Методические основы формирования навыка смыслового чтения у младших школьников.
Методические основы формирования навыка смыслового чтения у младших школьников.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, учащиеся начальной школы должны не только научиться читать, т.е. озвучивать записанное, но и использовать это умение для нахождения необходимой информации, обогащения читательского опыта и интеллекта. Чтение сегодня- это универсальный навык: то, чему учат, и то, при помощи чего учатся. Необходимое условие формирования опытного читателя- грамотно выстроенный подход к обучению смысловому чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические основы формирования навыка смыслового чтения у младших школьников.»
Методические основы формирования навыка смыслового чтения
у младших школьников.
«Не так важно научить детей читать,
намного важнее научить обдумывать то, что они читают»
(Джордж Карлин, американский писатель, сценарист)
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, учащиеся начальной школы должны не только научиться читать, т.е. озвучивать записанное, но и использовать это умение для нахождения необходимой информации, обогащения читательского опыта и интеллекта. Чтение сегодня- это универсальный навык: то, чему учат, и то, при помощи чего учатся. Необходимое условие формирования опытного читателя- грамотно выстроенный подход к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение- это вид деятельности, включающий в себя умение осмысливать цели и задачи текста, извлекать информацию из произведений разных литературных жанров и давать ей оценку. Лингвисты считают, что понимание текста- ориентирование в различных видах текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальная информация содержится в описании событий, героев, мест и времени развития действий. Подтекстовая информация заключена в «пропусках», которые читатель додумывает сам, опираясь на имеющиеся знания и опыт, в художественных средствах выразительности. Концептуальная информация – это система взглядов, мыслей и чувств автора, выраженных в тексте, которые воспринимает читатель.
С точки зрения психологии, понимать текст нам помогают такие психические процессы, как внимание, память, воображение, мышление, эмоции. Поэтому одна из задач развития навыка смыслового чтения – активизация познавательных процессов ребенка при работе с текстом.
Работу по обучению смысловому чтению целесообразно начинать с 1 класса, проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения, обработки информации от класса к классу.
1 класс – формирование навыка чтения с пониманием прочитанного.
Учителю следует обращать внимание детей на отличие текста от набора предложений, учить выделять абзацы и смысловые части, отслеживать последовательность происходящих событий, знакомить со структурой текста: начало, основная часть, концовка, подбирать заголовок к тексту, составлять схематический или картинный план под руководством учителя.
2 класс-обучение приемам работы с текстом: анализ заголовка текста, прогнозирование содержания текста , выделение опорных слов (словосочетаний), деление на абзацы и составление плана прочитанного произведения, владение пересказом различного вида, характеристика героев и их поступков.
3-4 класс: обучение поиску информации, интерпретации текста и оцениванию прочитанного: самостоятельное выделение основной мысли (в целом тексте или его фрагменте), выделение главной и второстепенной информации, анализ поступков героев с позиции автора и с точки зрения собственных убеждений.
В качестве приемов работы над совершенствованием навыка смыслового чтения можно использовать следующие упражнения, позволяющие формировать необходимые умения:
1.Вопросно-ответные упражнения:
«тонкие» и «толстые» вопросы
«толстые» вопросы
«тонкие» вопросы
Объясните, почему…?
Предположите, что будет, если…?
В чем различие …?
Почему вы считаете…?
Кто..? Что…?
Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы… ?
Верите ли…?
Составление вопросов к задаче
2. «Дидактический синквейн»
Упражнение, позволяющее в пяти строках уместить в короткой форме свои здания, мысли, чувства, эмоции, дающее возможность выразить свое мнение по заданной теме. Существуют определенные правила написания синквейна:
1 строка- существительное (тема)
2 строка- два прилагательных (описание темы)
3 строка- три глагола (действия)
4 строка- предложение или словосочетание, позволяющие выразить ваше отношение к теме, является выводом.
5 строка- существительное (перефразировка темы 1 словом)
Лето Жаркое, веселое Гулять, играть, отдыхать. Ждем с нетерпением. Каникулы!
3.Упражнение на дополнение – прием работы, основанный на завершении текста, используя информацию из прочитанного отрывка.
4. Корректировка языковых или содержательных нарушений в прочитанном.
5. Перекодирование – перенос вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест)
6.Мозаика- после ознакомления с определенной частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают исходное содержание текста.
7. Логическая перегруппировка- восстановление последовательности событий в логическом порядке или по составленному плану.
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в применении новой и разнообразной системы методических приемов качестве условия достижения высокого качества обучения.