Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников»
Методические приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников
«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок,
который мы можем ему сделать.»
Сесиль Лупан
Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни. Формирование интереса к чтению, потребности в нём – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы.
Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать. Что же такое мотивация? В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).
Личностно – ориентированное обучение нацелено на переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции процесса. Однако без внутреннего побуждения «поумнеть и похорошеть» ребёнок не научится читать для себя, для саморазвития.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в наш век, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Ещё в 2001 году в Москве был проведён первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нём было принято обращение к гражданам России: «…необходимо объединение всех сил, чтобы остановить «дебилизацию» детей, ибо давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать».
Цель моей работы: формирование у учащихся навыков чтения на основе постоянного роста интереса к чтению.
Исходя из данной цели, я поставила перед собой задачу – использовать разнообразные педагогические приёмы повышение мотивации обучения на уроках литературного чтения и из множества предложенных педагогических технологий выбрать самые оптимальные для моего класса.
В 2013/14 учебном году я начала работу по ФГОС 2 поколения по образовательной системе «Школа 2100». Основная идея данной системы подчинена целям обучения литературному чтению в начальной школе, а именно – формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Решающая роль в развитии мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе. В 1-2 классах, важно подчеркивать коммуникативную роль книги. Как это делать? Чаще спрашивать ребенка, что ему хочется слушать и читать, устраивать комбинированное чтение, прерывистое с паузами для короткой беседы-стимула, комментированное чтение (с объяснением трудных слов, эпизодов), переключение с текста на иллюстрацию и наоборот. Необходимо спрашивать ребенка, нравится ли ему книга, давать рассмотреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Учащиеся 3-4 классов находятся на вершине читательского развития в начальной школе, они могут сформулировать 5-6 мотивов чтения. Развитию мотивации чтения способствует, прежде всего, методика урока литературного чтения, когда учитель побуждает школьников ответить на ряд вопросов: «Зачем надо узнать биографию автора? Зачем мы читаем это произведение? Зачем перечитываем его в третий раз? Почему следует перечесть его дома?» если на все эти вопросы есть убедительные ответы детей, значит, целевые установки урока срабатывают – побуждают к читательской деятельности. А если нет ответов на эти вопросы, то это тот самый мотив, чтобы прочитать произведение дальше.
Цели по времени опережают формирование мотивов и ведут их за собой. К концу же обучения в начальной школе мотивы и цели объединяются, сливаются в читательской самостоятельности. Таким образом, до 10 лет ребенок проходит путь становления самостоятельного читателя.
С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой.
Существующий арсенал приемов достаточно многочисленен. На своих уроках я использую приёмы следующих педагогических технологий обучения литературному чтению: Слайд 7
-Технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев) -Технология развития критического мышления (ТРКМ) (К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил ) -Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности) (Школа 2100) -Технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).
Остановлюсь конкретнее на некоторых приемах, которые я использую:
На организационном этапе урока
Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:
1. Четверостишия:
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Нам пора урок начать!
2. Отрывки из мультфильмов:
Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе.
3. С интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.
Так же в начале урока, для стимулирования домашнего чтения, провожу пятиминутки чтения. Этот приём я взяла из Технологии обучения оптимальному чтению В. Н. Зайцева и немного его доработала. Ежедневно на уроке литературного чтения дети 5 минут читают свои книги. Затем я записываю на лист страницу, где остановился каждый ученик и называю ему количество прочитанных за день (дом.чтение + чтение в кл.) страниц. Класс на основании последней проверки навыка чтения разделён на 3 группы. Из каждой группы ребёнок, который смог прочитать наибольшее количество страниц, рассказывает о своей книге и может выбрать себе подарок. Такую работу я провожу в течение всего обучения в начальной школе. Многие ребята, возможно, начинали читать по необходимости (внешний тип мотивации), но уже к концу 2 класса (или 3) втягиваются в чтение и читают с удовольствием (внутренний тип мотивации).
На этапе постановки цели урока:
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ
В начале урока веду беседу, направленную на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставим цель урока.
Слайд 9 На этапе актуализации знаний
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” – иногда начинаю с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Например:
Обобщи – что это (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, цветик-семицветик)
Что пропущено – логическая цепочка (корыто, изба, крестьянка, владычица.) и т.п.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
На этапе первичного восприятия и усвоения нового материала
Для мотивации своих учащихся я использую девиз «Удивляй!» Нахожу такой угол зрения при котором даже обыденное становится удивительным.
Почему растительноядные животные не едят красивые опавшие листья? (Опавшие листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят).
Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Класс делю на группы. Дети внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту. Заворачивает записку и кладёт её в «сундук». Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос сам или с помощью своей группы.
Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
На этапе применения нового материала
можно использовать приём «Да-нетка».
Например, на уроке при определении видов сказок даю задание: Определи вид сказки Туве Янсона «Шляпа Волшебника».
Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет» и определяют вид сказки.
бытовая
Да/нет
волшебная
Да/нет
О животных
Да/нет
Герои – простые люди
Волшебство
Веселое настроение
Веселое настроение
Герои-злодеи
Герои-животные
Смешные ситуации
Герои-помощники
Волшебное условие (животные разговаривают)
Высмеиваются плохие черты характера
Необычные испытания
Сильный защищает слабого
Восторг умом, находчивостью
Таинственное настроение
Волшебные предметы
Троекратные повторы
"Да-нетка" учит:
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать соучеников.
На этапе самостоятельного творческого использования сформированных умений
МИНИ-ПРОЕКТЫ
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос.
Я рада, что среди прочих тем для исследований, мои ученики обязательно выбирают темы связанные с русским языком, литературой.
На этапе обобщения
приём ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ
Ученики сами разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. и т.п.
приём ИНСЕРТ– обозначение с помощью знаков на полях возле текста :
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
При изучении литературного понятия «эпитет» я применила приём «Инсерт»для мотивации учащихся на определение темы и цели урока Дети получили таблички с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.
Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.
Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Эпитет – образное, художественное определение.
На этапе контроля
Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечаю я или продвинутый ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу. Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.
На этапе рефлексии
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Работу строю по карточкам-подсказкам с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке… и др.
Данные приёмы учебной работы, которые мною используются, являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления. А приведенные ниже данные подтверждают правильность выбранных мною приёмов.
- Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению.
- У ребят повысился интерес к чтению.
– Мои ученики ежегодно участвуют в конференции «Планета любознательных»
- Занимают призовые места в районном конкурсе Мастеров художественного слова.
Опытом своей работы делилась на заседании МО учителей начальных классов в апреле 2014 года. Обязательно делюсь с коллегами своими наработками (Памятки по чтению «Успешное чтение», «Индивидуальная карта развития навыка чтения»)
Свое выступление мне хочется закончить словами А.В.Сухомлинского: «Нельзя быть счастливым человеком, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда»