Педагог, не зная мотивов, собственно ничего не знает
о самом учащемся, о личности ребенка … и не может
рассчитывать на то, чтобы верно определять ее
дальнейшее жизненное поведение.
С.Л. Рубинштейн
Введение
Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей современной школы сегодня является развитие личности ученика. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Перед нами встала задача - понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучили документы и дополнительную литературу, приняли участие в разработке ООП НОО, разработали рабочие программы по предметам. В результате сделали выводы, что каждому учителю надо будет переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.
Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности. Учителя школы озабочены тем, что большинство детей относятся к учебе совершенно безразлично. От них часто можно услышать: «Дети на уроке совершенно не заинтересованы, безучастны, у них нет мотивации». А отсутствие мотивации к учебе является основной причиной неудач на уроке.
Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению.
Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально - действующими, нужновести работу по их формированию, а младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Мотивация обучения – это один из компонентов методической системы. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой – с безразличием?
Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как свидельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учению.
Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Ещё Ян Амос Каменский призывал «сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости».
Учитель так должен построить свой урок, чтобы ребенок почувствовал: учение это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением.
Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
В своей работе использую следующие приемы работы:
Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка».
Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.
При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Кот и лиса», «Лисичка сестричка».
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен обучающимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.
Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.
Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Какой звук чаще всего слышим?» «Кто точнее?» «Что из чего сделано?» Для развития аналитико - синтетических умений используются игры «Найди лишнее число», «Найди лишний текст» и др.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки,и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его».
За время работы мы обратили внимание на то, что больший интерес обучающихся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать спрактическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляем через практическую задачу, полезность решения которой очевидна обучающимся: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Тема «Термометр»
Проблемные вопросы:
- Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
- Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
- В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?
Проблемная задача
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации обучающихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Необходимо широко использовать:
▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок».
Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают язык природы. Чтобы научить видеть различия, сравнивать, выделять существенные признаки, изменения в природе, замечать красоту времён года, вожу детей на одно и то же место для наблюдений. Так появляются «Зимняя сказка», «Майский лес», «Красавица Осень».
Традиционными стали мини-сочинения«Красота вокруг нас». Герой сочинения – любой предмет, увиденный, замеченный детьми.
Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания музыки, они пытаются представить какие - то образы.
Для творческого развития ценны сочинения по началу. «Однажды две подружки отправились в лес на прогулку». А дальше фантазируй. Тут и встреча с Лесовиком, зайчиком, осенним листиком, летающей тарелкой…
Интересны сочинения «Если был бы я волшебником…» (президентом, учителем…).
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
Приём «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Приём «Автор».
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Метод Проектная деятельность. Этот метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Проводим работу по изучению учебной мотивации младших школьников. Необходимо изучить и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых обучающихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.
Работа по изучению мотивации проводится со всеми обучающимися класса. Работа ведется в течение всего периода обучения в начальной школе.
Основными методами исследования являются:
Письменный опрос (анкетирование), помогающий быстро собрать материал об отношении обучающихся у учебе.
Наблюдение за поведением обучающихся во время урока и вне его, за учебной, общественно – полезной, организационной и другими видами деятельности.
Индивидуальная беседа с обучающимся, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного обучающегося.
Использование специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде «контрольной работы», в форме заданий классного руководителя на классном часе.
СлайдВ ходе анкетирования обучающиеся получают листы с вариантами ответов на вопрос «Почему Вы учитесь?». Им было предложено обвести номера любых трех ответов:
Я учусь потому, что на уроке интересно.
Я учусь потому, что заставляют родители.
Я учусь потому, что хочу больше знать.
Я учусь потому, чтобы потом хорошо заработать.
Я учусь потому, чтобы доставить радость родителям.
Я учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.
Я учусь потому, чтобы не опозорить свой класс.
Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой.
Я учусь потому, что нравятся мне учителя, школа.
Ответы составлены так, что их анализ позволяет выявить наличие трех видов мотивов учения:
- внутренних (ответы № 3, 4, 8);
- внешних положительных (ответы № 1, 5, 9);
- внешних отрицательных (ответы № 2, 6,7).
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение обучающихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Заключение
Основная цель начального обучения - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.