Методы формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе
Методы формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
01.09.16 вступил в силу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и он так же включает программу формирования универсальных учебных
Универсальные учебные действия - это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Сегодня мы говорим именно о познавательных УУД. Это направление включает в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
—моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
—преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование познавательных УУД на уроках осуществляется путем подбора заданий, для которых правильные результаты решений нельзя найти в готовом виде в учебнике. В рамках поиска и выделения необходимой информации, структурирования знаний используются различные педагогические техники и приемы. С их помощью формулируются и совершенствуются познавательные УУД.
Хочу поговорить сегодня с вами о приемах и методах технологии «развития критического мышления».
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита в США. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно[Заир С.И. 2004: стр 12].
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление(рефлексия)».
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся [ Демидова М.Ю. 2009;стр 127]
Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).
Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).
Познавательные УУД
Приемы ТРКМ
Логические универсальные действия
Кластер
Верные - неверные утверждения
Синквейн
Зигзаг
Общеучебные
Инсерт
Чтение с остановками
Постановка и решение проблемы
Знали – Хотим узнать – Узнали
Толстые и тонкие вопросы
Знаково-символические
Кластер
Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, способствует развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Слайд 13 «Кластеры» - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Слайд 14 «Верные и неверные утверждения»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности.
Слайд 15 «Таблица тонких и толстых вопросов» - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Слайд 16 «Знали – Хотим узнать – Узнали» - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их.
Слайд 17Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием "Зигзаг".
Во-первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно большой объем информации.
Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.
В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста, систематизировать информацию.
В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.
В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных учащихся.
В-шестых, прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ, такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы" и пр.
Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке
Итак, условия заданы — требуется за урок освоить большой пласт материала.
Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько — см. условия ниже).
Класс делиться на равные группы. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.
Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.
После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.
На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.
"Зигзаг-2", или облегченный вариант
Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием "Зигзаг" можно использовать и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы.
В этом случае текст изучается каждым учеником полностью.
Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов.
Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна.
Работа в рабочих группах проводится, как и в "Зигзаге-1", только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.
Итоговая работа — общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.
Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Прием "Зигзаг" только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует элемент соревнования. Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.
Слайд 18 «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. (написание синквейна)
Слайд 21 Выше я уже упоминала о стадиях «технологии критического мышления» «Вызов – осмысление –рефлекия» не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы
На стадии вызова можно использовать «Кластер», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос».
На стадии осмысления «Зигзаг», «Инсерт или «Чтение с пометами», «Дерево предсказаний», «Круги по воде», «Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», Метод «Думательных шляп», «Кластер» «Двухчастный дневник».
Стадия рефлексии «Синквейн», «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Слайд 22 И в заключении, хотелось бы сказать, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Не нужно бояться «нестандартных уроков», пробовать различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по различным предметам. Сегодня ученик сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря использованию современных техник и технологий, которые и формируют систему УУД.
Приложения
Познавательные УУД
Приемы ТРКМ
Логические универсальные действия
Кластер
Верные - неверные утверждения
Синквейн
Зигзаг
Общеучебные
Инсерт
Чтение с остановками
Постановка и решение проблемы
Знали – Хотим узнать – Узнали
Толстые и тонкие вопросы
Знаково-символические
Кластер
Познавательные УУД
Приемы ТРКМ
Логические универсальные действия
Кластер
Верные - неверные утверждения
Синквейн
Зигзаг
Общеучебные
Инсерт
Чтение с остановками
Постановка и решение проблемы
Знали – Хотим узнать – Узнали
Толстые и тонкие вопросы
Знаково-символические
Кластер
Познавательные УУД
Приемы ТРКМ
Логические универсальные действия
Кластер
Верные - неверные утверждения
Синквейн
Зигзаг
Общеучебные
Инсерт
Чтение с остановками
Постановка и решение проблемы
Знали – Хотим узнать – Узнали
Толстые и тонкие вопросы
Знаково-символические
Кластер
«Синквейн» «Синквейн»
Каким должен быть учитель? Каким не должен быть учитель?
«Синквейн» «Синквейн»
Каким должен быть учитель? Каким не должен быть учитель?
«Синквейн» «Синквейн»
Каким должен быть учитель? Каким не должен быть учитель?
«Синквейн» «Синквейн»
Каким должен быть учитель? Каким не должен быть учитель?
Список литературы
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли - М., 2010.
2.Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / В 2 ч - М. Просвещение, 2009
Заир С.И. – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.
Загашев И.О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.
Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. - Волгоград, 1983
Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.