понимание мотивов поведения персонажей, последствий их поступков, установление причинно-следственных связей;
понимание авторского отношения, позиции;
освоение художественной идеи произведения.
Анализ текста проводится после целостного, непосредственного, эмоционального восприятия произведения
Этапы урока:
• Подготовка к первичному восприятию
• Первичное восприятие
Анализ текста должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия.
Этап урока:Выявление первичного восприятия
Вопросы для выявления первичного восприятия:
- Менялось ли ваше настроение по ходу чтения?
- Кто из персонажей вам понравился? Кто не вызывает симпатий? Почему?
- Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?
Необходимо создать установку на анализ произведения, формировать потребность
в перечитывании и анализе текста
Этап урока:Постановка учебной задачи
Варианты учебных задач:
От чьего имени написано произведение?
Каким характером обладает герой, персонаж, автор произведения?
Подготовимся к инсценированию (выразительному прочтению) этого
произведения и постараемся передать в чтении характер персонажа и т.п.
Нам с вами очень понравился персонаж. Аргументируйте свою точку зрения. (вопросы по конкретному произведению)
Чтобы разобраться в описанной автором ситуации, давайте проследим, как складывались отношения персонажей в произведении (в конкретном фрагменте или эпизоде) (вопросы по конкретному произведению)
После постановки учебной задачи необходимо самостоятельное прочтение произведения, предваряющее или сопровождающее анализ текста
Этап урока: Вторичное восприятие
Анализ совершается в единстве формы и содержания
Этап урока: Чтение и анализ текста
Содержание не может существовать вне формы
Форма – это способ обнаружения содержания литературных произведений
Г.М.Цыферов.
Одинокий ослик
В лесу, в лесном доме, жил одинокий ослик. Друзей у него не было. И вот однажды одинокий ослик очень заскучал. Скучал он так, скучал – и вдруг слышит:
- Пи
- пи, здравствуй!
Из-под пола вылез маленький мышонок.
- Я - мышонок, -ещё раз запищал он, а потом сказал:
- Я пришёл потому, что ты скучаешь. И тут они, конечно, подружились.
Ослик был очень доволен. И всем в лесу говорил:
- А у меня есть друг!
- Что это за друг? - Спросил сердитый медвежонок. –Небось, что-нибудь маленькое?
Подумал одинокий ослик и сказал:
- Нет, мой друг – большой слон. Большой слон? Конечно, никто не поверил ему. И поэтому у домика ослика скоро собрались все звери. Они сказали:
- А ну, показывай нам своего друга!
Одинокий ослик уже хотел сказать, что его друг ушёл по грибы.
Но тут вышел мышонок и ответил:
- ДРУГ ОСЛИКА – ЭТО Я.
-Ха-ха! – захохотали гости. – Если это большой слон, то одинокий ослик –просто большой обманщик. А ослик – большой обманщик вначале покраснел. А потом улыбнулся:
- Нет, это все-таки слон. Но только не простой, а волшебный. Сейчас он превратился в маленького. Большому в доме тесно. Даже нос приходится в трубу прятать.
- Похоже на правду, кивнул сердитый медвежонок, взглянув на трубу.
–Но я бы не хотел быть маленьким.
-Он тоже не хотел быть маленьким, - сказал ослик.
– Но он очень любит меня и хочет жить всегда со мной.
- Ах, вздохнули все звери, - какое доброе животное!
Попрощавшись, они ушли. С той поры никто в лесу не обижал маленьких. Только
все говорили:
- Даже самый маленький может быть большим другом. Даже большим, чем
самый большой слон!..
Анализ должен быть целостным и избирательным
Этап урока: Чтение и анализ текста
Каждый элемент произведения рассматривается в его отношении к идее
Рассматривается такое количество элементов, которое достаточно для освоения
идеи
Анализ должен быть целостным и избирательным
Этап урока: Совершенствование навыка чтения в процессе анализа текста
Этап урока:Чтение и анализ текста. Качества чтения: осознанность, выразительность, правильность, беглость
Виды чтения:изучающее, выборочное, просмотровое
Этап урока:Чтение и анализ текста
Анализ всегда завершается синтезом
Этап урока:Обобщение. Эмоционально-образное. Логическое