Методические материалы в помощь наставнику
РЕКОМЕНДАЦИИ НАСТАВНИКУ
1. Делиться опытом безвозмездно, без назидания, доброжелательно.
2. Помогать терпеливо,своевременно, настойчиво. Никогда не забывать отмечать
положительные стороны в работе.
3. Посещать уроки молодого учителя, анализировать, отмечать положительную
динамику, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
4. Работать с молодым специалистом на опережение. Оказывать помощь в подготовке
к урокам, особенно к первым. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе.
Постараться изучать материал с опережением на несколько уроков, с тем, чтобы
дать молодому учителю возможность методического раскрытия наиболее сложных
тем.
5. Внимательно проанализировать учебные программы и пояснительные записки к
ним с молодым специалистом. Проанализируйте предметные результаты освоения
образовательной программы по предметам на конец каждой четверти, на конец
учебного года, на конец учебного курса.
6. Показать, как готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия,
тексты задач, упражнений, контрольных работ.
7. Помочь составить план самообразования (ежемесячный план-график) и подобрать
методическую литературу для самообразования.
РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
1. Доверься наставнику. Выстраивай с наставником деловые доверительные
отношения. Прислушивайся к рекомендациям, замечаниям.
2. Не жди готового, развивайся сам и перенимай опыт наставника, но не копируй
слепо.
3. Лучше приходить в кабинет раньше звонка, проверь готовность к уроку:
расставку мебели, чистоту доски, работу ТСО, наглядные пособия. Входи в класс
уверенно. Организационные моменты и эмоциональный настрой важны для
включения учащихся вработу.
4. Веди урок энергично. Добивайся, чтобы каждый ученик постоянно был занят
делом, помни: неуверенность, паузы, медлительность, безделье вредит
дисциплине.
5. Изучай инновационные технологии. Увлекай учащихся интересным содержанием
материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением.
Контролируйте темп урока, помогай слабым учащимся поверить в свои силы, а
сильным двигаться вперед.
6. Учись держать в поле зрения весь класс. Особенно следи за теми, у кого внимание
неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращай попытки нарушить рабочий
порядок.
7. Чаще обращайся с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые могут
заниматься на уроке посторонними делами.
8. Заканчивай урок общей оценкой класса и оценкой отдельных учащихся, для того
чтобы школьники испытывали удовлетворение от результатов своего труда.
Постарайся заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не
делай это слишком часто.
9. Заканчивай урок со звонком.
10. Удерживайся от излишних замечаний и наставлений в адрес учащихся.
11. Если к тебе пришли на урок, вспомни что ты актриса, лучший начинающий
молодой педагог, ты самый счастливый человек.
12. Если ты научишься, самый обычный факт подать как открытие и добиться
удивления и восторга учащихся, то можно считать, что половину дела ты уже
сделал.
Анкета для выявления потребностей молодого специалиста
Перед Вами анкета, которая поможет Вам определить, какими знаниями и навыками Вы уже обладаете и на каких зонах роста Вам необходимо сфокусироваться в работе с наставником!
Отметьте галочкой секции, которые в большей степени отражают Ваш уровень компетентности в каждой области. В последнем столбце
отметьте пункты, по которым Вы бы хотели вести тесную работу с наставником (всего 7 пунктов).
Низкая степень владения компетенциями
Степень владения компетенциями ниже среднего
Средняя степень владения компетенциями
Степень владения компетенциями выше среднего
Высокая степень владения компетенциями
Часть (1) КОМПЕТЕНТНЫЙ ПЕДАГОГ
Требуемые компетенции
A
B
C
D
E
Выберите 3
пункта, по которым Вам требуется помощь наставника
1.1
Составление и реализация интерактивных
планов уроков
1.2
Внедрение ФГОС в урочную и внеурочную
деятельность
1.3
Эффективное и целесообразное
использование ИКТ на уроках
1.4
Соблюдение дисциплины и порядка на
уроках
1.5
Использование соответствующих методов
оценивания результатов обучения учеников
1.6
Мониторинг активности учеников
(вовлеченность в образовательный процесс)
1.7
Предоставление формирующей обратной
связи ученикам
1.8
Работа с трудными детьми, требующими повышенного внимания, на уроках (ведение
воспитательной работы с такими учениками)
1.9
Установление контакта и взаимопонимания с
учениками в классе во время обучения
1.10
Дифференцированный подход в работе с одаренными детьми
или с детьми с особыми образовательными потребностями
Часть (2) ИННОВАЦИОННЫЙ ПРАКТИК
Требуемые компетенции
A
B
C
D
E
Выберите 3
пункта, по которым Вам требуется помощь наставника
2.1
Проведение уроков с применением
инновационных методов преподавания
2.2
Проведение инновационной проектной деятельности с учениками для углубленного
изучения темы
2.3
Создание среды с разнообразными
условиями обучения
2.4
Планирование различных внеклассных
образовательных мероприятий для учеников
2.5
Составление индивидуальных планов обучения для отдельных учеников (например
победителей олимпиад)
Часть (3) АКТИВНЫЙ ГРАЖДАНИН
Требуемые компетенции
A
B
C
D
E
Выберите 3
пункта, по которым Вам требуется помощь наставника
3.1
Формирование системы морально-
нравственных ценностей у учеников
3.2
Проведение мероприятий или осуществление проектов для развития в учениках морально- нравственных ценностей и чувства
патриотизма
3.3
Развитие навыков межкультурного диалога
3.4
Планирование мероприятий или проектов для развития социального сознания и чувства
принадлежности к социуму
3.5
Оценивание эффективности воспитательных
мероприятий или проектов
3.6
Формирование у учеников активной
гражданской позиции
Часть (4) ОТВЕТСТВЕННЫЙ НАСТАВНИК
Требуемые компетенции
A
B
C
D
E
Выберите 3
пункта, по которым Вам требуется помощь наставника
4.1
Умение находить подход к каждому ребенку
независимо от его способностей и характера
4.2
Использование различных психологических
приемов для оказания целенаправленной поддержки
4.3
Использование педагогических подходов для
оказания целенаправленной поддержки
4.4
Развитие в учениках навыков познавательной
деятельности
4.5
Развитие в учениках навыков
самостоятельной работы
4.6
Умение находить подход к каждому ребенку
независимо от его способностей и характера
Часть (5) УСПЕШНЫЙ ЛИДЕР
Требуемые компетенции
A
B
C
D
E
Выберите 3
пункта, по которым Вам требуется помощь наставника
5.1
Владение знаниями о новых тенденциях
развития образования для планирования собственного профессионального развития
5.2
Работа с узкими специалистами в области
психологии, медицины и педагогики
5.3
Сотрудничество с родителями учеников
5.4
Лидирующая позиция в организации совместных мероприятий или проектов для
родителей учеников
5.5
Лидирующая позиция в организации инновационных мероприятий или проектов
для учеников
Благодарим Вас за уделенное время!