kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические основы формирования навыка смыслового чтения у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, учащиеся начальной школы должны не только научиться читать, т.е. озвучивать записанное, но и использовать это умение для нахождения необходимой информации, обогащения читательского опыта и интеллекта. Чтение сегодня- это универсальный навык: то, чему учат, и то, при помощи чего учатся. Необходимое условие формирования опытного читателя- грамотно выстроенный подход к обучению смысловому чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические основы формирования навыка смыслового чтения у младших школьников.»

Методические основы формирования навыка смыслового чтения

у младших школьников.



«Не так важно научить детей читать,

намного важнее научить обдумывать то, что они читают»

(Джордж Карлин, американский писатель, сценарист)



В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, учащиеся начальной школы должны не только научиться читать, т.е. озвучивать записанное, но и использовать это умение для нахождения необходимой информации, обогащения читательского опыта и интеллекта. Чтение сегодня- это универсальный навык: то, чему учат, и то, при помощи чего учатся. Необходимое условие формирования опытного читателя- грамотно выстроенный подход к обучению смысловому чтению.

Смысловое чтение- это вид деятельности, включающий в себя умение осмысливать цели и задачи текста, извлекать информацию из произведений разных литературных жанров и давать ей оценку. Лингвисты считают, что понимание текста- ориентирование в различных видах текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальная информация содержится в описании событий, героев, мест и времени развития действий. Подтекстовая информация заключена в «пропусках», которые читатель додумывает сам, опираясь на имеющиеся знания и опыт, в художественных средствах выразительности. Концептуальная информация – это система взглядов, мыслей и чувств автора, выраженных в тексте, которые воспринимает читатель.

С точки зрения психологии, понимать текст нам помогают такие психические процессы, как внимание, память, воображение, мышление, эмоции. Поэтому одна из задач развития навыка смыслового чтения – активизация познавательных процессов ребенка при работе с текстом.

Работу по обучению смысловому чтению целесообразно начинать с 1 класса, проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения, обработки информации от класса к классу.

1 класс – формирование навыка чтения с пониманием прочитанного.

Учителю следует обращать внимание детей на отличие текста от набора предложений, учить выделять абзацы и смысловые части, отслеживать последовательность происходящих событий, знакомить со структурой текста: начало, основная часть, концовка, подбирать заголовок к тексту, составлять схематический или картинный план под руководством учителя.

2 класс-обучение приемам работы с текстом: анализ заголовка текста, прогнозирование содержания текста , выделение опорных слов (словосочетаний), деление на абзацы и составление плана прочитанного произведения, владение пересказом различного вида, характеристика героев и их поступков.

3-4 класс: обучение поиску информации, интерпретации текста и оцениванию прочитанного: самостоятельное выделение основной мысли (в целом тексте или его фрагменте), выделение главной и второстепенной информации, анализ поступков героев с позиции автора и с точки зрения собственных убеждений.

В качестве приемов работы над совершенствованием навыка смыслового чтения можно использовать следующие упражнения, позволяющие формировать необходимые умения:

1.Вопросно-ответные упражнения:

  • «тонкие» и «толстые» вопросы

    «толстые» вопросы

    «тонкие» вопросы

    Объясните, почему…?

    Предположите, что будет, если…?

    В чем различие …?

    Почему вы считаете…?

    Кто..? Что…?

    Когда…?

    Может…? Мог ли…?

    Было ли…? Будет…?

    Согласны ли вы… ?

    Верите ли…?

  • Составление вопросов к задаче

2. «Дидактический синквейн»

Упражнение, позволяющее в пяти строках уместить в короткой форме свои здания, мысли, чувства, эмоции, дающее возможность выразить свое мнение по заданной теме. Существуют определенные правила написания синквейна:

1 строка- существительное (тема)

2 строка- два прилагательных (описание темы)

3 строка- три глагола (действия)

4 строка- предложение или словосочетание, позволяющие выразить ваше отношение к теме, является выводом.

5 строка- существительное (перефразировка темы 1 словом)

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

3.Упражнение на дополнение – прием работы, основанный на завершении текста, используя информацию из прочитанного отрывка.

4. Корректировка языковых или содержательных нарушений в прочитанном.

5. Перекодирование – перенос вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест)

6.Мозаика- после ознакомления с определенной частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают исходное содержание текста.

7. Логическая перегруппировка- восстановление последовательности событий в логическом порядке или по составленному плану.

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в применении новой и разнообразной системы методических приемов качестве условия достижения высокого качества обучения.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методические основы формирования навыка смыслового чтения у младших школьников.

Автор: Тукалова Надежда Сергеевна

Дата: 07.09.2018

Номер свидетельства: 477254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Формирование метапредметного результата смысловое чтение" "
    ["seo_title"] => string(66) "formirovaniie-mietapriedmietnogho-riezul-tata-smyslovoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "190670"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427205994"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Доклад "Формирование навыков чтения у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(62) "doklad-formirovaniie-navykov-chtieniia-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "280940"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453452017"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262157"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа по русскому языку 3 класс для тувинских школ по учебнику Г.М.Селиверстовой "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-dlia-tuvinskikh-shkol-po-uchiebniku-g-m-sielivierstovoi"
    ["file_id"] => string(6) "118344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413116619"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства