Методы и приемы работы над пониманием художественных текстов на уроках литературного чтения
Методы и приемы работы над пониманием художественных текстов на уроках литературного чтения
АННОТАЦИЯ
Чтение — важнейший общий учебный навык учащихся. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Поскольку качество чтения имеет не только техническую характеристику (как быстро ребёнок читает), но и содержательный аспект (понимание прочитанного), любая работа с текстом непосредственно опирается на умение ученика анализировать, выделять существенное, обобщать и сравнивать. Не случайно качественные характеристики навыка напрямую определяют успешность обучения ребенка по таким учебным предметам, как «Человек и мир», «Русский язык», «Математика».
В практике обучения чтению очень долгое время акцент делался на наращивание темпа. Это привело к тому, что количество детей, которые могли довольно бегло читать, плохо понимали прочитанное. Результат часто соответствовал известной русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы работы над пониманием художественных текстов на уроках литературного чтения»
Учреждение образования
«Могилёвский государственный областной институт
развития образования»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ)
Методы и приемы работы над пониманием художественных текстов
на уроках литературного чтения
Выполнил: учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г. Белыничи »
Шик Светлана Федоровна
Руководитель: Сипайло Елена Викторовна,
старший преподаватель кафедры педагогики и
психологии учреждения образования «МГОИРО»
Повышение квалификации учителей начальных классов
учреждений общего среднего образования
первая квалификационная категория
«Реализация требований образовательного стандарта начального образования при изучении учебных предметов»
(с 25.01 по 29.01.2021 г.)
Могилёв
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
3
ВВЕДЕНИЕ
4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОНИМАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1 ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ
6
2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ПОНИМАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
16
ПРИЛОЖЕНИЯ
АННОТАЦИЯ
Чтение — важнейший общий учебный навык учащихся. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Поскольку качество чтения имеет не только техническую характеристику (как быстро ребёнок читает), но и содержательный аспект (понимание прочитанного), любая работа с текстом непосредственно опирается на умение ученика анализировать, выделять существенное, обобщать и сравнивать. Не случайно качественные характеристики навыка напрямую определяют успешность обучения ребенка по таким учебным предметам, как «Человек и мир», «Русский язык», «Математика».
В практике обучения чтению очень долгое время акцент делался на наращивание темпа. Это привело к тому, что количество детей, которые могли довольно бегло читать, плохо понимали прочитанное. Результат часто соответствовал известной русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».
В младшем школьном возрасте дети слабо разбираются в смысловом содержании литературного произведения, не умеют выявить основную идею, а работа по анализу содержания художественного произведения сама по себе не обеспечивает достаточного проникновение в его глубинные смысловые пласты.
Поэтому, я считаю, что научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивых читателей – одна из важных задач обучения на уроках чтения.
ВВЕДЕНИЕ
К обучению понимания текста можно идти разными путями, так как этой проблемой занимаются многие специалисты. Одна из дорог проложена педагогической психологией - наукой, которая ведет от изучения психологических особенностей процесса обучения к использованию научных рекомендаций на практике.
С психологической точки зрения важно, с какого возраста начинать обучение. Наиболее благоприятным периодом для обучения и психологи, и физиологи считают младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое "умение учиться", одной из основ которого является работа с книгой.
Актуальность проблемы обучения пониманию текста подтверждается следующими фактами. По данным психологов, полноценно понимают самостоятельно прочитанный текст от 0,3 до 6% школьников. Большинство детей, работая с текстом, поступают следующим образом. Они несколько раз читают текст, пытаясь запомнить, а потом пересказывают, подглядывая в книгу в тех местах, которые не остались в памяти. Ребенок механически запоминает текст. В итоге и учитель, и сам ученик оказывается в плену иллюзии, что текст понят, материал усвоен.
В практике обучения актуальность проблемы понимания учащимися прочитанного текста особенно велика. И зачастую средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, пришедшие в пятый класс, не владеют приёмами работы с книгой и поэтому не умеют пересказывать, рассуждать, оценивать прочитанное. Об актуальности проблемы также свидетельствуют факты снижения уровня сформированности у детей общеучебных умений, которые напрямую связаны с владением приёмами понимания текста.
Приходится констатировать, что современные дети всё меньше и меньше
уделяют внимания чтению, не любят читать. Раннее овладение компьютером, быстрая доступность информации через Интернет отрицательно сказываются на развитии у начинающего читателя любви и интереса к чтению. Это не устраивает ни родителей, ни учителей. Ребёнок, считая, что чтение – это нудное и неинтересное занятие, старается всячески избегать его.
Одним из способов привлечения детей к чтению, формирования у них привычки читать, и не просто читать, а думать над прочитанным, получать удовольствие от процесса чтения, является глубокий анализ литературного произведения. Считаю необходимым целенаправленно обучать ребёнка приёмам понимания текста на уроках литературного чтения.
Чтобы научить детей понимать текст, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в старших классах учащиеся умели понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Цель: изучение методов и приемов, способствующих обучению понимания художественных текстов на уроках литературного чтения.
Задачи :
Изучить теоретическую литературу по проблеме понимания художественного текста на уроках литературного чтения.
Охарактеризовать понятие «понимание текста», приемы понимания текста.
Разрабоатать методы и приемы работы над пониманием текста.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОНИМАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1 ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ
Проблема понимания текста относится к междисциплинарным исследованиям. С давних пор изучавшие эту проблему философы, а затем и психологи утверждают, что непонимание рождает агрессию. Любое непонимание – другой культуры, эпохи, народа, религии, человека, текста – опасно.
Прежде чем перейти к изучению проблемы понимания текста, необходимо охарактеризовать сами понятия «текст», «понимание», «понимание текста», а также сущность процесса понимания текста.
Текст как чрезвычайно сложный объект допускает многоаспектное рассмотрение. На сегодняшний день существует более 250 различных определений текста, что связано как со сложностью и многоаспектностью самого понятия, так и с многообразными аспектами его рассмотрения в разных областях знания. Как отмечает Е.Н. Левинтова, текст изучается сегодня семнадцатью науками: философией, психологией, лингвистикой, литературоведением и др. [3]
Этим объясняется многообразие подходов к данному феномену. В настоящее время ученые продолжают сталкиваться с трудностями при определении текста, особенно художественного и выделении его существенных свойств.
Согласно современным научным представлениям, текст понимается как феномен реальной действительности и как способ отражения ее с помощью языка; как основная единица коммуникации, способ хранения и передачи информации, как отражение психической жизни индивида и манифестация менталитета автора текста, как письменная форма фиксации языкового сознания субъекта и т.д. [3] Все это создает основу для множественности описания текста и для его многочисленных определений.
Большая советская энциклопедия приводит следующее определение понятия «текст»: Текст (от латинского textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. [1]
Тема — это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии).
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Уточнение определения текста идет и по пути выявления присущих ему признаков или категорий.
Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве. [3]
Текст, как известно, можно рассматривать с двух позиций: первая состоит в рассмотрении его характеристик как готового продукта, созданного автором. Согласно второй, текст рассматривается не как готовый продукт, а как процесс конструирования читателем собственного смысла на основе читаемого.
Традиционный, практикуемый в школе подход к тексту рассматривает
его преимущественно как продукт деятельности автора, содержащий единственно верный смысл, подлежащий извлечению и усвоению, что Г.И. Богин называет «антирефлективной установкой массовой школы», в то время как текст обретает смысл только при условии активной, творческой позиции читателя как участника диалога. Проблема адекватного восприятия, понимания текста является важнейшей проблемой, решение которой обусловливает эффективность обучения чтению.
Под пониманием толковый словарь русского языка Ушакова рассматривает способность, умение проникнуть в смысл чего-нибудь, усвоить, сознать его; состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-нибудь. [6]
Феномен понимания текста изучается в различных аспектах:
• Понимание – процесс постижения внутренних связей в содержании текста.
• Понимание – процесс постижения смысла (или смыслов) текста.
• Понимание – освоение чужих переживаний, мыслей и решений, опредмеченных в тексте.
• Понимание – движение к знанию, производство знания (хотя и не самознание).
• Понимание – воссоздание ситуации действования автора текста.
Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.
В методическом аспекте изучения проблемы принято говорить не о понимании, а о читательском восприятии. Показателями читательского восприятия являются образная конкретизация и образное обобщение (Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова), адекватное понимание позиции автора литературного произведения, то есть понимание внутреннего мира героев и относящихся к нему авторских оценок . [6]
При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами.
Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей – вот сущность понимания текста.
В школьной практике обучения под умением понимать текст традиционно рассматривается способность воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главное, определять с помощью учителя смысл всего текста в целом. [2]
Понимание текста напрямую связано с такой характеристикой как сознательность чтения. Этому компоненту принадлежит ведущая роль, так как чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание. Понимание прочитанного подразумевает осознание учеником значения всех слов. Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств.
Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
• значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
• содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
• предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
• основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста:
• Фактического, предметного плана
• Смысла предметного плана.
Предметный план – это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т.д.
Смысл предметного плана – это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом писатель хотел сказать читателю.
Понимание образного содержания художественного произведения маленькими читателями находится в прямой зависимости от работы воссоздающего воображения. Психологи утверждают, что понимание художественного образа, выразительных средств языка (эпитет, сравнение, скрытое сравнение, олицетворение) становится осознанным и доступным, если ребенок представит в своем воображении прочитанное. В связи с этим, развитие образного мышления и воссоздающего воображения является актуальной задачей подготовительной ступени литературного образования младших школьников.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя и т.д. Поэтому одна из основных психологических задач обучения пониманию – активизация психических процессов ученика при работе с книгой.
Квалифицированного читателя характеризуют развитое воображение, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, ясный критический ум. Закладывать основу этих качеств читателя необходимо уже в начальных классах.
Процесс, направленный на понимание текста, протекает быстро. Поэтому при обучении пониманию работа с текстом специально замедляется, чтобы помочь читателю в осознании своих умственных действий. С самого начала обучения чтению ребенок должен знать, что у него в этом трудном деле есть надежные помощники – приемы понимания текста.
Итак, под пониманием текста подразумевается сложный речемыслительный процесс, в ходе которого осуществляется выполнение ряда мыслительных задач с целью усвоения некоторого содержания, выраженного в языковой форме.
Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивых читателей – одна из важных задач обучения на уроках чтения. Понимание прочитанного зависит от глубины, полноты и точности восприятия.
2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ПОНИМАНИЕМ ТЕКСТА
Для понимания текста художественных произведений большими возможностями обладает такой прием как слушание. Чтобы приохотить ребенка к чтению, я учу его слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное. Уроки литературного слушания не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и воспитания чуткого и думающего читателя. Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать — сказку, рассказ, стихотворение.
Умение слушать художественное произведение позволит ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития. Формирование такого опыта затем позволит ребенку лучше осознать и понять прочитанное.
Одним из метод работы над пониманием прочитанного является беседа. Для отработки сознательного чтения на первых порах разбор прочитанного следует начинать с вопросов и заданий, обеспечивающих первый уровень понимания текста, которые помогают детям правильно воспринимать фактическое содержание, предметный план прочитанного.
Чтение не может быть сознательным без правильно проведенной словарной работы. Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: "Какие слова были непонятны?". Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания.
Существующая в школе практика разбора слов, которые, с точки зрения взрослого, могут быть непонятны детям, недостаточно эффективна, так как ребенку непонятны бывают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению. Приемы объяснения словарных слов хорошо известны. Это и показ картинки, и замена синонимом, и логическое определение, и объяснение через состав слова. Можно приучать учеников пользоваться толковым словарем.
При работе над пониманием художественного произведения я использую такие приемы, как различные виды пересказов текста, словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, анализ текста, дидактические игры, стилистический эксперимент, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие.
Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления.
По форме изложения пересказ представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется тем, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, а так же с тем, что его основная функция – приучить детей правильно (с лексической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль.
В методике принято различать несколько типов пересказа:
- подробный;
- близкий к тексту;
- выборочный;
- краткий;
- творческий.
Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п.
Краткий пересказ – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи.
Словесное и графическое рисование. На уроках чтения дети много рисуют, причем именно на уроке, чаще всего непосредственно во время чтения произведения учителем и, особенно при повторном чтении, когда идет более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Именно через рисунки детей к произведениям я получаю очень важную информацию о том, например, представляет ли ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу. Кроме того, с помощью рисунков детей можно выявить точность и глубину понимания ими идейного смысла произведения.
Анализ иллюстраций. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.
С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Значение иллюстрации в эстетическом развитии читателя-ребенка основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения.
Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики). Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.
Задачу отражения главной идеи литературного произведения, но в наиболее общем виде, часто решает иллюстрация-фронтиспис, расположенная в самом начале книги, против титульного листа. В русле этой идеи, как бы вынесенной иллюстрацией за скобки повествования, и осуществляется все дальнейшее восприятие книги читателем. В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета. Все эти художественные характеристики, направленные на раскрытие идейно-образного содержания литературного произведения, большой резерв для понимания его содержания.
Дидактические игры, как утверждают психологи, занимающиеся феноменом игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит – очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти и др. Кроме того, игровая ситуация организует глубокое заинтересованное общение всех участников игры, способствует организации совместно-разделенной деятельности, где каждый участник знает свою «роль» и полностью отвечает за нее. В этом воспитательный смысл игры. В процессе игры, особенно ролевой, идет примеривание на себя иной социальной роли, что помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни», как сказали сами дети.
Самые простые по организации – игры «типа спортивные», по классификации философа Ю.А. Левады, когда соревновательный момент присоединяется к процессу обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их. Они могут быть очень простыми. Например, когда класс делится на группы, а учитель говорит заветные слова: кто больше придумает, найдет в тексте, вспомнит. Еще интереснее будет, если повторение знаний теоретико-литературных знаний или текста произведения проводится, например, в виде игры «Покорение высоты». К доске вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске. Можно «срежиссировать» и более сложную игровую ситуацию, уже как бы ролевую. Например, использовать для проверки знаний учащихся игру «Литературный футбол». Класс делится на две команды, капитаны которых формируют «группу нападения», которая готовит вопросы противнику, «группу защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому «защита» сможет «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить. За каждый неправильный ответ назначается гол команде, возможны «пенальти», т.е. удар прямо в «ворота», т.е. вопрос вратарю.
Ролевые игры – это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения.
Еще одним приемом понимания текста является диалог с автором. С точки зрения методики преподавания, диалог с автором - это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя - это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
- задавать свои вопросы;
- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;
- проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
- включать воображение.
Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.
Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста.
На основе прочитанного и прослушанного, для проведения дальнейшей работы над пониманием текста, целесообразно употреблять такой прием как моделирование.
Прием моделирования может быть применен и для еще непрочитанного художественного произведения. Методика предназначена для работы с небольшим произведением, текст которого учащимся заранее неизвестен. Располагая минимальной информацией (название, имя автора, небольшой фрагмент текста, а именно первый и последний абзацы, иллюстрация), дети должны предвосхитить, спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли.
Сначала читается название и фамилия автора. После появления догадок и их развертывания в прогноз читается первый абзац текста, сверяются с ним предложения, и тут же возникают новые вопросы, сопряженные с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Затем читается последний абзац и выстраивается работа с иллюстрацией.
Эффективную работу над пониманием текста и осознанным чтением как нельзя лучше могут продемонстрировать уроки внеклассного чтения. В качестве домашнего задания ученики получают название произведения, которое они должны прочитать и рабочие листы с заданиями по содержанию.(Приложение4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение пониманию художественного текста будет проходить более успешно, если уроки литературного чтения будут нести в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал, приобщать ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Ведущей задачей обучения чтению должна быть задача обучению понимания художественного произведения. Поэтому нужно учить детей ''обдумывающему'' восприятию, учению размышлять над книгой, а значит о человеке и о жизни в целом, используя рассмотренные основные методы и приемы работы над пониманием текста.
Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно - эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.
При верном, профессионально грамотном руководстве учителя этим процессом дети легко, с огромным интересом осваивают методику и технологические приёмы анализа художественного текста. Следует понимать, что конечная цель обучения чтению – «не умение читать», а «умение понимать прочитанный текст», а задача учителя - формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org .Дата доступа:26.01.2021
3. Левинтова Е. Н. О трех возможных подходах к языку в его соотнесенности со временем // Соотношение синхронии и диахронии в языковой эволюции: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. - М.; Ужгород, 1991. - С. 12-13.
5. Неборская, Т.А. Учим читать,или 350 заданий для чтения учащихся
начальной школы / Т.А.Неборская - Мозырь: Белый Ветер,2011.- с.104
6.Соболева, О.В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения [Электронный ресурс]. http://disus.ru/r-psihologiya/120815-1-psihodidakticheskaya-koncepciya-ponimaniya-teksta-shkolnikami-nachalnom-etape-obucheniya.php.- Дата доступа:27.01.2021