Рекомендации, как списывать без ошибок. На уроках русского языка в целях обучения правописанию чаще других используются такие упражнения, как списывание, диктант, грамматический и орфографический разбор, работа с орфографическим словарем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Списывание без ошибок"»
СПИСЫВАНИЕ БЕЗ ОШИБОК
На уроках русского языка в целях обучения правописанию чаще других используются такие упражнения, как списывание, диктант, грамматический и орфографический разбор, работа с орфографическим словарем.
Одним из основных распространенных видов упражнений считается списывание. Списывание – это упражнение, состоящее в записи обозреваемых текстов. В зависимости от того, требуется ли от учащихся в процессе списывания выполнение каких-либо заданий или нет, различают списывание без заданий и списывание с заданиями. Списывание без заданий заключается в дословном списывании с текста
При списывании ребёнок прочитывает слово целиком и запоминает его. Таким образом, ученик развивает зрительную память. • Опираясь на зрительную память при письме (в том числе и при других видах работ), он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше. • Запоминать слова, части предложения или предложения полезно не только для формирования навыка списывания, но и для скорочтения.
Ребенок-первоклассник очень неопытен. Школьник учится писать первые буквы, читать первые слова. Но вот однажды ему задают списать текст.
Списывание – это одно из самых важных умений, которым ученик овладевает в начальной школе. Это просто для взрослого, но очень трудно для ребенка. Юный школьник должен сосредоточиться на написании букв, но в то же время держать в памяти слово целиком. Для того чтобы списывать текст без ошибок, нужно:
быть очень внимательным;
уметь не отвлекаться и быть сосредоточенным на том, чем занимаешься;
не спешить, прочитывать и запоминать каждое слово побуквенно;
иметь достаточно хорошую память, ведь слово нужно запомнить зрительно или на слух.
Не все младшекласснкии в должной мере владеют этими умениями, отсюда много ошибок во время списывания и не очень хорошие результаты, которые могут расстраивать. И если какие-то другие умения можно пропустить, то, не умея списать текст, дальше учиться довольно сложно. Поэтому обязательно следует уделить время для того, чтобы научиться списывать хорошо. Не имеет никакого смысла постоянно говорить ребенку: «Будь внимательней». Чадо просто не знает, что именно от него требуется. Поступим иначе.
КАК ПРАВИЛЬНО СПИСЫВАТЬ ТЕКСТ
Научите правильной технике. Объясните, что для того чтобы списать слово правильно, его нужно прочитать ПРАВИЛЬНО, то есть именно так, как оно написано, а не так, как оно обычно произносится/читается. Проговариваем слово ПОБУКВЕННО, например, вода (В-О-Д-А). После того, как слово прочитано верно, необходимо его еще раз повторить про себя или лучше на первых порах вслух. И только после этого приступать к написанию.
Во время написания диктуем сами себе уже правильно произнесенное слово.
Также обратите особое внимание на то, чтобы ребенок проговаривал и мягкий, и твердый знаки, и большие заглавные буквы, когда они встречаются.
Не забываем проговаривать и знаки препинания, тогда о них точно не позабудешь
Со второго полугодия 1 класса все большее распространение получают виды списывания, осложненного различными заданиями.
Орфографические задания требуют нахождения, выделения, обозначения тех или иных орфограмм и их обоснования. В основном, при списывании эти задания сводятся к подчеркиванию орфограмм, вставке пропущенных букв, замене слов, данных в скобках в начальной форме, формой этих же слов, требуемой по смыслу.
Нередко в условии к упражнению, помещенному в учебнике, указывается несколько заданий. В таких случаях можно говорить о комбинированных видах списывания. В них могут сочетаться различные по своему характеру задания. Например, слова, из которых учащиеся должны составить предложение, могут быть даны с пропущенными буквами.
В качестве материала для списывания могут предлагаться отдельные слова, сочетания слов, предложения, тексты.
Работу по списыванию я начала в первом классе только тогда, когда дети хорошо овладели умением свободно и достаточно точно записывать текст под диктовку.
Cистемы упражнений по списыванию
1 блок. Тексты, состоящие из предложений, в которых слова не расходятся с произношением, либо, по крайней мере, не противоречат.
2 блок. Тексты, состоящие из предложений с орфограммами слабых позиций.
Первый блок состоит из трех частей:
1.Введение алгоритма списывания (в виде зрительных диктантов):
а). Сначала идут отдельные предложения.
Б). Затем вводятся небольшие тексты.
2. Введение списывания текстов с книги.
Это значит, работа по списыванию продолжается после того, как дети научились писать с пропусками орфограмм (письмо с дырками). По программе – заполнение пропусков начинается со знакомства со словарем. Потом идет работа с готовым текстом по книге.
Этот блок состоит из двух частей:
Списывание со слов со словаря.
Списывание целых текстов с книги.
Это переход к завершающему этапу формирования этого вида письма. (Он начинается в конце 1-го класса и завершается к концу первого полугодия 2-го класса).
В итоге можно сделать вывод: если в своей практике методически правильно использовать данный вид работы по формированию орфографического навыка – списывание, то можно получить ожидаемый результат.