kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации. Анализ текста художественного произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации помогут учителю провести детальный анализ художественного текста на уроке литературного чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Анализ текста художественного произведения»

Методические рекомендации учителю начальных классов

Анализ художественного текста в начальной школе

(учитель начальных классов Панина Е.И.)


Принципы организации школьного анализа художественного произведения

Анализ должен быть целенаправленным:

  • В основе анализа - интерпретация произведения

  • Основная цель урока – способствовать полноценному восприятию произведения

Полноценное восприятие произведения:


  • сопереживание, способность увидеть динамику эмоций;

  • созвучность читательских эмоций авторскому замыслу;

  • воссоздание в воображении образных картин;

  • понимание мотивов поведения персонажей, последствий их поступков, установление причинно-следственных связей;

  • понимание авторского отношения, позиции;

  • освоение художественной идеи произведения.


Анализ текста проводится после целостного, непосредственного, эмоционального восприятия произведения

Этапы урока:


• Подготовка к первичному восприятию

• Первичное восприятие


Анализ текста должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия.


Этап урока: Выявление первичного восприятия

Вопросы для выявления первичного восприятия:

- Менялось ли ваше настроение по ходу чтения?

- Кто из персонажей вам понравился? Кто не вызывает симпатий? Почему?

- Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?

Необходимо создать установку на анализ произведения, формировать потребность

в перечитывании и анализе текста


Этап урока: Постановка учебной задачи


Варианты учебных задач:


  • От чьего имени написано произведение?

  • Каким характером обладает герой, персонаж, автор произведения?

  • Подготовимся к инсценированию (выразительному прочтению) этого

произведения и постараемся передать в чтении характер персонажа и т.п.

  • Нам с вами очень понравился персонаж. Аргументируйте свою точку зрения. (вопросы по конкретному произведению)

  • Чтобы разобраться в описанной автором ситуации, давайте проследим, как складывались отношения персонажей в произведении (в конкретном фрагменте или эпизоде) (вопросы по конкретному произведению)

После постановки учебной задачи необходимо самостоятельное прочтение произведения, предваряющее или сопровождающее анализ текста


Этап урока: Вторичное восприятие

Анализ совершается в единстве формы и содержания


Этап урока: Чтение и анализ текста

Содержание не может существовать вне формы

Форма – это способ обнаружения содержания литературных произведений


Г.М.Цыферов.

Одинокий ослик

В лесу, в лесном доме, жил одинокий ослик. Друзей у него не было. И вот однажды одинокий ослик очень заскучал. Скучал он так, скучал – и вдруг слышит:

- Пи

- пи, здравствуй!

Из-под пола вылез маленький мышонок.

- Я - мышонок, -ещё раз запищал он, а потом сказал:

- Я пришёл потому, что ты скучаешь. И тут они, конечно, подружились.

Ослик был очень доволен. И всем в лесу говорил:

- А у меня есть друг!

- Что это за друг? - Спросил сердитый медвежонок. –Небось, что-нибудь маленькое?

Подумал одинокий ослик и сказал:

- Нет, мой друг – большой слон. Большой слон? Конечно, никто не поверил ему. И поэтому у домика ослика скоро собрались все звери. Они сказали:

- А ну, показывай нам своего друга!

Одинокий ослик уже хотел сказать, что его друг ушёл по грибы.

Но тут вышел мышонок и ответил:

- ДРУГ ОСЛИКА – ЭТО Я.

-Ха-ха! – захохотали гости. – Если это большой слон, то одинокий ослик –просто большой обманщик. А ослик – большой обманщик вначале покраснел. А потом улыбнулся:

- Нет, это все-таки слон. Но только не простой, а волшебный. Сейчас он превратился в маленького. Большому в доме тесно. Даже нос приходится в трубу прятать.

- Похоже на правду, кивнул сердитый медвежонок, взглянув на трубу.

Но я бы не хотел быть маленьким.

-Он тоже не хотел быть маленьким, - сказал ослик.

Но он очень любит меня и хочет жить всегда со мной.

- Ах, вздохнули все звери, - какое доброе животное!

Попрощавшись, они ушли. С той поры никто в лесу не обижал маленьких. Только

все говорили:

- Даже самый маленький может быть большим другом. Даже большим, чем

самый большой слон!..

Анализ должен быть целостным и избирательным


Этап урока: Чтение и анализ текста

Каждый элемент произведения рассматривается в его отношении к идее

Рассматривается такое количество элементов, которое достаточно для освоения

идеи

Анализ должен быть целостным и избирательным


Этап урока: Совершенствование навыка чтения в процессе анализа текста


Этап урока: Чтение и анализ текста. Качества чтения: осознанность, выразительность, правильность, беглость


Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое



Этап урока: Чтение и анализ текста

Анализ всегда завершается синтезом


Этап урока: Обобщение. Эмоционально-образное. Логическое


Анализ направлен на:

  • литературное развитие ребенка,

  • овладение начальными литературоведческими представлениями,

  • овладение системой читательских умений


Сопоставительный анализ результатов


Принципы

анализа произведения

Этапы урока

Целенаправленность

Опора на целостное, непосредственное,

эмоциональное восприятие


1. Подготовка к восприятию

2. Первичное восприятие


Учет возрастной и индивидуальной специфики восприятия


3. Выявление первичного восприятия

Создание установки на анализ


4. Постановка учебной задачи

Необходимость самостоятельного чтения


5. Вторичное восприятие текста

Единство формы и содержания


6. Чтение и анализ текста

Целостность и избирательность

Направленность на формирование навыка

чтения, литературное развитие ребенка

Синтез


7. Обобщение





Всего и надо, что вчитаться – Боже мой!

Всего и надо, что помедлить над строкою,

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть...


(Юрий Давидович Левитанский)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Методические рекомендации. Анализ текста художественного произведения

Автор: Панина Елена Игоревна

Дата: 08.12.2023

Номер свидетельства: 641654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Методические указания  к самостоятельной работе студентов  по литературе для специальностей 23.02.03 ,08.02.09."
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskiieukazaniiaksamostoiatielnoirabotiestudientovpolitieraturiedliaspietsialnostiei230203080209"
    ["file_id"] => string(6) "276339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452704119"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Методические указания  к самостоятельной работе студентов  по литературе для специальностей 08.02.03, 08.02.01"
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskiieukazaniiaksamostoiatielnoirabotiestudientovpolitieraturiedliaspietsialnostiei080203080201"
    ["file_id"] => string(6) "276341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452704422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе Г.С. Меркина "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-6-klassie-po-proghrammie-g-s-mierkina"
    ["file_id"] => string(6) "160580"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422090929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства