Методы и приёмы для формирования функциональной грамотности
Методы и приёмы для формирования функциональной грамотности
Данная разработка является пояснием о функциональной грамотности младших школьников. Можно использовать для выступлений, отчётов в педагогической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы для формирования функциональной грамотности»
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
В 4 классе учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного. Методы и приёмы для формирования функциональной грамотности
I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность).
Она включает:
Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
Определение характера текста:
Сплошные тексты (без визуальных изображений
Несплошные тексты (с визуальными изображениями).
Просмотр заголовка текста.
Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.
Наиболее распространенные приемы:
«Глоссарий»
Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентиры предвосхищения»
Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
«Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте ( например, Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк»).
«Верите ли вы, что…»
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?
Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.
К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):
«Чтение про себя с вопросами»
Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.
«Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
«Дерево предсказаний»
Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
Задание 1:
Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка.
Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:
-О чём может предупредить Фея мальчика-Огонька?
- Если попадёшь в воду – погаснешь.
Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и
- (Что сделал?)
бросился в воду.
Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.
Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.
- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.
- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»
- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?
- Почему мальчик бросился в воду?
- Определим порядок событий в сказке. Для этого выполним Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.
______________________ Запрет
______________________ Появление героя
______________________ Испытание
______________________ Спасение, помощь
Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.
Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.
- Как вы будете работать? (Прочитаем первую часть сказки. Найдём название события, которое в этой части описано.)
- В каком порядке развиваются события в сказке?
1. Появление героя.
2. Запрет.
3. Испытание.
4. Спасение, помощь.
«Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. (Свет не без добрых людей. Добрый пример лучше ста слов. Ум дает силу, сила дает храбрость. и т.д.)
Использование этих и других приёмов помогает:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Это:
Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Приёмы послетекстовой деятельности:
«Тайм-аут»
Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
1. Чтение первой части текста. Работа в парах.
2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
«Вопросы после текста»
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:
- фактической информации текста, изложенной вербально;
- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.
«Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки.
Подготовка к составлению сказки.
- Прочитайте вопросы в таблице.
Кто герой сказки? Какой он?
Что может делать?
Что не может делать?
О чём мечтал?
Кому и как помог?
Кем был спасён?
Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).
Придумай свою сказку.
Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию «Мальчик – Снеговик», «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек», «Мальчик-Фантик», «Девочка – Хрустальная туфелька»
Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:
- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.
Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.
Теперь они с малышом друзья.
Пластилиновый человечек.
Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:
- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.
Волшебница сказала:
- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.
Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.
Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.
«Создание диафильма» На уроках литературного чтения предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.
«Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:
Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».
Все вышеперечисленные приемы были апробированы мною на уроках литературного чтени. Результаты диагностики демонстрируют следующие показатели сформированности читательской грамотности.
Таблица
Группа умений
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Речевая и читательская деятельность
47%
58%
64%
81%
Творческая деятельность
56%
62%
75%
89%
Литературоведческая пропедевтика
63%
68%
77%
87%
Как видно из таблицы, все группы умений показывают положительную динамику развития, что говорит об успешности применения рассмотренных методов в учебной деятельности.
Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.
Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».