« Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы».
« Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы».
В настоящее время в современной школе остро поставлен вопрос о необходимости сдвига от содержания общего образования, понимаемого как знание содержания школьных учебных предметов и предметных умений, к содержанию образования, которое включает в себя универсальные способы мыследеятельности; общие умения коммуникации; навыки коллективного труда, которые нам диктует ФГОС.
И здесь на помощь и учителю, и ученикам приходит такой прием, а точнее будет сказать, этап урока, как рефлексия, которая помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы».»
« Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы».
Мастер-класс к заседанию МО
27.10.2022
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: - Работа коллег с понятием “рефлексия”.
- Дать представление о классификации рефлексии.
- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
В настоящее время в современной школе остро поставлен вопрос о необходимости сдвига от содержания общего образования, понимаемого как знание содержания школьных учебных предметов и предметных умений, к содержанию образования, которое включает в себя универсальные способы мыследеятельности; общие умения коммуникации; навыки коллективного труда, которые нам диктует ФГОС.
Как известно, одним из принципов современного образовательного процесса является принцип активности и сознательности. Но ребёнок может быть активен только в том случае, если он хорошо понимает и осознаёт необходимость и цель учения, то есть каждое его действие должно быть осознанным и понятным. А в общеобразовательной школе учатся дети, которые имеют разные интеллектуальные, психологические, мотивационные и поведенческие особенности, поэтому первоначальной задачей учителя должен стать поиск таких приемов обучения, которые повысят познавательный интерес учеников и дадут им возможность реализовать свою индивидуальность. И здесь на помощь и учителю, и ученикам приходит такой прием, а точнее будет сказать, этап урока, как рефлексия, которая помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
В последние годы в педагогической практике уделяется достаточно много внимания рефлексии. Повторим, что же такое рефлексия? Рефлексия (от латинского - обращение назад) – это способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций. В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самоанализ. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Только активно действуя в конкретной ситуации и осознавая свои действия, ученик осваивает программу формирования рефлексивных умении. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. То есть рефлексия каждого учащегося становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения программы, поскольку лишь выходя в рефлексивную позицию, ребенок может осознать, что ему недостает для успешного действия в ситуации, а чему он уже научился.
Способность к рефлексии дает возможность человеку:
- осознать свои поступки, отношения, ценности;
- формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные:
- управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами:
- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:
-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.
Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.
2. Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).
Приемы рефлексии деятельности:
1.«Утверждение». Выбери верное утверждение: Я сам не смог справиться с затруднением; У меня не было затруднений; Я только слушал предложения других; Я выдвигал идеи…. 2. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
3. «Дерево успеха».
На имитированное дерево (возможно просто в виде рисунка изобразить его на доске) необходимо прикрепить листочки:
Зеленый цвет – нет ошибок;
Желтый лист – 1-2 ошибки;
Красный лист – 2-3 ошибки.
Определенным цветом листьев можно обозначить уровни усвоения материала. Аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого, желтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
Например,
Красное яблоко – урок очень интересный, мне все понравилось.
Желтое яблоко – мне понравился урок, но я не все понял.
Зеленое яблоко – было скучно, я ничего не выполнил.
4.«Мои ответы».
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил.
5. «Лесенка успеха». Возможно несколько вариантов использования данного приема:
1) – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: 1. Уверен в своих знаниях. 2. В основном уверен. 3.Испытываю затруднения.
Или же другой вариант, который, например, можно использовать по теме: «Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками в нем».
На доске изображен рисунок лестницы с пятью ступенями. Каждый ученик пишет первую букву своей фамилии на той ступени, которую предполагает занять в системе баллов. Учитель анализирует самооценку учащихся и в дальнейшем сопоставляет с оценкой за контрольный диктант.
6. «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
7. «График». Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
- личной активности.
8. Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока, обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнала… Мне было интересно… Мне было трудно… Я научилась… Я смогу… Я попробую…
9.«Анкета». Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
10.«А напоследок я скажу».
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
11. «Для меня сегодняшний урок…»
Каждый учащийся получает карточку, в которой нужно подчеркнуть слова и фразы, характеризующие урок и работу ученика на уроке.
Детям предлагается поставить себе за работу на уроке баллы от 0 до 10. И ответить на вопросы:
- Какой вид работы вы выполнили на 10 баллов?
- Почему остальные виды работы были оценены вами ниже?
Рефлексия содержания учебного материала.
Интеллектуальная рефлексия выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал. При использовании этой рефлексивной деятельности предполагается следующий результат:
• Рост уровня осознания содержания пройденного материала.
• Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).
• Преодоление страха выражать свое отношение к проблеме: учащиеся размышляют, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.
• Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся.
• Повышение мотивации учения, получения новых знаний.
• Рост активности каждого учащегося.
Данный вид рефлексии можно использовать на разных этапах урока. Например, на этапе мотивации учебной деятельности можно использовать следующие приемы:
1. «Дерево целей». Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве».
2. «Слова», «Ассоциативный ряд», «Дерево ассоциаций» - данный прием имеет несколько названий и вариативность применения. Суть его состоит в том, учитель просит детей написать за указанное время слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. Учащиеся выполняют задание и подсчитывают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал.
Например, на уроке русского языка по теме «Обучающее сжатое изложение-повествование» просим ребят написать ассоциативный ряд слов или сочетаний слов к словосочетанию сжатое изложение. Возможный вариант ответа: Сжатое изложение – краткость, опорные слова, план, микротемы….
На уроке знакомства с произведениями о Велкой Отечественной войне просим подобрать слова-ассоциации к понятию война.
Возможен вариант выстраивания «Дерева ассоциаций». Например, при работе над творчеством В.А. Жуковского каждый желающий называет одно слово, с которым ассоциируется у него этот писатель. Учитель записывает слова на изображенном на доске рисунке дерева. Кто-то из учеников комментирует их.
Такие приемы, как я уже сказала, позволяют использовать разную форму работы: фронтальную, коллективную, работу в парах. Проиллюстрирую пример работы в парах на уроке изучения мифов Древней Греции: один напарник должен нарисовать в центре листа значок или деталь, которая ассоциируется с образом Геракла (меч, щит, шкура). Второй ученик подбирает черты характера, которыми отличается данный герой, и записывает эти черты вокруг символа.
3. «Составление коллективного коллажа». Детям предлагаются разного характера иллюстративные вырезки. Необходимо выбрать только те, которые помогут в раскрытии темы урока, и составить коллаж, который потом комментируют.
Например, при изучении лирики, посвященной Великой Отечественной войне, предлагаем вырезки для коллажа на тему «Война» (перемешаны с различными видами, пейзажами, изображениями людей в мирное время): разрушенные здания, воронки от взрыва, бегущие люди, брошенная кукла, вооруженные бойцы.
Дети дают комментируют свою работу, а учитель с помощью вопросов:
- Какие эмоции у вас вызывает война?
- Что преодолели люди, вынужденные воевать ради защиты Отечества?
помогает сформулировать тему и задачи урока или подвести итог урока (в зависимости от того, на каком этапе урока проводится эта работа).
4.«Синквейн».
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Нарушает плавное течение сюжета Содержит тему и основную цель
Драма Речевое высказывание
Синквейны о героях поэмы «Полтавский бой»
ПетрI Карл XII
Прекрасный, быстрый Бледный, смущенный
Приветствует, мчится, радуется Несут, задумался, не двигается
Прекрасен, его приветствуют полки Карла несут, его взор смущенный
Победа Поражение
5. Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.
Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.
Что нового ты узнал на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Где ты применишь полученные знания?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Благодаря каким инструментам ты нашел решение?
Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?
С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
За что бы ты себя похвалил на уроке?
Что изменил бы в своих действиях на уроке?
Что бы ты изменил на уроке в последующем?
Что тебе понравилось на уроке больше всего? И т.д.
Или можно использовать такой прием, как «Кластер». Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста:
- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Таким образом, в рефлексии открывается не только способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы», но и как способность, характеризуется тем, что человек уже «не просто знает, а знает, что знает». Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.
Ценность рефлексии для развития человека не вызывает сомнений. Не стоит только забывать о том, что рефлексия обязательно должна стать основой для последующих действий.
Практика применения:
Подводя итог нашей работы, давайте попробуем составить синквейн к теме Мастер-класса. Это творческое задание. Его можно индивидуально, а можно объединиться в пары или группы. Для этого у Вас на столах лежат чистые листы бумаги.
Пример синквейна:
Рефлексия
Полезная, обязательная
Позволяет, систематизирует, приучает
Помогает определить полученные знания
Осмысление
- А теперь я хотела бы услышать ваше мнение о теме сегодняшнего Мастер- класса. Используя такой прием рефлексивной деятельности, как «Микрофон». Продолжите предложения:
« Я возьму в свою методическую копилку…»
« Я ухожу с мастер- класса…»
3) Перед вами яркая , солнечная полянка, но на ней не хватает бабочек.
- Если вы считаете ,что тема Мастер – класса актуальна и вы будете применять рефлексию в своей работе, отпустите своих бабочек, пусть они прилетят на полянку…
Спасибо! Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений.