kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. С целью минимальных затрат времени на проверку знаний учащихся можно использовать различные печатные тетради, раздаточный материал, различные виды диктантов. Каждый успех можно сделать достоянием всего класса.

Таким образом, развивая познавательные УУД, воспитывая стремление к знаниям, формируется личность младшего школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе»

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе

В учебном процессе по изучению окружающего мира применяются самые различные средства обучения. Среди них большое место занимают средства наглядности, или так называемые наглядные пособия. В качестве средств наглядности могут использоваться подлинные технические явления, процессы,- предметы реального мира и их изображения, а также специально изготовленные в дидактических целях учебно-наглядные пособия [34].

Неоценимым помощником любого учителя начальных классов в развитии познавательных УУД является игра. Она вызывает живой интерес к познанию, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Занятия с применением игровых приёмов существенно повышают познавательную активность учащихся в изучении учебных предметов, позволяют разнообразить учебную деятельность, помогают найти такие формы организации урока, которые вовлекают в процесс познания всех учащихся, удовлетворяя их естественную тягу к играм. В них интенсивно развиваются все стороны личности ребёнка, творческие способности и познавательная активность. Преимуществом использования игровых приёмов является то, что в игре все равны. Она посильна каждому ребёнку, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний, умений и навыков. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность младшему школьнику преодолеть стеснительность. Снижается боязнь ошибок, повышается познавательная активность. Учебный материал усваивается непроизвольно, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Я всегда планирую игру или игровой момент, продумываю его место в структуре урока, определяю форму проведения, готовлю необходимый наглядный материал, рисунки, ребусы, таблицы, схемы. Учащиеся активно участвуют в ролевых играх, им нравятся роли ведущего и участника на уроке-путешествии, уроке-викторине и др. Младшие школьники раскрепощаются - становятся более смелыми в своих суждениях, поступках, стараются быть замеченными, проявляют инициативу, раскрывают своё «я».

Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

Масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик – от включения в ткань учебного процесса отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия. Чтобы повысить активность учащихся во время текущего опроса в 5-м классе можно использовать следующий прием. Задавая вопрос, бросать мягкую игрушку любой ученице. Если ответ правильный, она задает свой вопрос и перебрасывает игрушку другой ученице, а если не верный, то возвращает ее учителю.

Важную роль в развитии и формировании познавательных УУД играет самостоятельная работа. Для неё можно подобрать материал, который не включает в себя совершенно новых и сложных правил. Чтобы все с ней справлялись, можно использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, применить последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Можно применять обучающие самостоятельные работы. Можно практиковать начало урока не с объяснения нового материала, а с самостоятельной работы.

В процессе обучения, поисковая деятельность является одним из доступных видов деятельности школьников. Данная форма деятельности детей при педагогически ценной ее организации сопутствует познавательному интересу, т.к. ребенок, выполняя творческую работу, самостоятельно вынужден оперировать приобретенными умениями, знаниями, навыками. А также совершать ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает учитель, и тем самым ребенок поднимается на новый более высокий уровень познания, укрепляя при этом самостоятельность, познавательную активность к учению.

Для самостоятельной работы можно подбирать материал, которые не включают в себя совершенно новые и сложные правила. Чтобы все справлялись с самостоятельной работой, можно использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумывать последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Можно применять обучающие самостоятельные работы. Можно практиковать начало урока не с объяснения нового материала, а с самостоятельной работы.

В условиях учебного процесса таким видом деятельности являются различные виды самостоятельных работ, которые в своей совокупности могут решать задачи вербального, сенсорного и двигательного развития школьников. Они учат их не только решать задачи, но и ставить их, планировать трудовую деятельность, выбирать способы ее выполнения на различных вариантах, с целью выбора оптимального решения [22].

Таким образом, проблема развития у детей самостоятельности в наше время приобретает особое внимание и значение. Так как самостоятельность становится необходимой не только в учебных целях, но и для формирования у будущих тружеников потребностей для непрерывного образования и самообразования, а также в умении видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда.

Чтобы активизировать познавательные УУД, можно использовать проблемные ситуации. Они способствуют созданию эмоциональной вовлечённости, появлению желания найти решение, а значит, активизируют мышление и актуализируют опорные знания, побуждают к получению недостающих сведений, необходимых для решения возникшей проблемы. Проблемность при обучении возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Никогда не строю работу на уроке таким образом, чтобы дети работали только по образцу.

Побудить учащихся к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока. Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, так как является одним из действенных способов активизации учебной деятельности. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Для того чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, использую в практике презентации. Выполненные к урокам презентации значительно экономят моё время, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников.

Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую - одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков используют компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.

Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. С целью минимальных затрат времени на проверку знаний учащихся можно использовать различные печатные тетради, раздаточный материал, различные виды диктантов. Каждый успех можно сделать достоянием всего класса.

Таким образом, развивая познавательные УУД, воспитывая стремление к знаниям, формируется личность младшего школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе

Автор: Акмалова Ильсия Мударифовна

Дата: 24.09.2018

Номер свидетельства: 478594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методы формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "metody_formirovaniia_poznavatelnykh_universalnykh_uchebnykh_deistvii_v_nachaln_1"
    ["file_id"] => string(6) "637892"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1697109518"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Формирование универсальных учебных действий в урочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniieuniviersalnykhuchiebnykhdieistviivurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "277743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452961474"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства