kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал по обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по обучению грамоте ( работа со слогами, чтение, письмо слов и слогов в букварный и послебукварный период) Содержит таблицы, составь слоги, найди пару , дидактические игры). Например, 

Поймай букву

 

Оборудование:

Карточки с текстами из газет, журналов,  

старых книг.

 

Описание игры.

Все ученики получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обве­дет большее количество букв.

Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят круж­ком, другую подчеркивают

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры»

Соберем грибы в корзинку


Оборудование:

Вырезанные из бумаги грибы с

написанными на них буквами,

картонные корзинки с кармашками,

на которых те же буквы.


Описание игры.

Вызванные учащиеся берут корзинки и подби­рают с ковра грибы с теми буквами, которые изображены на кармашках корзинок. После сбора всех грибов осуществляется проверка. Грибники достают грибы из кармашка, весь класс хо ром читает букву, на них изображенную.


Поймай букву


Оборудование:

Карточки с текстами из газет, журналов,

старых книг.


Описание игры.

Все ученики получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обве­дет большее количество букв.

Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят круж­ком, другую подчеркивают.


Напиши букву, с которой начинается название предмета


Оборудование:

предметные картинки.


Описание игры.

Учитель показывает предметную картинку, де­ти определяют первый звук в слове-названии предмета, изобра­женного на ней, и записывают соответствующую печатную бук­ву. Игру можно проводить в виде соревнования трех-четырех учеников у доски, а можно включить в нее весь класс, организо­вав по окончании взаимопроверку в парах.


Полубуковка


Оборудование:

ширма размером с тетрадный листок,

карточки букв из кассы.


Описание игры.

Учитель прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из-за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.



Не потеряйся


Оборудование:

карточки.


Описание игры.

Учитель выкладывает на столе тыльной сторо­ной вверх карточки букв, которые запланировал повторить с уче­никами. Число букв должно соответствовать количеству учащих­ся. По команде учителя: «Буквы "3", ко мне!» -дети, у которых на карточке названная буква, бегут к доске, поднимают вверх кар­точки с буквами и выстраиваются в шеренгу. Учитель переходит в другое место и вызывает к себе группу учащихся с другой буквой. В конце игры прочитываются буквы каждой группы: осуществля­ется проверка, все ли буквы находятся в своих командах.


Найди на ощупь


Оборудование:

пластмассовые, вырезанные из

картона или на­клеенные из наждачной

(бархатной) бумаги на карточки

буквы, мешочек.


Описание игры.

Учитель дает задание найти в мешочке опреде­ленную букву. Вызванный ученик из трех букв, находящихся в мешочке, на ощупь отыскивает нужную и показывает ее классу. Во время поиска учеником буквы в мешочке все остальные дети находят букву в своих кассах.



Свяжи варежки

Оборудование:

бумажные варежки (каждая пара

варежек с од­ноименными буквами –

одинакового цвета).


Описание игры.

На доске вразброс прикреплены варежки. Де­тям по очереди предлагается подходить к доске, находить пару варежек с одинаковыми буквами, соединять («связывать») их ме­лом и говорить: «Я связал варежки с буквой Н».

Вариант 1 . Используются варежки, на одной из которых — печатная буква, на другой – рукописная, на одной — большая буква, на другой — маленькая.

Вариант 2. Варежки по одной раздаются детям. По сиг­налу учителя каждый ищет пару своей варежке. Выполнив за­дание, оба ученика подходят к учителю и говорят: «У нас ва­режки с буквой Н».


Проведи белочку в дупло


Оборудование:

белочка, лист бумаги с нарисованным

дуплистым стволом дерева, карточки с

изученными буквами.


Описание игры.

На доске изображен ствол дерева с дуплом. Слева от него прикреплены карточки с изученными бу­квами Вы­званный ученик соединяет мелом буквы таким об­разом, чтобы получилась тропинка к дуплу. Затем он берет в руки белочку и ведет ее по тропинке, останавливая перед каждой бук­вой и называя ее. (Букву могут хором называть ученики.)

Может быть и такой вариант игры: тропинка мелом не проводится, ученик сразу ведет белочку в дупло, заставляя ее прыгать с буквы на букву. Де­ти хором называют буквы (это может делать и сам ученик).

Помоги Незнайке

Оборудование:

Незнайка, набор карточек с

изученными буквами.


Описание игры.

На наборном полотне выставлены карточки букв в разных положениях: повернутые набок, вверх ногами, тыльной стороной. Учитель сообщает игровую ситуацию «Незнайка торопился в школу, упал и рассыпал буквы. Нужно ему помочь правильно их собрать». Дети выходят к доске, ставят кар­точку правильно и называют букву на ней.


Глазки спят, а ручки работают


Оборудование:

карточки с на­клеенными на них

буквами из наждачной бу­маги.


Описание игры.

Вызванному ученику завязывают глаза и вручают карточку с буквой из наждачной бумаги. Обводя пальцами букву, ученик должен дога­даться, какую именно букву он держит, и назвать ее. Правиль­ный ответ одноклассники оценивают аплодисментами.


Не проморгай


Оборудование:

карточки с одинаковым печатным

(или на­писанным от руки) текстом.


Описание игры.

Каждый ученик, получив карточку, должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определенная буква. Призы получают дети, выполнившие задание раньше остальных.

Театр букв


Описание игры.

Учитель заранее готовит несколько учеников, которые будут показывать буквы с помощью своего тела, напри­мер:

А — два ученика, стоя лицом к классу, наклоняют туловище друг к другу, руки опускают вдоль туловища с внутренней сторо­ны, а с внешней стороны руки сгибают в локтевом суставе и сце­пляют пальцы согнутых рук;

М — два ученика становятся боком к классу, лицом друг к дру­гу на расстоянии 1 м, берутся за руки, опущенные вниз;

Н - два ученика, стоя боком к классу и лицом друг к другу, сгибают руки в локтевых суставах и кладут их одна на другую.

Остальные учащиеся должны узнать и прочитать буквы.


Напиши букву с закрытыми глазами


Оборудование:

блокноты с нелинованной бумагой

карточки букв, карандаши.


Описание игры.

Учитель называет букву, дети пишут ее в блок­нотах, закрыв глаза (буквы могут быть рукописными или печат­ными). По сигналу учителя дети, сидящие за одной партой, об­мениваются блокнотами и выступают в роли учителей: срав­нивают букву, написанную соседом, с образцом и исправляют недостатки.



Пропуск в Букваринск

Оборудование:

плакат со словом «Букваринск», карточки

рукописных и печатных букв.


Описание игры.

Каждый ученик получает карточку с буквой, которая является половинкой пропуска в город Букваринск. Для того чтобы получить полный пропуск, необходимо найти себе. Если у ученика карточка с рукописной буквой, он дол­жен найти себе спутника с такой же буквой, но только печатной. Найдя друг друга, дети подходят к плакату, где стоит контролер (сначала его роль выполняет учитель, потом один из учеников), и говорят ему: «Нас пригласила в гости буква ... (называют ту бук­ву, которая отмечена у них на карточках)».

После того как все дети «получат пропуск» в Букваринск, контролер приглашает их поздравить жителей города и вручить подарок: прочитать стихотворение, спеть песню.


Пишу-печатаю


Описание игры.

К доске выходят два ученика: один из них пи­шет, а другой «печатает» букву, названную учителем. Все ос­тальные находят печатную букву в кассах. Если дети у доски хо­рошо справляются с работой, то получают право выбрать сле­дующую пару участников игры и дать ей задание. Если кто-то из пары ошибается, следующую пару и задание подбирает учитель.



Путаница


Оборудование:

карточки изученных букв на наборном

полотне


Описание игры.

Игровая ситуация: «Буквы решили поиграть с нами. Гласные и согласные разбежались и перепутались. Давайте поможем им найти свои места: вверху должны находиться глас­ные, внизу — согласные». К доске вызываются два ученика, один из них выставляет гласные, второй — согласные.

Вариант 1. От каждого ряда одновременно выбегают ученики и выставляют буквы. Возвращаясь на свое место, ученик касает­ся рукой соседа, который продолжает игру.

Вариант 2. На доске вперемешку размешены карточки с печатными и рукописными одноименными буквами.



Поезд


Оборудование:

картонный поезд, к вагонам которого при­креплены кармашки; карточки изученных букв.


Описание игры.

Нужно по­садить буквы в поезд: в первом вагоне будут ехать буквы, обозначающие гласные звуки, во втором — обозначающие согласные.

Вариантом игры может быть такой: на вагонах прикрепляются буквы. Дети получают картинки с изображе­нием животных. Учитель предлагает помочь животным занять место в своем вагоне. В вагоне с буквой будут ехать животные, названия которых начинаются с соответствующих звуков. (слон, свинья, собака, сорока; лось, лев, лиса, лебедь, кот, коза, корова, курица, кит и т. д.)


Буква заблудилась


Оборудование:

карточки изученных букв.


Описание игры.

На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, а среди них одна, которая обозначает согласный звук. Дети должны опреде­лить, какая буква «заблудилась».


Проверь Незнайку


Оборудование:

конверт, карточки букв.


Описание игры.

Учитель показывает конверт и читает надпись на нем: «В этом конверте гласные. Подобрал Незнайка». Учитель предлагает детям проверить, правильно ли выполнена работа. По вызову учителя дети вынимают из конверта карточку с буквой и говорят: «Это буква А, она обозначает гласный звук. Незнайка прав» или «Это буква М, она обозначает согласный звук. Не­знайка неправ».


Помоги животным


Оборудование:

картинки животных, карточки букв.


Описание игры.

На доске прикрепляются кар­тинки животных и карточки букв, которые соответствуют пер­вым звукам в названиях животных. Необходимо помочь живот­ным найти свою букву: соединить мелом картинку с соответст­вующей буквой.

Хорошо устраивать «ловушки»: помещать на доске лишнюю картинку или лишнюю букву. Потом дети подбирают либо жи­вотное, название которого начинается с определенного звука, либо дописывают на доске недостающую букву.


Какая буква?


Оборудование:

предметные картинки, кассы букв.


Описание игры.

Учитель показывает картинку, дети находят в кассах и показывают букву, которая соответствует первому звуку в названии изображенного на картинке предмета.

Может быть выполнено обратное действие: учитель пока­зывает букву, дети отыскивают в своих конвертах картинки, на­звания которых начинаются с соответствующих звуков.

Матрешки


Оборудование:

На наборном полотне матрешки с

кар­машками, карточки букв.


Описание игры.

Выставляются матрешки, в передничке каждой из них какая-то буква. Учитель называет женское имя, дети находят матрешку, в кармашке которой встав­лена буква, соответствующая первому звуку названного имени.

Может быть и другой вариант игры: учитель снимает мат­решку, дети дарят ей имена — называют женские имена, которые начинаются со звука, обозначенного буквой в матрешкином кармане.

Перекличка


Оборудование:

карточки изученных букв.


Описание игры.

Учитель показывает карточку с буквой, а дети, имена (фамилии) которых начинаются с соответствующего зву­ка, встают. Тот, кто не справился с заданием, платит фант.


Терем-теремок


Оборудование:

картонный домик с открывающейся дверью и кармашком.


Описание игры.

Учитель показывает детям теремок, открывает дверь, в проеме которой показывается заранее вставленная буква, например, М. Учитель спрашивает словами из сказки: «Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невеликом живет?» Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующего звука: мышь, медведь, муравей, муха и др.

Учитель закрывает дверь, меняет букву, и игра продолжается.

Жмурки


Оборудование:

карточки изученных букв.


Описание игры.

Жмурке завязывают глаза и подводят к столу, на котором разложены кар­точки букв. Жмурка берет карточку, показывает ее классу. Дети называют слова, в которых первый звук соответствует букве на карточке. Жмурка должен догадаться, ка­кую букву он держит в руках, и назвать ее. Правильность ответа подтверждается аплодисментами. В случае неправильного ответа класс по команде учителя хором называет нужную букву.

«Буква-гостья»


Оборудование:

карточки изученных букв.


Описание игры.

Дети образуют круг. Учитель (а позже кто-нибудь из учеников) называет букву и идет с ней вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать сло­во, которое начинается с соответствующего звука. Если ученик задержится с ответом, он должен выйти из круга или присесть в середине на корточки.


Новоселье


Оборудование:

картонный домик в три этажа с тремя подъезда­ми, касса букв.


Описание игры.

Учитель вывешивает домик, напротив каждого этажа пишет буквы, которые обозначают со­гласные звуки, а внизу, напротив каждого подъезда, пишет бук­вы, которые обозначают гласные звуки. Детям сообщается игро­вая ситуация: слоги заселяются в новый дом. Какой слог будет жить в каждой квартире? Вызванный ученик составляет слог и вставляет его в нужное окошко.

М

МА

МО

МУ

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

Н

НА

НО

НУ


А

О

У


Закончи предложение


Оборудование:

кассы букв.


Описание игры.

Учитель, называя предложение, не договарива­ет последний слог последнего слова. Дети должны догадаться, каким будет этот слог и выложить его из букв разрезной азбуки.

Например:

Садовник срезал ро…(зу).

Над цветами летали бабоч…(ки).

Пейте, дети, моло…(ко).

Читай — не зевай

Оборудование:

карточки изученных букв.


Описание игры.

Учитель держит в правой руке карточку с но­вым согласным, дети тянут соответствующий звук. Учитель быстренько подставляет левой рукой рядом с карточкой с соглас­ным карточку с гласным. Дети должны без задержки присоеди­нить гласный к согласному. Операция повторяется со всеми изученными гласными.

Может использоваться и другой вариант. В данном случае не­изменной остается карточка с гласным. Учитель сообщает: «Чита­ем на "А"!» — и подставляет слева от карточки с гласным карточку с согласным. Дети хором читают получившийся слог.



Живые слоги

Оборудование:

карточки изученных букв.


Описание игры.

Учитель вызывает к доске учеников и раз­дает им карточки. Дети становятся парами лицом к классу: слева — ученики с карточками согласных, справа - с карточками гласных. По сигналу учителя первая пара поднимает карточки вверх. Класс читает получившийся прямой открытый слог. Затем по очереди поднимают свои карточки остальные пары.

Вариант 1. На уроке знакомства с новыми согласными звуками и соответствующими буквами карточки с согласным одинаковые у всех, класс читает слоги с одинаковым согласным.

Вариант 2. Карточки с буквами устанавливаются в ил­люминаторах картонных ракет. Дети выходят из разных концов класса, сходятся у доски, соединяют ракеты — «производят сты­ковку», класс хором читает слог.


Найди свой зонтик


Оборудование:

три картонных зонтика с рисунками,

соот­ветствующими графическим

обозначениям гласного, согласного

твердого и согласного мягкого

звуков; слоговые карточки.


Описание игры.

На наборном полотне выставляются по гори­зонтали зонтики, на столе раскладываются слоги. Учитель сооб­щает игровую ситуацию: «Светило солнышко. Слоги играли на лесной полянке. Вдруг надвинулась туча, пошел дождь. Помогите слогам спрятаться под зонтиками». Учитель предлагает детям про­читать слог, определить качество первого звука: гласный, твердый согласный или мягкий согласный. В зависимости от качества зву­ка слог устанавливается под соответствующим зонтиком.


Сними лишний слог


Оборудование:

слоговые карточки.


Описание игры.

Слоговые карточки выставляются на наборном полотне таким образом, чтобы все слоги в строке, кроме одного, были с одинаковым согласным. Дети должны найти слог, кото­рый нарушает принцип построения ряда, прочитать его и снять с наборного полотна.


Путаница


Оборудование:

слоговые карточки.


Описание игры.

На наборном полотне вперемешку выставлены слоги. Вызванный ученик на верхнюю планку должен отобрать сло­ги с одинаковым гласным, а на нижнюю — слоги с одинаковым согласным. Потом все слоги класс читает хором.

Придумай слово


Описание игры.

Учитель пишет на доске печатными буквами прямой открытый слог. Дети придумывают с этим слогом слова. Игра проводится в виде соревнования между рядами. За каждое названное слово - фишка. Побеждает ряд, который наберет большее количество фишек.


Проведи белочку в дупло


Оборудование:

рисунок дупла на бумаге,

игрушечная белка.


Описание игры.

К доске прикреплен рисунок дупла, вокруг не­го напечатаны знакомые детям слоги, среди которых 4—5 слогов с одинаковым гласным и столько же слогов с одинаковым со­гласным. Учитель сообщает игровую задачу: «Белочка может пройти в дупло, прыгая по слогам с гласным А (или с согласным Р). Помогите ей пробраться в дупло». Вызванный к доске ученик останавливает белочку перед нужным слогом, читает его, затем «перепрыгивает» к другому и таким образом проводит белочку в дупло.



Помоги слову найти последнюю букву


Оборудование:

касса букв и слогов.


Описание игры.

Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:

СЛО

ГЛА

СТО

ГРО

КРИ

ПЛО

ГРИ

З

М

К

Н

Л

Б

В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.


Универмаг


Оборудование:

карточки слов.


Описание игры.

Учитель сообщает детям игровую ситуацию: открывается новый универсальный магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда, мебель, посуда, обувь и др. Вызванный ученик берет из стопки карточку со словом, читает его и помещает в нужный отдел — вы­ставляет под плакатом-названием отдела.

Вариант 1. Ученики разбиваются на группы. Каждая груп­па должна отобрать товары в свой отдел: выбрать те карточки, на которых написаны названия соответствующих товаров.

Вариант 2. Меняется игровая ситуация: необходимо на­вести порядок на полках (или в отделе). На каждой полке среди карточек с названиями товаров данного отдела находится карточка с названием товара из другого отдела. Необходимо прочитать слова, найти лишнее и передать карточку в соответствую­щий отдел.


Лото слов


Оборудование:

карты с пятью-шестью словами и

отдельные карточки тех же слов.


Описание игры.

Группа играющих получает карты и наборы карточек. Каждый прочитывает слово на своей карте и, отыскав такое же среди карточек, закрывает им слово на карте. Побежда­ет тот, кто первым закроет слова на своей карте.

Вариант 1. В группе есть водящий, который последова­тельно прочитывает слова на карточках. Тот из играющих, кому нужна данная карточка, поднимает руку, получает карточку и закрывает ею соответствующее слово на карте.

Вариант 2. Вместо карточек со словами можно использо­вать предметные картинки. Дети, прочитав слова на карте, оты­скивают соответствующие картинки и закрывают ими слова на карте.


Найди спрятанное слово


Оборудование:

карточки с записанными без

пробелов словами и наборами букв.


Описание игры.

Ученик получает карточку, внимательно про­сматривает буквенный материал, отыскивает слова и подчеркивает их. Побеждает тот, кто раньше других качественно выпол­нит игровое действие.

Например:

бвосютррьшбвбвсррадугамтвдьсолнык

жваучбдщтраважбьартиюецветокпррр

жукиьблыоюишптицайюьвчгн

Слова: радуга, солнышко, трава, цветок, жук, птица.


Поймай выделенное слово


Описание игры.

На доске в столбик написаны четыре-пять слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово, находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его или обводит кружочком. Например:


ЛИСА

ЛАК

ЛАПА

ЛИЗА

липа, лис, лира, лиса, киса

лук, лак, сук, мак, рак, лак

липа, лапа, папа, лиса

Лида, Липа, Лиза, Лиза


Подбери нужные слова


Описание игры.

На доске записаны столбики слов, которые за­крыты шторой (листами бумаги). Учитель называет начало предложения и открывает столбик слов. Дети читают слова и называ­ют то из них, которое подходит по смыслу к названному учите­лем началу предложения.


В лесу растут...

помидоры

груши

ели

розы


Найди слово


Описание игры.

На доске написаны три столбика слов. Вы­званный к доске ученик должен найти в указанном столбике сло­во, названное учителем.

День и ночь


Оборудование:

касса букв и слогов.


Описание игры.

Учитель или ученик, вызванный к доске, со­ставляет слово. Дети его читают. По сигналу «Ночь!» они закрывают глаза, учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу: «День!» дети открывают глаза и хором читают новое слово, на­пример: коса — роса - росы - косы - козы - розы и т. д.



Слово в слове


Описание игры.

На доске печатными буквами написаны разные слова, например: косы, укол, грозы, краны, шмель и т. д. По сигна­лу учителя дети читают слово. Учитель буквенной карточкой показывает, какую букву нужно отбросить, чтобы из прочитанного слова получилось новое. Вызванный ученик закрывает карточ­кой названную букву и читает получившееся слово: осы, кол, розы, раны, мель и др.

Другим вариантом игры может быть такой. Учитель спрашивает: «Какие слова спрятались в этих словах?»

Учитель подбирает слова и дает задание прочитать слова без первой буквы (олень — лень, глаз — лаз, росы - осы, окрик - крик); без последней буквы (лист — лис, устал - уста, рукав — ру­ка, рыбак — рыба); без первого слога (собаки — баки, кубок — бок, дорога — рога, булыжник — лыжник); без последнего слога (рыбаки — рыба, поляна — поля, леска — лес, волки — вол ).


Угадай закрытую букву


Описание игры.

На доске печатными буквами написаны слова, в каждом из которых одна буква закрыта (..ама). Дети называют, какая, по их мнению, буква пропущена, подставляют ее на место закрытой и читают получившиеся слова: мама, рама, сама. По­том учитель открывает букву, и дети хором читают слово. Ученик, вставивший нужную букву и прочитавший именно это сло­во, получает фишку.

Вариантом игры может быть работа детей за партами. Каждый ученик складывает свое слово из букв разрезной азбуки. Фишки получают те, кто сложил нужное слово.

Кот-лакомка


Оборудование:

кот (картонная или мягкая игрушка).


Описание игры.

На наборном полотне слова: соки, стук, град, крот, сушки и др. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Кот-лакомка любит слизывать буквы. В наших словах он слизывает их так, что получаются новые слова. Какую букву слижет кот-лакомка?» Вызванный ученик убирает нужную букву и читает новое слово: сок, тук, рад, рот, ушки и т. д.

Другим вариантом игры может быть такой: кот-лакомка уже слизал буквы (на доске слова: сок, тук, рад, рот, ушки). Дети должны догадаться, какие буквы исчезли, дополнить ими слова на наборном полотне и прочитать полученные слова: соки, стук, град, крот, сушки.


Выручим Буратино


Оборудование:

слоговые карточки.


Описание игры.

Учитель сообщает игровую ситуацию: «Бу­ратино составлял слова из слогов. Посмотрите, что у него получилось (на наборном полотне слова: ки-ра, но-ки, сы-ко): он переставил слоги. Помогите ему исправить ошибки». Уча­щиеся выходят к доске, исправляют ошибки, читают получив­шиеся слова (раки, кино, косы).

Игра может проводиться в виде соревнования «Кто быстрее исправит ошибки Буратино». Дети работают за партами и со­ставляют слова из разрезной азбуки. Побеждает тот, кто сделает это раньше других.


Собери слово


Оборудование:

карточки букв.


Описание игры.

На наборном полотне выставляются карточки с буквами определенного слова: А, М, К. Учитель предлагает де­тям собрать слово из рассыпанных букв. Вызванный ученик рас­ставляет правильно карточки с буквами, класс хором читает по­лучившееся слово.

Вариантом игры может быть такой: каждый ученик собирает слова на индивидуальном наборном полотне.



Слоговой конструктор


Оборудование:

слоговые карточки.


Описание игры.

На наборном полотне в два столбика вы­ставлены слоговые карточки (слоги можно просто написать на доске печатными буквами). Учитель сообщает игровую ситуа­цию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей-слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столби­ка необходимо найти подходящий слог из второго столбика». Вызванный к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке (или соединяет нужные слоги на доске):

РА

ГУ

КУ

СИ

РЫ

НА

Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУ­РЫ.

Вариант игры может быть следующий: задания такого рода помещены на отдельных карточках, и каждый ученик работает с индивидуальной карточкой.



Читаем слова с одинаковым слогом


Описание игры.

На доске слева от вертикальной линии написан один слог — начало будущих слов, а справа от нее — столбик букв и слогов (конечные части слов), например:

МА

МА

ШИНА

К

ЛИНА

ЛЫШ

ЛО

РА

МА

КИ

К

НО

Д

ДУГА

КО

СЫ

РОВА

МАРЫ

НИ

РА

РОНА

Вызванный к доске ученик молча показывает указкой общий слог, а потом один из слогов, помещенных за вертикальной чер­той. Класс хором читает слово по частям сразу во время показа их вызванным учеником.

Вариант 2. Одинаковым в словах является не первый, а последний слог, например:

пол

пил

пал

пуш

пыш

шаш

КА

гор нор кор мар лап шап

КИ

пар кар тор нар шор пор

ТЫ


Помоги животным


Оборудование:

картинки животных.


Описание игры.

На доске прикреплены картинки животных и написаны печатными буквами их названия. Необходимо соединить мелом картинку животного с его названием. Вызванный ученик выполняет задание с одним рисунком. Остальные дети хором читают слово.

Вариант 1. Объектом «помощи» становятся растения, ме­бель, посуда и т. п. в зависимости от того, какой набор картинок используется.

Больница для слов


Оборудование:

карточки букв.


Описание игры.

На наборном полотне выставлены слова, в ко­торых две буквы переставлены местами. Игровая ситуация: «Слова заболели: в них перепутались буквы, и они оказались в нашей больнице. Мы должны им помочь, вылечить их, поставить все буквы на свои места». Вызванный ученик устанавливает бук­вы в нужном порядке, а класс читает «вылеченное» слово: раым (рамы), моте (мост), сонса (сосна), тсол (стол) и т. д.

Вариантом игры может быть такой: каждый ученик — «док­тор». Он самостоятельно «лечит» слова, составляя их в инди­видуальных кассах.

В каких словах буква лишняя?


Описание игры.

На доске написаны слова печатными буквами. В некоторые из них вставлены лишние буквы: ликса, тсосна, ксот, лупра, домн и т. д. Вызванный ученик стирает лишнюю бу­кву. Класс по его команде читает слово.


Что изменилось?


Описание игры.

На доске попарно записаны слова, которые от­личаются друг от друга порядком слогов или букв (например: ко­ни — кино, сон — нос, липа — пила) или буквенным составом (слон — стон, рак - мак, раки — руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.

Четвертый лишний


Описание игры.

На доске печатными буквами написаны слова по четыре в одной строке. Одно слово из четырех является бес­смысленным набором букв. Игровая ситуация: «Старуха Ша­покляк не верит, что мы уже научились читать, и решила нас проверить. Будьте внимательны и, прочитав нелепый набор букв, который она вам подбросила, говорите: "Не слово!"». Дети хором читают слова в соответствии с заданием, например: кот, кит, кул (Не слово!), кар; сон, соб (Не слово!), сын, сыр.


Как нас зовут?


Оборудование:

фотографии (рисунки) мальчика и

девочки, предметные картинки,

карточки букв.


Описание игры.

Фотография крепится на среднем ряду набор­ного полотна таким образом, чтобы над ней и под ней оставались ряды. На верхнем ряду выставлены предметные картинки. Вы­званный ученик определяет первый звук названия предмета, изображенного на картинке, и выставляет в нижнем ряду соот­ветствующую букву. Такая работа проводится последовательно со всеми картинками, например: гусь — Г, автобус — А, лампа — Л, иголка — И, нож — Н, ананас — А. Составленные таким обра­зом буквы - это имя девочки на фотографии (ГАЛИНА).

Игру можно использовать для определения названия цветка, клички животного и т. д.

Сколько здесь слов?


Оборудование:

касса букв.


Описание игры.

Учитель выставляет на наборном полотне ка­кое-либо слово, например рыбка. Игровое задание заключается в том, чтобы получить как можно больше слов, меняя в выстав­ленном слове порядок букв, отбрасывая некоторые из них: рыба, рыбак, бак, краб, крабы, бар, брак, рак, бык и т. п.


Составь предложение


Описание игры.

На доске печатными буквами написано слово. Дети хором читают его и составляют с ним предложение. Побеждает ряд, составивший больше предложений. Слово меняется, игра продолжается.


Парашютисты


Оборудование:

бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы.


Описание игры.

На доске столбик слов с пропущенными бук­вами. На наборном полотне парашюты, количество которых со­ответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют к слову таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово.


Кто напишет больше

букв по памяти?


Описание игры.

Учитель на пару секунд открывает написанные на доске 4—5 печатных или рукописных букв и предлагает детям запомнить их. Буквы закрываются, дети набирают их в индиви­дуальных кассах или пишут в тетради.

Какая буква заблудилась?


Оборудование:

предметные картинки, кассы букв.


Описание игры.

На доске под картинками написаны их на­звания с характерными для первоклассников ошибками: замена, вставка, перестановка букв. Учитель сообщает детям, что неко­торые буквы в словах заблудились. Ученики должны прочитать слова, найти заблудившуюся букву и выставить ее на индивидуальном наборном полотне.

Туннель


Оборудование:

две картонные машины с прорезью в кузове, в которую можно вставить картонку с буквой.


Описание игры.

На доске два столбика слов с пропущенными буквами - туннели. В прорези ма­шин установлены буквы, к примеру У и Ю. Вызванный ученик выбирает туннель, берет машину и читает слова, проводя машину через туннель таким образом, чтобы бук­ва заняла свое место в слове. Например, машины с буквами У и Ю нужно провести через следующие туннели:

Л…ба

кл…чи

пл…с

сал…т

р…ки

д…бы

ст…к

др…г


Бюро находок


Оборудование:

касса букв.


Описание игры.

На наборном полотне слова, в которых одна из букв пропущена. Рядом с полотном стоит ученик с набором букв (бюро находок). Вызванный ученик молча читает слово, решает, какая буква пропущена, и обращается в бюро находок: «Мое сло­во потеряло букву А». Ему выдается нужная буква, он вставляет ее в слово, класс хором читает его.

Дополни предложение


Оборудование:

карточки со словами,

предметные картинки.


Описание игры.

На доске написана (или составлена на на­борном полотне) часть предложения, например: «Наташа чита­ет...». Рядом в столбик написаны слова: книгу, яблоко, газету, журнал, арбуз и др. Вызванный к доске ученик соединяет начало предложения с подходящим по смыслу словом. Класс хором чи­тает получившееся предложение.

Вместо столбика слов учитель может предложить детям набор картинок.


Живые слова


Оборудование:

карточки слов.


Описание игры.

Учитель вызывает к доске 4-5 учеников (в за­висимости от количества слов в предложении) и вручает им кар­точки со словами. Дети становятся в шеренгу, показывая классу свои карточки. Класс читает слова, молча составляет из них предложение. Вызванный ученик расставляет детей таким обра­зом, чтобы получилось составленное им предложение. Класс хо­ром читает и обсуждает его.

Вариант игры может быть такой: дети, которых учитель вы­звал к доске, посовещавшись между собой, сами составляют предложение. Признаки предложения (большая буква в начале предложения и точка в конце) сразу написаны на карточках или добираются учениками из кассы.


Лучший экипаж


Оборудование:

3—4 макета ракеты, в которые вставлены на­звания (например, «Восток», «Буря» и др.), конверты с буквами.


Описание игры.

Ракеты размещаются в разных концах класса. Хором читаются их названия. По сигналу учителя «На старт!» каждый ученик достает буквы из конверта, составляет название ракеты на индивидуальном наборном полотне и становится воз­ле соответствующей ракеты. Первый, кто сделал это, - командир экипажа. Он имеет право пройти по классу и помочь тем членам своего экипажа, которые задерживаются. Побеждает экипаж, члены которого раньше других соберутся возле своей ракеты. По сигналу «Пуск!» именно этот экипаж первым отправляется в по­лет: пробегает колонной перед партами.

Класс сразу же может разделиться на определенное количе­ство групп. Каждая группа получает ракету, читает ее название и стремится быстрее составить соответствующее слово.


Подпиши картинки

Оборудование:

предметные картинки.


Описание игры.

Каждый ученик получает 4—5 предметных кар­тинок. Учитель одно за другим открывает написанные на доске слова. Дети молча читают слово и, если у них есть соответствую­щая картинка, переворачивают ее обратной стороной. После то­го как все слова будут прочитаны, дети называют картинки, которые остались неперевернутыми. Проигрывает ряд, в котором есть ученики, не закрывшие рисунки.

Глаз-«фотограф»


Оборудование:

наборное полотно и карточки букв.


Описание игры.

На полотне устанавливаются буквы (3—4 карточки). Учитель на протяжении 2—3 секунд показывает детям наборное полотно с буквами и по­ворачивает его тыльной стороной. Вызываемому учащемуся предлагается назвать буквы, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке.

На наборном полотне могут устанавливаться слоги.

Найди лишнее


Описание игры.

На доске закрывается ширмой столбик оди­наковых слов, среди которых одно отличается от остальных ка­кой-либо буквой:

рис маки мишка торт ворона
рис раки мишка торт ворона
рос маки миска торт ворота
рис маки мишка порт ворона

Учитель на несколько секунд открывает столбик. За это время ученики должны найти и назвать слово, лишнее для данного столбика.

«Ремонт» слов

Оборудование:

предметные картинки, кассы букв.


Описание игры.

Каждый ученик получает в конверте одну - две предметные картинки, составляет из букв разрезной азбуки сло­ва – названия изображенных на них предметов — и переставляет местами буквы. Потом ученики обмениваются картинками и на­борными полотнами, чтобы «отремонтировать» слова.


Буквенные пирамиды


Описание игры.

Учитель пишет на доске прямые открытые сло­ги, отделяя гласный от согласного вертикальной чертой. Расстояние между буквами одного слога постепенно увеличивается, гласный и согласный с каждым слогом все больше отдаляются от вертикальной черты таким образом, что столбик слогов приобре­тает вид пирамиды:

Н

М

Т

С

Л

Р

А

О

У

И

Ы

А

Вызванный ученик должен «спуститься» с пирамиды или «взобраться» на нее: прочитать слоги сверху вниз или снизу вверх. Тот, кто сделает это ритмично, без длительных остановок, получает фишку.

Игра может проводиться и со всем классом: дети читают слоги хором.

Вдоль вертикальной линии печатными буквами записываются слова:

На

лу

ку

ли

са

ко

та

на

ры

са

ни

сы

Пирамида расширяется не только за счет увеличения рас­стояния между слогами. Постепенно усложняется буквенная структура слогов, увеличивается их объем:

но

ша

пли

ко

коти

лап

ту

кар

ты

лаш

та

мар

ки

ки

ман

тон

При чтении слогов и слов в пирамидах учащиеся должны фиксировать взгляд на вертикальной линии, а буквы и слоги стараться увидеть боковым зрением.


Просмотр содержимого документа
«Карточка буква С»

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.

Спиши в тетрадь.

осы – оси

носы – носи

сыны – сани

Подчеркни мягкие согласные.


Просмотр содержимого документа
«Найди пару»


У

а

А





у


И


и


О


о


Ы


НАПЕЧАТАТЬ НА ЦВЕТНОЙ БУМАГЕ!

Просмотр содержимого документа
«Составь слоги»

Составь слоги - слияния

и напиши их в тетрадь

Составь слоги - слияния

и напиши их в тетрадь

Составь слоги - слияния

и напиши их в тетрадь

Составь слоги - слияния

и напиши их в тетрадь

Составь слоги - слияния

и напиши их в тетрадь

Составь слоги - слияния

и напиши их в тетрадь

Составь слоги - слияния

и напиши их в тетрадь

Составь слоги - слияния

и напиши их в тетрадь



Просмотр содержимого документа
«Таблицы»



Н

Упражнение 1

н а о т и

1 2 3 4 5


2 1 4 3 1

1512

2112






Антон

Нина

Анна




Что объединяет эти слова?

- Это имена людей. Все слова написаны с заглавной буквы. Все слова двусложные.

Найдите лишнее слово.

- Лишнее слово Антон, так как это мужское имя, только в этом слове ударение падает на второй слог.

- Лишнее слово Нина, так как только оно начинается с согласного звука.

- Лишнее слово Анна, так как только в нем есть удвоенные согласные буквы.



К

Упражнение 2

о а и к т н у

1 2 3 4 5 6 7


4 1 5

4 1 6 3

7542






кот

кони

утка




Что объединяет эти слова?

- Лишнее слово утка, так как это слово обозначает птицу, а остальные слова обоз­начают рыб.

Найдите лишнее слово.

- Лишнее слово окуни, так как оно трех­сложное, а остальные двусложные.

- Лишнее слово утка, так как в этом слове нет мягких согласных, а в двух дру­гих словах они есть; буква и смягчает сог­ласную.



С

Упражнение 3

а о и у с т к

1 2 3 4 5 6 7


1 3 5 6

4 6 7 1

2 5 1







аист

утка

оса



Что объединяет эти слова?

- Это животные. Все слова двусложные, начинаются с гласной.

Найдите лишнее слово.

- Лишнее слово оса, так как это слово называет насекомое, все остальные слова называют птиц. К тому же в слове оса ударение падает на второй слог.



Л

Упражнение 4

а о и с н л

1 2 3 4 5 6


4 6 2 5

6 3 4 1

6 2 4 3






слон

лиса

лоси



Что объединяет эти слова?

- Общее: все слова обозначают одушевленные предметы, животных и отвечают на вопрос кто?

Найдите лишнее слово.

- Лишнее слово лоси, так как это слово употреблено во множественном числе, а остальные –в единственном числе.





Л

Упражнение 5

а о и у к н т л

1 2 3 4 5 6 7 8


2 5 4 6 3

8 3 6 3

4 7 5 1






окуни

лини

утка




Что объединяет эти слова?

- Это домашние животные. Ударный слог первый.

Найдите лишнее слово.

- Лишнее слово утка, так как это птица.

- Лишнее слово кот, так как оно од­носложное.

- Лишнее слово утка, так как начинает­ся с гласной, остальные с согласной.



Р

Упражнение 6

о и к р л т с

1 2 3 4 5 6 7


3 4 1 5 2 3

3 4 1 6

7 1 3 1 5






кролик

крот

сокол




Что объединяет эти слова?

- Это названия животных, слова обоз­начают одушевленные предметы, отвечают на вопрос кто? единственного числа, пер­вый слог в словах ударный.

Найдите лишнее слово.

- Лишнее слово сокол, так как оно обоз­начает птицу.

- Лишнее слово крот. Слово односложное.

- Лишнее слово кролик, так как только в этом слове есть мягкий согласный звук



Р

Упражнение 7

а о и ы р с т н

1 2 3 4 5 6 7 8


3 5 3 6 4

1 6 7 5 4

6 2 6 8 1










ирисы

астры

сосна







Е

Упражнение 8

а е к р т в л

1 2 3 4 5 6 7


3 1 4 3 1 2 5

3 6 1 3 1 2 5

7 1 2 5






каркает

квакает

лает




Что объединяет эти слова?

- Эти слова называют растения, обозна­чают предмет, отвечают на вопрос что?

Найдите лишнее слово.

-Лишнее слово сосна, так как оно назы­вает дерево, а слова ирисы и астры называ­ют цветы.

- Лишнее слово ирисы, так как оно трехсложное.

- Лишнее слово сосна, так как в нем удар­ный слог второй, в остальных словах первый.

- Лишнее слово ирисы, так как только в этом слове есть мягкий согласный.

- Лишнее слово сосна, так как только это слово употреблено в единственном числе, остальные во множественном.



Что объединяет эти слова?

- Все слова обозначают действие, отве­чают на вопрос что делает? В словах уда­рение падает на первый слог.

Найдите лишнее слово.

- Лишнее слово лает, так как оно дву­сложное.





н а о т и

1 2 3 4 5


2 1 4 3 1

1512

2112

о а и к т н у

1 2 3 4 5 6 7


4 1 5

4 1 6 3

7542


а о и у с т к

1 2 3 4 5 6 7


1 3 5 6

4 6 7 1

2 5 1

а о и с н л

1 2 3 4 5 6


4 6 2 5

6 3 4 1

6 2 4 3


а о и у к н т л

1 2 3 4 5 6 7 8


2 5 4 6 3

8 3 6 3

4 7 5 1

о и к р л т с

1 2 3 4 5 6 7


3 4 1 5 2 3

3 4 1 6

7 1 3 1


а о и ы р с т н

1 2 3 4 5 6 7 8


3 5 3 6 4

1 6 7 5 4

6 2 6 8 1

а е к р т в л

1 2 3 4 5 6 7


3 1 4 3 1 2 5

3 6 1 3 1 2 5

7 1 2 5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Материал по обучению грамоте

Автор: Козленко Татьяна Владимировна

Дата: 21.09.2014

Номер свидетельства: 114114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Научные   основы    методики   обучения грамоте.  Исторический обзор методов обучения грамоте. "
    ["seo_title"] => string(100) "nauchnyie-osnovy-mietodiki-obuchieniia-ghramotie-istorichieskii-obzor-mietodov-obuchieniia-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "174922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424190683"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Мастер - класс для родителей  по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»"
    ["seo_title"] => string(117) "mastierklassdliaroditielieipoobuchieniiughramotievpodghotovitielnoighruppienatiemuputieshiestviiepostraniezvukovislov"
    ["file_id"] => string(6) "278981"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453176658"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Мастер-класс "Использование документ-камеры на уроках обучения грамоте и письму""
    ["seo_title"] => string(88) "mastier_klass_ispol_zovaniie_dokumient_kamiery_na_urokakh_obuchieniia_ghramotie_i_pis_mu"
    ["file_id"] => string(6) "342482"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473150273"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Статья Использование развивающих игр при обучении грамоте "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-ispol-zovaniie-razvivaiushchikh-ighr-pri-obuchienii-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "143946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418628709"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Звуки и буквы "м, М". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-zvuki-i-bukvy-m-m"
    ["file_id"] => string(6) "108722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403814876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства