Просмотр содержимого документа
«Математические задачи экологического содержания»
Суфиянова З.И.
МБОУ СОШ№2 с.Стерлибашево
Учитель начальных классов
Математические задачи экологического содержания
Один из подходов к экологическому воспитанию младших школьников основан на идее экологизации школьных дисциплин. С практической точки зрения данный подход эффективен, что определяется «не только собственно экологическим материалом, но и материалом учебных программ предметов естественнонаучного цикла. В этом случае ведущим становится интегрирующее начало экологических знаний, их комплексность» [1, с. 96]. В частности, представляет интерес рассмотрение возможностей осуществления экологического воспитания в процессе изучения математики, взаимосвязывая математическое содержание урока с проблемами экологии, охраны и защиты окружающей среды, рационального природопользования.
«Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Текстовые задачи имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств» [2,с.25].
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должно быть знание законов живой природы и понимание того, как нужно взаимодействовать с ней, чтобы не нарушать гармонии природы. Необходимо развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках по ознакомлению с окружающим миром, но и на уроках математики.
Посредством учебных математических заданий, младшие школьники могут одновременно применять усваиваемые знания и умения для познания окружающей нас природы и учиться ее охранять. Это способствует усилению познавательной значимости изучения математики, его практической направленности, развитию интереса к исследованию окружающей действительности средствами и методами математики, формируется отношение подрастающей личности к внешней среде, социуму, к миру природы, экологическим проблемам и способам их разрешения.
Проиллюстрируем сказанное примерами задач экологического содержания, основанных на сведениях об особенностях природы Башкортостана и проблемах её сбережения.
Задача 1. В прошлом году в Башкирском государственном заповеднике (основанном в 1930 году в Бурзянском районе для охраны сосново-березово-лиственничных лесов, покрывающих хребет Крака и Уралтау, и богатого животного и растительного мира, площадью 49,12 тыс. га) заготовили 16 стогов сена для подкормки лосей , а в этом году – в 3 раза больше. На сколько больше стогов заготовили в этом году?
Задача 2. Какое из озер самое глубокое? Назови озера в порядке уменьшения их площади: а) наибольшая глубина озера Асылыкуль (самое большое озеро в РБ, в 27 км к западу от г. Давлеканово, площадь зеркала озера 2350 га) достигает 510 см; б) наибольшая глубина озера Яктыкуль (самое глубоководное озеро в РБ, в 28 км к северо-востоку от с. Аскарово Абзелиловского района, площадь – 7700000 м2 достигает 280 дм; в) наибольшая глубина озера Кандрыкуль (второе по величине озеро в РБ, в 5 км к юго-западу от п. Кандры-Аминево Туймазинского района, площадью 1560 га) достигает 15 м 6 дм. [1, с. 108].
Задача 3. В нашем Башкортостане созданы заповедники по охране природы Башкортостана. В Башкортостане есть 3 заповедника: а) заповедник Шульган-Таш; б) Башкирский Государственный заповедник; в) Южно-Уральский государственный природный заповедник. Самый большой из них Южно-Уральский государственный природный заповедник. Его площадь составляет 252,8 тыс. га. Площадь Башкирского Государственного заповедника составляет 49,6 тыс. га. Площадь заповедника Шульган-таш составляет 22531га. На сколько площадь Южно-Уральского заповедника больше площади заповедника Шульган-Таш?
Таким образом, применение на уроках математики в начальной школе, экологического материала, связанного с охраной, бережным отношением к природе, необходимо, поскольку у обучающихся расширяется кругозор формируется интерес к экологическим проблемам и поиску способов их решения. Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе.
Список использованной литературы
Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. –2004. – № 2. – С. 32-33.
Гребенникова Н.Л., Косцова С.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к реализации стандартов второго поколения: Учебная монография. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2012. – 245 с.
. ИвановаТ.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 56 с.