МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ младших школьников
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ младших школьников
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), методика тона (повышение и понижение голоса), логическое и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ младших школьников»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ младших школьников
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), методика тона (повышение и понижение голоса), логическое и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
Обучение выразительному чтению стараюсь проводить в системе, по возможности не отрываясь от изучения программного материала по литературному чтению и русскому языку (виды предложений по интонации, однородные члены предложения, сложное предложение, обращение, прямая речь). Я включаю в каждый урок чтения речевые разминки (пятиминутки), которые проходят в интересной, игровой форме, например, как соревнования. Речевой материал для разминки беру из художественного произведения, читаемого на данном уроке, из произведения, изучаемого ранее, или придуманный мной и учениками.
Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения. Необходимо раскрыть характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.
Несмотря на то, что работу над выразительным чтением предполагается проводить, как правило, на завершающих этапах изучения произведения, я не забываю об этом на всех этапах работы над текстом: при подготовке к восприятию прочитанного, при первичном знакомстве с произведением, при работе над идеей произведения.
Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 3—4 классах.
Я на речевой разминке (пятиминутке) даю ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяем скороговорки и чистоговорки, выполняем артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п.
Напоминаю упражнения развивающие активность речевого дыхания: «Цветочный магазин», «Насос», «Вежливый поклон», «Свеча», «Бумажный кораблик», «Проколотый мяч». Игры на развитие высоты голоса: «Собачка», «Корова», «Жук», «Часы», «Петух», «Самолет», «Плач ребенка». Попробуем выполнить эти упражнения.
Логические ударения
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Приведу примеры (участники мастер-класса выступают в роли учеников):
а) На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Спрашиваю, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения прошу сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа прошу ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем еще раз прошу прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.
б) На доске записано предложение.
Скоро наступит жаркое лето.
Предлагаю учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.
в) Я последовательно и выразительно читаю два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.
Серебряный туман пал на окрестность.
Я награжу тебя.
Ручьи слез покатились по бледному лицу.
г) На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Тот герой, кто за Родину горой.
Честный труд – наше богатство.
Больше дела – меньше слов.
Упустишь минуту – потеряешь часы.
д) Прошу учащихся прочитать записанные на доске или на карточках предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае. Например, чтение данного предложения предполагает такое размещение в нем логического ударения:
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
е) На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина». Предлагаю прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели задаю следующие вопросы:
Когда читали учащиеся повесть Пушкина?
Кто читал сегодня повесть Пушкина?
Что делали сегодня учащиеся?
Что читали учащиеся сегодня?
Чью повесть читали учащиеся сегодня?
ж) Раздаю учащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагаю уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения. Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений. Более слабым учащимся даю меньшее количество предложений или уже указываю слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.
Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Я выразительно читаю отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под моим руководством школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Приведу примеры (участники мастер-класса выступают в роли учеников):
а) Записываю на доске или раздаю на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагаю выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.
Как удивили | его слова | брата!
Как удивили его | слова брата!
Как обрадовали | его успехи отца!
Как обрадовали | его успехи | отца!
Кабинет | истории школы № 1.
Кабинет | истории | школы № 1.
Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
На днях | готовившие спектакль восьмиклассники | показали свою работу.
На днях готовившие спектакль восьмиклассники показали | свою работу.
Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
Я остановился в недоумении, | оглянулся.
Я остановился, | в недоумении оглянулся.
Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.
Мой старший брат Коля очень любит футбол.
Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.
Андрей встал быстро, | оделся, | позавтракал и отправился на работу.
Андрей встал, | быстро оделся, | позавтракал и отправился на работу.
б) Выразительно читаю несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагаю самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
в) Раздаю учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.
Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело.
Интонации, повышение и понижения голоса
Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя. Объясняю, как различать интонации повествовательного, вопросительного предложений, в дальнейшем — восклицательного.
Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:
изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
чтение по ролям;
инсценировки басен, сценок.
Для развития эмоциональной выразительности использую следующие задания:
найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя;
определить это состояние с помощью учителя (например, страх девочки, которая увидела змею (рассказ В. Бианки «Еж-спаситель»), страх матери-утки за своих детенышей (рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»));
соотнести характер героя с его поступками (проникнуться к нему сочувствием, симпатией или антипатией, определить свое отношение к герою и отношение к нему автора);
выбрать интонационные средства речи при чтении вслух.
Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок беру предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Приведу примеры (участники мастер-класса выступают в роли учеников):
Упражнения на повышение и понижение тона голоса
а) Упражнение «Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Прошу ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
б) Упражнение «Поход»
Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Говорю школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.
Поход
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.
в) Упражнение «Пещера»
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.
г) Упражнение «Подвал и маленькая мышка»
В подвале одного маленького дома жила-была маленькая мышка. Целыми днями она занималась хозяйством.
Однажды мимо пролетала птичка. Она увидела мышку, которая выглядывала в окошко, и очень удивилась: «Ты такая маленькая, а живешь в таком большом доме? ». Мышка тоже удивилась и ответила: «Разве мой дом большой? А сколько в моем доме этажей? » «Я не считала, - ответила птичка, - но, если хочешь, мы посчитаем вместе. Я полечу вверх и буду называть тебе номер этажа». Тут мышка забеспокоилась: «Ты птичка полетишь высоко, и я тебя могу не услышать». «Не беспокойся, мышка, чем выше буду я лететь, тем громче буду называть тебе номер этажа», - ответила птичка, улетела вверх и начала считать.
«Подвал» - дети произносят низким грубым голосом
«Первый» - повышая тон
«Второй» - ещё повышая тон
«Третий» - ещё повышая тон
«Четвертый» - ещё повышая тон
«Пятый» - и так далее до десятого этажа
«Чердак» - произносят четко, высоким голосом
И полетела птичка обратно к мышке. (Дальше дети считают в обратную сторону, меняя тон голоса от высокого к низкому.)
Прилетела птичка и говорит «Теперь ты знаешь, сколько этажей в доме, в котором ты живешь? » А мышка ответила птичке: «Спасибо тебе, птичка, теперь я знаю, сколько этажей в моем доме. Прилетай еще ко мне в гости, и мы с тобой еще посчитаем!»
Работа над интонацией в повествовательном предложении
Записываю на доске предложение: В нашем классе сегодня будет чаепитие. Учащиеся читают предложение с логическим ударением на слове класс, обозначают логическое ударение и паузу. Затем еще раз читают предложение и устанавливают, что это предложение повествовательное. Повторно предложение читаю я, а школьникам предлагаю внимательно послушать и проследить за движением (повышением и понижением) голоса учителя. При чтении голос учителя сначала повышается, а потом понижается.
Далее прошу прочитать предложение еще раз, но уже с логическим ударением на слове сегодня. На доске обозначается логическое ударение и пауза. В нашем классе сегодня | будет чаепитие. Предложение читается повторно с логическим ударением, паузой, повышением и понижением голоса. После этого два предложения сравниваются.
Совместно делам вывод о том, что в повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение ее вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Здесь же следует обратить внимание учащихся на то, что перелом в движении голоса происходит на том слове, на которое падает логическое ударение и после которого делается пауза, следовательно, повышение и понижение голоса связано с логическим ударением и с паузой.
Работа над интонацией в вопросительном предложении
На доске записывается предложение с вопросительным знаком. По телевизору сегодня будет концерт? Учащимся предлагаю по знаку в конце предложения определить, какое оно по интонации. Предлагаю вспомнить, что в вопросительном предложении следует о чем-то спрашивать, узнавать, выяснять и т.п. Далее учащиеся должны прочитать предложение, сделав логическое ударение на слове сегодня, и проследить за движением голоса.
Аналогично предложение читается с логическим ударением на слове будет, потом на слове концерт. Устанавливается движение голоса.
После этих наблюдений делается вывод о том, что вопросительное предложение произносится с понижением голоса к концу его и, в особенности, на том слове, на котором делается логическое ударение.
Работа над интонацией в восклицательном предложении
Пишу на доске предложение: У меня сегодня будут гости! Сначала по восклицательному знаку устанавливаем, что это предложение восклицательное. Учащиеся вспоминают, что восклицательное предложение выражает мысль, сопровождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние, негодование и т.д.). Предлагаю прочесть это предложение с выражением радости и с логическим ударением на слове сегодня. Затем прочитать предложение с логическим ударением на том же слове, но с выражением большого чувства огорчения, досады. В записях на доске отмечается логическое ударение, паузы, повышение и понижение голоса. Проводится сравнительный анализ двух предложений.
После наблюдения за изменениями восклицательной интонации в предложениях говорю о том, что восклицательная интонация очень богата и разнообразна. Восклицательная интонация это не только радость, любовь, гордость, восхищение, торжество, счастье и ликование, но и гнев, страх, злоба, ненависть, разочарование, досада, горе и бешенство. Следовательно, интонация восклицательных предложений в зависимости от ситуации, описанной в тексте, бывает совершенно различной.
Для того, чтобы интерес ребят к выполнению речевых разминок не угасал, постепенно задания усложняю, комбинирую, варианты заданий и ситуации иллюстрирую отрывками из уже изученных, хорошо знакомых и осмысленных учащимися произведений.
При чтении предложений с обращением школьники зачастую не соблюдают знаков препинания (запятая или восклицательный знак), и, как следствие, не могут интонацией выделить обращение. Речевые разминки могут включать в себя следующие задания:
Павел | ходил сегодня в школу?
Павел, | ты ходил сегодня в школу?
Спой, | светик, | не стыдись!
Что же ты, | моя старушка, | приумолкла у окна?
О Волга! || После многих лет я вновь принес тебе привет.
Как часто в горестной разлуке, | в моей блуждающей судьбе, | Москва, | я думал о тебе!
Ребята! || Не Москва ль за нами?
Подводя итог, следует сказать, что выразительному чтению можно и нужно обучать учащихся в начальной школе. Работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил синтаксиса и пунктуации. Проводимая работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого слуха.
Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе.
- Что показалось вам особенно интересным?
- Что вы ожидали от мастер-класса? Что получилось?
- Что удалось в работе мастер-класса? Что нужно изменить?