kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены методы и приемы формирования у младшего школьника навыков чтения на основе постоянного роста интереса к чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников»

Методические приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок,

который мы можем ему сделать.»

Сесиль Лупан

Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни. Формирование интереса к чтению, потребности в нём – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы.

Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать.  Что же такое мотивация
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).

Личностно – ориентированное обучение нацелено на переход от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции процесса. 
Однако без внутреннего побуждения «поумнеть и похорошеть» ребёнок не научится читать для себя, для саморазвития.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в наш век, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Ещё в 2001 году в Москве был проведён первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нём было принято обращение к гражданам России: «…необходимо объединение всех сил, чтобы остановить «дебилизацию» детей, ибо давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать».

Цель моей работы: формирование у учащихся навыков чтения на основе постоянного роста интереса к чтению.

Исходя из данной цели, я поставила перед собой задачу – использовать разнообразные педагогические приёмы повышение мотивации обучения на уроках литературного чтения и из множества предложенных педагогических технологий выбрать самые оптимальные для моего класса.

В 2013/14 учебном году я начала работу по ФГОС 2 поколения по образовательной системе «Школа 2100». Основная идея данной системы подчинена целям обучения литературному чтению в начальной школе, а именно – формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Решающая роль в развитии мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе. В 1-2 классах, важно подчеркивать коммуникативную роль книги. Как это делать? Чаще спрашивать ребенка, что ему хочется слушать и читать, устраивать комбинированное чтение, прерывистое с паузами для короткой беседы-стимула, комментированное чтение (с объяснением трудных слов, эпизодов), переключение с текста на иллюстрацию и наоборот. Необходимо спрашивать ребенка, нравится ли ему книга, давать рассмотреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Учащиеся 3-4 классов находятся на вершине читательского развития в начальной школе, они могут сформулировать 5-6 мотивов чтения. Развитию мотивации чтения способствует, прежде всего, методика урока литературного чтения, когда учитель побуждает школьников ответить на ряд вопросов: «Зачем надо узнать биографию автора? Зачем мы читаем это произведение? Зачем перечитываем его в третий раз? Почему следует перечесть его дома?» если на все эти вопросы есть убедительные ответы детей, значит, целевые установки урока срабатывают – побуждают к читательской деятельности. А если нет ответов на эти вопросы, то это тот самый мотив, чтобы прочитать произведение дальше.

Цели по времени опережают формирование мотивов и ведут их за собой. К концу же обучения в начальной школе мотивы и цели объединяются, сливаются в читательской самостоятельности. Таким образом, до 10 лет ребенок проходит путь становления самостоятельного читателя.

С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой.

Существующий арсенал приемов достаточно многочисленен. На своих уроках я использую приёмы следующих педагогических технологий обучения литературному чтению: Слайд 7

-Технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев)
-Технология развития критического мышления (ТРКМ) (К.Мередит, Ч.Темпл, Дж.Стил )
-Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности) (Школа 2100)
-Технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).

Остановлюсь конкретнее на некоторых приемах, которые я использую:


На организационном этапе урока

Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:

1.     Четверостишия:

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Нам пора урок начать!

2. Отрывки из мультфильмов:

 Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе.

3. С интеллек­туальной разминки — два-три не слишком слож­ных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — на­строить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.

Так же в начале урока, для стимулирования домашнего чтения, провожу пятиминутки чтения. Этот приём я взяла из Технологии обучения оптимальному чтению В. Н. Зайцева и немного его доработала. Ежедневно на уроке литературного чтения дети 5 минут читают свои книги. Затем я записываю на лист страницу, где остановился каждый ученик и называю ему количество прочитанных за день (дом.чтение + чтение в кл.) страниц. Класс на основании последней проверки навыка чтения разделён на 3 группы. Из каждой группы ребёнок, который смог прочитать наибольшее количество страниц, рассказывает о своей книге и может выбрать себе подарок. Такую работу я провожу в течение всего обучения в начальной школе. Многие ребята, возможно, начинали читать по необходимости (внешний тип мотивации), но уже к концу 2 класса (или 3) втягиваются в чтение и читают с удовольствием (внутренний тип мотивации).


На этапе постановки цели урока:

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ

В начале урока веду беседу, направленную на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставим цель урока.


Слайд 9 На этапе актуализации знаний

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” – иногда начинаю с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Например:

  • Обобщи – что это (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, цветик-семицветик)

  • Что пропущено – логическая цепочка (корыто, изба, крестьянка, владычица.) и т.п.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.


На этапе первичного восприятия и усвоения нового материала

Для мотивации своих учащихся я использую девиз «Удивляй!» Нахожу такой угол зрения при котором даже обыденное становится удивительным.

Почему растительноядные животные не едят красивые опавшие листья? (Опавшие листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят).

Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Класс делю на группы. Дети внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту. Заворачивает записку и кладёт её в «сундук». Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос сам или с помощью своей группы.

Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.


На этапе применения нового материала

можно использовать приём «Да-нетка».

Например, на уроке при определении видов сказок даю задание: Определи вид сказки Туве Янсона «Шляпа Волшебника».

Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет»  и определяют вид сказки. 

бытовая

Да/нет

волшебная

Да/нет

О животных

Да/нет

Герои – простые люди

 

Волшебство

 

Веселое настроение

 

Веселое настроение

 

Герои-злодеи

 

Герои-животные

 

Смешные ситуации

 

Герои-помощники

 

Волшебное условие (животные разговаривают)

 

Высмеиваются плохие черты характера

 

Необычные испытания

 

Сильный защищает слабого

 

Восторг умом, находчивостью

 

Таинственное настроение

 

 

 

 

 

Волшебные предметы

 

 

 

 

 

Троекратные повторы

 

 

 

"Да-нетка" учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;

  • систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • слушать и слышать соучеников.


На этапе самостоятельного творческого использования сформированных умений

МИНИ-ПРОЕКТЫ

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос.

Я рада, что среди прочих тем для исследований, мои ученики обязательно выбирают темы связанные с русским языком, литературой.

На этапе обобщения

приём ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ

Ученики сами разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. и т.п.

приём ИНСЕРТ– обозначение с помощью знаков на полях возле текста :

«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать

При изучении литературного понятия «эпитет» я применила приём «Инсерт» для мотивации учащихся на определение темы и цели урока Дети получили таблички с определениями, среди которых они должны были отметить то, что им известно, с чем они согласны, с чем не согласны, что им незнакомо и хотят ли они познакомиться с неизвестными понятиями.

Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для более яркого его описания.

 

Олицетворение – это изображение предметов, явлений природы, растений, животных как живых, с человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

 

Эпитет – образное, художественное определение.

 


На этапе контроля

Провожу тренировочный опрос. Работа проходит в парах. Класс разбит на две группы по вариантам. Задаю вопрос. На него отвечает первая группа. Ученик отвечает своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечаю я или продвинутый ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, выставляют «+» или «-» или определённое количество баллов в оценочном листе своему товарищу. Затем вторая группа выполняет аналогичную работу.


На этапе рефлексии

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Работу строю по карточкам-подсказкам с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке… и др.


Данные приёмы учебной работы, которые мною используются, являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления. А приведенные ниже данные подтверждают правильность выбранных мною приёмов.

- Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению.

- У ребят повысился интерес к чтению.

– Мои ученики ежегодно участвуют в конференции «Планета любознательных»

- Занимают призовые места в районном конкурсе Мастеров художественного слова.


Опытом своей работы делилась на заседании МО учителей начальных классов в апреле 2014 года. Обязательно делюсь с коллегами своими наработками (Памятки по чтению «Успешное чтение», «Индивидуальная карта развития навыка чтения»)


Свое выступление мне хочется закончить словами А.В.Сухомлинского: «Нельзя быть счастливым человеком, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические приёмы повышения мотивации к чтению у младших школьников

Автор: Узун Марина Васильевна

Дата: 28.12.2021

Номер свидетельства: 596413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "отчёт по самообразованию «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(143) "otchiot-po-samoobrazovaniiu-ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131279"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416133611"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Теоретические основы формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "teoreticheskie_osnovy_formirovaniia_produktivnoi_deiatelnosti_na_urokakh_literat"
    ["file_id"] => string(6) "529069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574876791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Использование  приёмов ТРКМ ЧП для формирования мыслительной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-priiomov-trkm-chp-dlia-formirovaniia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "186908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426432996"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства