобранный материал для уроков чистописания в 3 классе рекомендую чередовать. Первые занятия в начале года посвящаю работе над высотой букв, так как за каникулы дети могли отвыкнуть от письма по новой для них разлиновке – в одну линию. Сначала дети работают над высотой строчных букв, не выходящих за строку: п, к, м, е,… Далее идут упражнения сначала для отработки высоты заглавных букв, для работы над размером строчных букв, имеющих в своем составе элементы, выходящие вверх или вниз за строку.
В 3 классе начинается работа по предупреждению ошибок, связанных с употреблением ряда букв друг другу при ускоренном небрежном письме (с-е, г-р, ы-и-н, г-ч, ь-ъ, их соединение с другими буквами). При этом не следует говорить детям, что эти буквы при ускоренном письме становятся похожими, а лучше неоднократно подчеркивать их особенности и тренировать отчетливое написание при более скором письме.
Может быть организована самостоятельная индивидуальная работа по исправлению недостатков почерка.
Сосредоточить внимание на каллиграфических ошибках ученика поможет ведение таблицы, которая отображает результаты работы учащихся.
Список класса
Наклон букв
Величи
на элементов
Ф
о
р
м
а
б
у
к
в
Линей
ность при письме
Расстояние между буквами
Соеди-
нения
между
буква
ми
Ч
и
с
т
о
т
а
р
а
з
н
ы
й
п
р
я
м
о
й
д
л
и
н
а
в
ы
с
о
т
а
к
р
у
п
н
о
е
м
е
л
к
о
е
р
а
з
н
о
е
н
и
ж
н
е
е
с
р
е
д
н
е
е
в
е
р
х
н
е
е
Кудырко Е.А.,
учитель начальных классов ГБОУ ООШ №4 г.о. Отрадный