Мастер – класс по теме «Оценивание в условиях ФГОС»
Мастер – класс по теме «Оценивание в условиях ФГОС»
Теперь стала важна не только оценка учителя, немаловажное значение стала иметь и самооценка.В своем мастер-классе я попытаюсь раскрыть сущность этого вопроса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс по теме «Оценивание в условиях ФГОС»»
Мастер – класс по теме «Оценивание в условиях ФГОС»
на фестивале педагогических идей «К вершинам мастерства»
подготовлен учителем начальных классов МАОУ «СОШ №7 Чукмасовой С.А.
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению приемам самооценки, взаимооценки, для формирования умений учащихся объективного оценивания знаний.
Задачи:
познакомить с понятиями “самооценка, взаимооценка».
познакомить с приёмами работы по данной теме;
создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
План: 1. Вступление. О работе в группах.
2. Определение темы и цели мастер-класса
3. Краткая характеристика видов и приёмов оценивания.
4. Практическая часть из опыта работы. 5. Рефлексия.
Ход мастер – класса:
Вступление. О работе в группах.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и
очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
А я предлагаю разделиться на 2 группы.
Приём «Цепочка». (Необходимые материалы: скрепки 2-х цветов, одинаковое количество, карточки с № группы 1, 2)
На столе у каждого цветные скрепки, выберите одну, желательно разного цвета. - Участники, выбравшие скрепки одинакового цвета, соединитесь в цепочку. Сегодня вы будете работать в таком составе.
В работе группы приветствуется: умение эффективно взаимодействовать, прислушиваться к мнению других, умение распределять обязанности.
- Предлагаю выполнить задание в группах.
II. Определение темы мастер- класса
Предлагаю нашу работу начать с упражнения «Взаимные презентации» 2 мин
Инструкция:Сейчас мы разобьёмся на пары. Вам дается 2 минуты на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнёра группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своём партнёре.
Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие важные вопросы:
Предмет моей гордости;
Что я умею делать лучше всего;
Какие качества я наиболее ценю в людях?
Процедура проведения: После этого организуется работа в парах – участникам предоставляется возможность самим выбрать себе партнёра.
По истечению двух минут. Ваша задача построить вашу презентация за 60 секунд. Ровно через минуту я прерву монолог.
Рефлексия. Что нового для себя вы узнали об этом человеке (30 сек)
Похвалить. Три хлопка.
Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто провели взаимопрезентацию друг друга, но и были вовлечены в процесс самооценивания и взаимооценивания.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОВА ТЕМА НАШЕГО МАСТЕР-КЛАССА?
Краткая характеристика видов и приёмов оценивания.
Просмотр видеоролика «Школа мечты» (выпуск «Ералаша») Обсуждение содержания: - Почему сюжет так назван? - О чем мечтает ученик? - Почему всем учителям он выставил двойки? - Как вы думаете, а ваши ученики всегда ли адекватно относятся к полученным отметкам? Вывод: процесс оценивания очень сложен и может вызвать затруднения даже у опытных учителей, особенно в свете обновления содержания образования. Кумулятивная беседа: - Что такое оценивание? - Какие виды оценивания вам известны? - В чем их особенности?
Знакомство с процессом самооценивания и взаимооценивания. Работа в группах «Плюс - минус» Первой группе предлагается описать преимущества процессов самооценивания и взаимооценивания, второй группе – недостатки (время выполнения задания – 5 минут).
Затем проводится презентация работ. IV. Практическая часть из опыта работы.
Сегодня много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Совершенствование обучения возможно через оценивание и данная тема актуальна. Хочу поделиться опытом оценивания из своей практики.
На своих уроках, для развития мотивации, я использую метод самооценки и взаимооценки. И, конечно же, столкнулась с такими трудностями. Как научить обучающихся самостоятельно давать самооценку своей деятельности, осуществлять взаимооцениваие при работе. Также важно, на каких этапах использовать эти методы.
- А вам приходилось испытывать трудности в этой области?
Я работаю по УМК « Школа России» в 1 классе.
Сначала я разработа шкалу оценивания для учащихся и их родителей.
На уроках письма и математики они на полях ставили себе кружочки, соответствующие их результатам работы: зелёные - превосходно, синие - хорошо, красные - не очень хорошо. Затем производилась взаимооценивание, родители тоже принимают участие во взаимооценивании: дома проверяю работу в классе и оценивают , затем произвожу оценку я.
Предлагаю Вам побыть в роли учителя и оценить данную работу по памятке.
А теперь посмотрим, как оценили работу учащегося все …..
Обучение оцениванию устных ответов сначала критерии оценивания были простыми: назвать автора, прочитать громко, чтоб услышали все. Сейчас с учащимися в процессе изучения произведений ученики выясняют, что для полноты оценивания ответа, нужен тот или иной критерий. При этом критерии наполняются содержанием, прежде чем принять критерий мы договариваются, что входит в это понятие. Например, критерий «Культура чтения» в содержание этого критерия входит название произведения и автор.
-Предлагаю Вам просмотреть фрагмент урока. (2 фрагмент видео «Чтение стихотворения»)
-Как бы Вы оценили ответ ребёнка?
Сначала надо знать критерии оценивания. Предлагаю Вам поработать в группах и составить критерии для оценивания этого ответа.
- Кто готов поделиться тем, что у Вас получилось?
-Спасибо, вы поработали плодотворно.
Посмотрите, как определяли критерии оценки одноклассники мальчика.
На уроках технологии, рисования– своя система критериев. Их ребята определяют после составления плана работы или в соответствии с целями урока. Учитель фиксирует критерии на доске, и они являются ориентиром к достижению поставленной цели. В конце урока ребята оценивают себя сами или их оценивают одноклассники по заданным критериям.
Например…..
Предлагаю выполнить задание: по 1 участнику от группы- вы будите рисовать дом
Остальные участники группы, на основе вашего рисунка разрабатывают систему оценивания.
При введении безотметочной системы оценивания пользуюсь советами
Г.А.Цукермана:
1. не скуплюсь на похвалу;
2. хвалю исполнителя, критикую только исполнение (давай в этом примере
найдем две ошибки);
3. ставлю перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи;
Стараюсь не употреблять выражения: «не думал», «не старался», лучше
обходится репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем
других».
Соблюдение таких принципов способствует воспитанию таких качеств
личности ребенка, как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей,
развивается познавательный интерес к учению.
Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет начать активно внедрять данные приёмы работы в образовательную деятельность учащихся.
V . Рефлексия.
Сегодня нашей целью было получить знания использования некоторых приёмов
самооценки и взаимооценки, чтобы в дальнейшем применять в своей практике.
Какие действия мы совершали, чтобы достичь цели?(знакомились с текстами, анализировали, выбирали главное, выполняли задание)
Методика «Светофор»
Необходимые материалы: кружки трёх цветов - красные, жёлтые, зелёные.
- Оцените свою деятельность, поднимите цветовые кружки, которые соответствуют вашим результатам.
Зеленый – я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал и справился со всеми заданиями.
Жёлтый - Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.
Красный - Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!
- Существует множество методов контроля и оценки деятельности учащихся, важно найти такие, которые будут наиболее эффективными и сделают их успешнее.
- Спасибо всем!
А сейчас я предлагаю оценить мою работу.
Оценивание эффективности использования процесса мастер-класса
на тему «Оценивание в условиях ФГОС», подготовленного учителем начальных классов МАОУ «СОШ №7 Чукмасовой С.А.