kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приемы эффективного урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор рассказывает в своей статье о том, как организовать учебный процесс в начальной школе так, чтобы ученики работали увлечённо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы эффективного урока литературного чтения»

Как организовать учебный процесс в начальной школ


Работая в школе, мы постоянно стремимся к новым  формам и методам работы с учащимися. Организовать учебный процесс нужно так, чтобы каждый ученик на уроках работал увлеченно. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, мы задумываемся о том, как построить урок так, чтобы каждый ученик продвинулся в развитии. Поэтому все уроки  должны внести свою частичку в развитие познавательного интереса ребёнка, и быть очередным шагом вперед.

Цель моего выступления: познакомить с приемами и методами работы на уроке литературного чтения, способствующими развитию познавательного интереса учащихся.


1.Изографы

В начале урока мы, обычно , с вами применяем упражнения , которые готовят детей к восприятию нового материала. Это загадки, пословицы, шарады, буквы в случайном порядке среди которых спрятались слова, ребусы и т.д. Очень интересна на данном этапе (и не только) работа с изографами.

На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

-Посмотрите внимательно, и прочтите слова по изографам.

-А теперь попробуйте сами зашифровать слова аист, гусь.




Используемое задание способствует развитию воображения, памяти, мышления.


2. Прием «Инсерт»

При первичном чтении можно использовать методику «Чтение с пометами»-ИНСЕРТ, которая взята мною из технологии критического мышления. Данная методика способствует осмысленному чтению произведения. Эффективность применения этого приема повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений.

После чтения идет работа над осмыслением прочитанного. Необходимо учить детей анализировать информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Здесь можно использовать такие приемы, как:


3. «Ромашка Блума» 

    Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

2. (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?».

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?».


Также очень интересный прием

4.Приём «Угадай вопрос».

Ученику, вышедшему к доске,  даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос.  


5.Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения.  «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности. Почему именно шляпы? А вот как это объясняет Эдвард де Боне: Шляпу можно очень быстро снять и надеть. Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».

Использовать можно по разному : как просто вопросы, так и какие-нибудь задания. Выбор шляп можно определить жребием.


Заданная ситуация: басня «Стрекоза и Муравей». Ученикам предлагается рассказать басню по-новому, в зависимости от цвета шляп.

Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Стрекоза- отряд хищных, хорошо летающих насекомых. Вот и наша стрекоза все лето 2017 год пролетала взад , вперед.....».

Желтая — должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь употребляется речь художественная, образная.

Черная — вполне возможно предложить составить басню-ужас

Красная — побольше чувств , переживаний.

Зеленая — креатив. Басня должна иметь самый неожиданный конец.

Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри.


6. В последнее время начала использовать прием «Пирамида критика».

Помогает составить отзыв о прочитанном произведении.



7.Ну и конечно же на каждом уроке нужно работать над техникой чтения. Можно на каждом уроке использовать таблицу Шульте………Зрительные диктанты Федоренко.

8.Для развития речи, активизации мыслительной деятельности и более прочного усвоения материала используется приём "Задай вопрос". На доске или на карточке выводится ответ (слово или словосочетание), а учащимся нужно догадаться какой вопрос нужно задать к этому ответу.

9.Самым эффективным приёмом обучению пересказа, по моему мнению, является «Зарисовка». Для него необходимо зарисовать основное событие сюжета. Учащиеся поэтапно зарисовывают события, происходящие в произведении. Использование этого приёма даёт увидеть и понять логику сюжетной линии. Перечисляя события, изображённые в рисунке (схеме), дети усваивают план пересказа текста. Учащиеся с помощью рисунка с удовольствием выходят пересказывать, не боятся.

10.На стадии рефлексии можно использовать приём «Цветок». Цвет каждого лепестка имеет своё значение. И в соответствии со значением цвета ребёнок получает своё задание.

Красный лепесток – что хорошего в поступках героя.

Чёрный лепесток - что плохого в поступке героя.

Жёлтый лепесток – что понравилось тебе в произведении.

Синий лепесток - какой совет ты можешь дать герою.

Белый лепесток - чему научил тебя герой.

Зелёный лепесток - придумай продолжение рассказа.

Далее каждому учащемуся предлагается оторвать лепесток и выполнить задание. При использовании этого приёма развиваются коммуникативные качества личности, учащиеся учатся выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Вышеперечисленные методы и приёмы на уроках литературного чтения, позволили изменить в положительную сторону отношение детей к уроку, повысить познавательную активность, создать атмосферу доверия и сотрудничества в классе, активизировать познавательный интерес у учащихся.

Прием «синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом. Этот приём можно использовать на этапе рефлексии, как творческую работу.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.

Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно. Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.

Прием «Уголки»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

"Кубик Блума" прием технологии критического мышления,

разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.

  • Почему.

  • Объясни.

  • Предложи.

  • Придумай.

  • Поделись.

Приём «Логическая цепочка»

Известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

Можно использовать на стадии осмысления. При знакомстве с биографией Пушкина А.С. текст высвечивается либо на экране ( ИКТ технология), либо выдаётся детям на распечатанных листах.


У каждой методики есть свои плюсы и минусы.


+ Активные методы обучения помогают:

  • развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

  • учить учащихся самостоятельно добывать знания,

  • развивать интерес к предмету,

  • позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.


- Активные методы обучения имеют недостатки

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:

  • не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Приведенные мною методы и приемы– лишь малая часть известных на сегодняшний день методов обучения.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методы и приемы эффективного урока литературного чтения

Автор: Именина Екатерина Олеговна

Дата: 24.01.2022

Номер свидетельства: 598758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Теоретические основы формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "teoreticheskie_osnovy_formirovaniia_produktivnoi_deiatelnosti_na_urokakh_literat"
    ["file_id"] => string(6) "529069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574876791"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Организация проблемного диалога на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(69) "orghanizatsiia-probliemnogho-dialogha-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "106850"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403097373"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Использование активных  методов обучения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "204057"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429603044"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Семинар по теме: “ Эффективность урока – как стимул успеха ученика и учителя». "
    ["seo_title"] => string(81) "sieminar-po-tiemie-effiektivnost-uroka-kak-stimul-uspiekha-uchienika-i-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "235362"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443693719"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) ""Методы и формы обучения литературе в школе. Основные классификации методов"."
    ["seo_title"] => string(84) "mietody-i-formy-obuchieniia-litieraturie-v-shkolie-osnovnyie-klassifikatsii-mietodov"
    ["file_id"] => string(6) "267818"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450461574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства