«Методы и приемы формирующего оценивания на уроках в начальной школе»
«Методы и приемы формирующего оценивания на уроках в начальной школе»
Формирующее оценивание- один из самых эффективных способов повысить образовательные достижения каждого ученика.Сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методы и приемы формирующего оценивания на уроках в начальной школе»»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Всеволожска
Методическая тема:
«Методы и приемы формирующего оценивания на уроках в начальной школе»
Выполнила:
учитель начальных классов
Паничева Н.В.
2018-2019 уч.г
Содержание:
1. Введение
2. Новые формы оценивания
2.1. Основные принципы формирующего оценивания.
2.2. Методики и инструменты формирующего оценивания.
3. Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках в начальной школе
3.1Педагогические приемы
4. Заключение
5.Список литературы.
1.Введение
Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Сегодня в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Учитель должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.
Формирующее оценивание - самый эффективный способ повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:
введением ФГОС в образовательный процесс в начальной школе и поиском новых подходов к оцениванию образовательных результатов;
дефицитом информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания на уроках в начальной школе.
Целью моей темы самообразования является изучение эффективности методик и инструментов формирующего оценивания. Для этого необходимо решить следующие задачи:
изучение принципов формирующего оценивания;
изучение оптимальных методик и инструментов формирующего оценивания;
применение оценочных методик на практике в классе.
2. Новые формы оценивания
2.1. Основные принципы формирующего оценивания.
Инструменты формирующего оценивания позволяют акцент в обучении перенести на процесс преподавания и учения. Активная роль в этом процессе отводится ученику. Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы понять, как идёт процесс обучения не только конечной стадии, но и начальной, и промежуточной. Если результаты окажутся неудовлетворительными, то в него нужно внести необходимые изменения.
Конечной целью формирующего оценивания, по мнению М.А. Пинской, одного из разработчиков практического руководства для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику в нашей стране является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Она даёт следующие характеристики формирующему оцениванию:
Центрированность на ученике. Такое оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учебной деятельности ученика, даёт им информацию, как корректировать процесс учения.
Направляемость учителем. Такое оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания.
Разносторонняя результативность. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. У них развиваются навыки самооценивания и рефлексии, благодаря чему растёт учебная мотивация.
Учителя работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
Формирование учебного процесса.
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему по-другому.
Определенность контекстом. Такое оценивание должно соответствовать особенностями класса и изучаемого предмета, а также личными нуждам педагога.
Непрерывность. С помощью простых техник учитель организует обратную связь.
Опора на качественное преподавание. Формирующее оценивание даёт учителю возможность получать информацию о том, как идёт учебный процесс, своевременно корректировать его.
При введении формирующего оценивания надо учитывать следующие условия:
Изменение характера учебного процесса и новых педагогических подходов. Эффективность учения при внедрении новых методик и инструментов зависит от активного вовлечения ученика в учебных процесс.
Результаты оценивания должны быть использованы для корректировки учения и преподавания.
Изменение личного педагогического стиля учителя.
Ключевой идеей формирующего оценивания является обратная связь. Её основные компоненты:
данные об актуальном уровне достижений;
данные о желаемом уровне достижений;
механизм сравнения этих двух уровней и определения разрыва между ними;
механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.
Эти четыре шага являются описанием формирующего оценивания.
2.2. Методики и инструменты формирующего оценивания.
М.А.Пинская предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:
критериальное самооценивание;
критериальное взаимооценивание;
карта понятий;
составление тестов.
Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.
Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.
Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Это лишь часть методик и инструментов формирующего оценивания. Учителю необходимо осознать и принять новую идеологию формирующего оценивания, а затем, выбрав инструменты и методики, включить их в образовательный процесс.
Исследуя эффективность и целесообразность использования инструментов формирующего оценивания, анализируя существующую литературу и опыт работы, я сделала вывод: отдельные методики и инструменты формирующего оценивания возможно и необходимо использовать на уроках в начальной школе.
Глава 3. Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках в начальной школе
Элементы формирующего оценивания. С этой технологией я только начала знакомиться. Познакомившись с инструментами формирующего оценивания, я начала применять их на уроках в классе.
Введение новых элементов в практику оценивания начала с метода неоконченных предложений.
Пример. Метод неоконченных предложений
Я почувствовал, что…
Было интересно…
Меня удивило…
Своей работой сегодня я…, потому что...
Мне захотелось…
Мне больше всего удалось…
Сегодня я узнал…
Было трудно…, потому что...
Я научился…
Задания для меня показались…, потому что...
Для меня было открытием то, что…
Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:
Я узнал…
Я научился…
Мне было трудно….
Я не понял….
Проводя системную работу из урока в урок, наблюдала как повышается уровень оценочной деятельности детей. Если на первых этапах дети просто перечисляли основные навыки, которые они приобрели в ходе изучения определенной темы (Я узнал, что такое имя существительное), то в дальнейшем оценочные суждения стали более интересней (Я научился работать в группе. Мне было трудно оценить работу товарища…).
Далее начала применять технику Мини-обзор (проводится в конце урока)
1.Что изучали? Назовите тему урока.
2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6.Что у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
На уроках, каждый ребенок комментирует, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставят себе отметки. Конечно, бывает, что кто-то занижает себе оценку или, наоборот, завышает, тогда я, комментирую работу ученика на уроке. При взаимооценивании на первых уроках ребята завышали оценки, объясняя это тем, что им не хотелось обидеть одноклассника или друга. Тогда вместо обычной оценки ребята должны были ставить баллы, которые соответствовали определенным отметкам. Например, 10 баллов – это оценка 5, 7 баллов – 4, 5баллов – 3, 2 балла – 2.
Но следует учитывать, что оценить себя младшим школьникам труднее, чем товарищей, поэтому начинать нужно свзаимооценивания работ, а потом проводить самооценивание. Желательно, чтобы самооценка предшествовала оценке учителя. При оценивании учителем учащийся может согласиться с оценкой и не согласиться. Чтобы не было расхождения в оценивании, дети знакомятся со шкалой оценок, т.е. за какое количество правильных ответов выставляется данная оценка.
Следующим этапом введения оценочных методик стало знакомство с волшебными линеечками. Дети чертят их в тетради, оценивают свою работу на уроке, при выполнении домашних и классных работ. В начале урока договаривались, по каким критериям будем оценивать результат учебной деятельности: аккуратность, точность (правильность), самостоятельность, активность и т.п. Сейчас ребята уже свободно владеют этой методикой.
Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).
Еще один метод оценивания на уроке, который я использую :
Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку
Навыки
1 этап
2 этап
Прирост за год
1
Списывание
2
Определение частей речи
3
Выделение грамматической основы
4
Нахождение корня слова
5
Нахождение проверочных слов
Таблица показателей правильного выполнения заданий по математике
Навыки
1 этап
2 этап
Прирост за год
1
Запись условия задачи
2
Решение задачи
3
Ответ задачи
4
Решение табличных случаев сложения
5
Решение табличных случаев вычитания
6
Решение уравнений
7
Геометрические фигуры и тела
8
Сравнение чисел
9
Сравнение выражений
Следующая оценочная методика, которую я применяю – это карта понятий.Опыт применения карт понятий показал, что этот метод можно использовать не только на уроках обобщения знаний, но при организации изучения нового материала. В начале я определяю тему, по которой будет составлена карта понятий. Затем ученики определяют основные понятия темы, устанавливают связи, поясняют их характер. Если карта понятий составляется на уроке изучения нового материала, то эту работу выполняю вместе с учениками. Самым простым видом является кластерная карта. Эту методику я применяю на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения.
3.1Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).
4. Заключение
В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. В системе оценивания в начальной школе используется в основном внутренняя оценка, выставляемая учителем, школой. Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.
В данной работе рассмотрены элементы формирующего оценивания. Я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания. Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей. Я выделила пять принципов формирующего оценивания:
Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, комментируя деятельность учащихся.
Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
Учитель применяет методики и инструменты обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
Учитель создаёт условия для мотивации ученика.
Учитель развивает у учеников способность к самооцениванию и улучшению собственных результатов.
Исходя из результатов проведенной работы, видно, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций, и является основой для реализации стандартов второго поколения.
5.Список литературы.
Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А.Пинская, И.М.Улановская. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2014.
Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.
Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание для обучения. - Практическое руководство для учителей. – 35 с.
Фишман И.С., Голуб Г.Б. – Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.