kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и формы формирования познавательной активности, проектных умений обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение школьников к проектной деятельности  является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. И это не дань моде, а требование времени, ответ на запрос социума.

     Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости проектной технологии. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, на обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план, в более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную

реализацию школьником задуманного результата.

Успех проектной деятельности во многом зависит от её организации. В целом в проектной деятельности младших школьников  выделяю и описываю этапы, соответствующие учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы формирования познавательной активности, проектных умений обучающихся.»

Методы и формы формирования познавательной активности, проектных умений обучающихся.

Успех проектной деятельности во многом зависит от её организации. В целом в проектной деятельности младших школьников я выделяю следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

1 этап – погружение в проект

2 этап – подготовительный

3 этап – деятельностный

4 этап – презентация продукта.

1 этап - погружение в проект или мотивационный.

Цель данного этапа – вовлечь учащихся в проектную деятельность.

Задачи – определение проблемы, темы и цели проекта, создание творческой группы учащихся для работы над проектом.

Очень важный этап, так как именно мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать учащихся проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен ребенку, учащимся, то и проект будет успешен. Обучение будет бесполезным, если у ученика не вызвать заинтересованности к предложенному материалу. Содержание урока должно быть таким, чтобы школьник поглощал знания с увлечением, а не из чувства долга. Чтобы вызвать интерес, содержание урока должно касаться непосредственно сегодняшней жизни школьника: приносить ему пользу, развлекать либо помогать утверждаться в высокой самооценке. Для учителя важно затрагивать на уроке вопросы, которые могут быть интересны учащимся для самостоятельного разрешения не только на уроке, но и во внеурочное время, например, в ходе проектной деятельности. Но, чтобы это произошло, учителю необходимо тщательно продумать содержание урока. Для этого я создаю положительный мотивационный настрой на предстоящую деятельность, это могут быть интересные факты, рассказанная история, проблемное начало урока, наблюдение за чем-либо. Таким образом, пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта или проблеме исследования. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать интерес. Кроме того, тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т. к. это младшие школьники. Предоставляю выбор тем проектов самим учащимся, исходя из собственных интересов и потребностей. Мои ученики обсуждают тему проекта, предлагают собственные идеи, определяют собственные потребности. В результате данного этапа формулируется тема и цель проекта, создаются группы учащихся для работы над совместным проектом (при необходимости).

2 этап – подготовительный.

Цель данного этапа – пошаговая разработка проекта.

Задачи – определить источники информации, способы получения информации, результат проекта – вид продукта, возможные формы его презентации, сроки работы над проектом, распределение ролей - обязанностей (если проект групповой).

На данном этапе помогаю учащимся сформулировать задачи предстоящего проекта. Задачи проекта – организация и проведение определённой работы для поиска способов решения проблемы проекта. Важно помочь ребенку пошагово разработать проект. Определить круг конкретных действий. Учащиеся предлагают возможные источники информации, при необходимости я помогаю определить круг этой информации, предлагаю способы систематизации собранной информации, рекомендую экспертов. В зависимости от темы и типа проекта учащиеся предлагают возможные варианты результата своей деятельности – продукта проекта и устанавливают временные сроки деятельности. Очень важно продумать возможные формы презентации проекта, они могут быть разнообразными. Это зависит от возможностей, желания и творчества детей. В результате данного этапа учащиеся формулируют задачи своего проекта, знают, где найти нужную информацию и как с ней работать, как организовать исследование или наблюдение при необходимости. Каждый учащийся прогнозирует результат своей деятельности и форму презентации, знает временные рамки проекта.

3 этап – деятельностный.

Цель данного этапа – работа над проектом.

Задачи – самостоятельная деятельность учащихся над реализацией проекта, промежуточные обсуждения проекта, получение продукта. Девиз данного этапа «Работа спланирована – действуй!» Здесь роль учителя сводится к минимуму, а возможно учитель вообще может «потеряться». Я становлюсь наблюдателем, координатором, консультантом. Ребята всё делают сами. Работая над индивидуальным проектом, учащиеся работают с литературой и другими источниками, осуществляют поиск нужной информации, собирают материал. Проводят необходимые опыты и делают выводы. Ведут наблюдение, поскольку оно служит ценнейшим источником получения реальных сведений и фиксируют результаты. На промежуточных этапах консультирую учащихся, после их самооценки. В результате данного этапа учащиеся непосредственно выполняют проект с соблюдением временных рамок проекта, анализируют положительные и отрицательные стороны своей деятельности, подводят итоги и получают продукт проектной деятельности.

4 этап – презентация продукта.

Цель данного этапа – демонстрация результата проекта.

Задачи – подготовка презентации, выступления.

Данный завершающий этап требует особого внимания. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности бесспорно обязателен. Он необходим для подведения итогов продуктивной работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Но ребенка необходимо подготовить к данному событию, обговорить план выступления. Для этого ребенку необходимо ответить на ряд вопросов:

  1. Почему ты работал именно над этим проектом?

  2. Какова основная идея твоего проекта? О чём твой проект?

  3. Какие использовались материалы?

  4. Сколько времени на это потребовалось?

  5. Какое оборудование ты использовал?

  6. Кто тебе помогал?

  7. Достаточно ли было у тебя знаний и умениями? Чему ты научился в процессе работы над проектом?

  8. Какие этапы выполнения проекта были? В чём они заключались?

  9. Какие результаты ты получил?

  10. Продолжишь ли ты работу по улучшению проекта, углублению темы?

Презентацию проекта продумываем совместно с родителями, в силу возраста детей. Такие презентации выполненных детьми проектов провожу публично, с приглашением родителей, учителей, всех заинтересованных лиц. В классе проходит знаменательное событие «Фестиваль проектных работ», где ребята демонстрируют свои достижения. Это яркое и волнующее событие.

Важно помочь учащимся произвести самооценку проекта, оценить процесс работы над проектом. Это готовит их к не менее важному моменту – оценке выполненных проектов.

Примерные критерии оценки.

  • Самостоятельность работы над проектом

  • Актуальность и значимость темы

  • Полнота раскрытия темы

  • Оригинальность решения проблемы

  • Артистизм и выразительность выступления

  • Раскрытие содержания проекта на презентации

  • Использование средств наглядности, технических средств

  • Ответы на вопросы

Оценивание проектов провожу с помощью жюри, в состав которого входит заместитель директора по инновационной работе, не работающий в классе учитель начальных классов, представитель родительской общественности и обязательно старшеклассник, работающий по данному направлению. Важно, чтобы оценка за проект ребёнка носила положительный характер, мотивировала на последующую разработку проекта или исследовательскую работу. Учеников, добившихся особых результатов в выполнении проектов, жюри награждает дипломами. Но поощрение получает каждый ребёнок, участвовавший в выполнении проектов. Главное не раздача мест за проекты, а стимулирование и поощрение деятельности детей. Для этого можно выделить несколько номинаций.

После защиты проектов, изготовленные изделия учащиеся дарят людям, передают в детский сад, организуют выставку. Важно, чтобы каждый ребенок увидел потребность и значимость в тех изделиях, которые он изготовил, полезность от продукта своей деятельности.

Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Учителю необходимо просчитать все риски.

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен. Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта.

После окончания работы над проектом провожу итоговую диагностику, для того, чтобы посмотреть, совпал ли полученный результат с поставленными целями обучения и воспитания. Благодаря полученной информации делаю вывод об эффективности проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе. В процессе работы над проектом у детей изменились показатели, выявленные во время первичной диагностики во время подготовки к проектной деятельности. У обучающихся формируются следующие умения и навыки проектной деятельности:

Рефлексивные умения:

  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

  • Умение самостоятельно изобретать способ действия

  • Умение находить информацию

  • Умение находить несколько вариантов решения проблемы

  • Умение выдвигать гипотезы

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • Навыки коллективного планирования

  • Умение взаимодействовать с любым партнером

  • Навыки делового партнерского общения

  • Умение находить и исправлять ошибки

Менеджерские умения и навыки:

  • Умение проектировать процесс

  • Умение планировать деятельность

  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

  • Навыки анализа собственной деятельности

Коммуникативные умения:

  • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми

  • Умение вести дискуссию

  • Умение отстаивать свою точку зрения

  • Умение находить компромисс

  • Навыки интервьюирования, устного опроса и др.

Презентационные умения и навыки:

  • Навыки монологической речи

  • Умение держаться во время выступления

  • Артистические умения

  • Умение использовать средства наглядности при выступлении

  • Умение отвечать на незапланированные вопросы

Мои ученики с удовольствием работают над проектом, т.к. получают возможность заниматься интересным делом и при этом проявлять самостоятельность в познании окружающего мира. Это подтверждает опрос детей. Анализ результатов оценки проектных умений учащихся после проекта позволяет не только сделать выводы о развития проектных умений вследствие выполнения проекта, но и целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения; при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.

Заключение.

Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости. В процессе работы над проектом у ребёнка появляется чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать следующие особенности:

  1. темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей;

  2. проблема проекта должна быть в области познавательных интересов учащихся;

  3. несложность проектов;

  4. немедленное его выполнение;

  5. учёт возрастных и психолого-физиологических особенностей.

Литература.

1. Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: «Учитель», 2009.

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: «Народное образование», 2001.

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.

6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000.

7. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., испр., и доп. – М.: АРКТИ, 2007.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы и формы формирования познавательной активности, проектных умений обучающихся.

Автор: Хамчучева Лариса Анатольевна

Дата: 21.06.2022

Номер свидетельства: 610270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Организация проектной деятельности обучающихся "
    ["seo_title"] => string(60) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "107535"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403286748"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Метод проектов как средство развития лингвистических способностей обучающихся на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-proiektov-kak-sriedstvo-razvitiia-linghvistichieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "115161"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411880046"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО "
    ["seo_title"] => string(117) "razrabotka-zaniatiia-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-u-studientov-v-spo"
    ["file_id"] => string(6) "221269"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435157341"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства