Просмотр содержимого документа
«Мастер класс по теме "исследовательская работа как развитие творческих способностей"»
Тема мастер-класса
«Исследовательская работа как средство развития творческих способностей».
Цели и задачи:
Показать роль исследовательского метода в повышении качества образования.
Рассмотреть теоретические основы исследовательской работы на уроках русского языка и литературного чтения.
Показать на конкретных примерах, как учителя начальных классов могут проводить исследования на практике.
Основные задачи моей педагогической работы: – научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации; – сформировать навыки самоконтроля; – создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей; – ориентировать учащихся на развитие критического мышления, их рефлексивных способностей, умений представить результаты своей работы; – сформировать навыки работы в команде.
План:
Вступление.
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Подведение итогов мастер-класса.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте поговорим!
- Поговорим?
- О чем?
- О важном и о прочем:
- О том, что хорошо и хорошо не очень.
- О чём-то знаете Вы,
- Про что-то мне известно.
- Давайте поговорим,
- Надеюсь, будет интересно.
Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся.
Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детямпроявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяюметоду исследовательской деятельности,который позволяет:
выявить творческие способности ребёнка;
улучшить контакт с учащимися;
Шаг 1. Обоснование актуальности темы.
Ценность исследовательской деятельности заключается в возможности увидеть смысл творческой деятельности, в реализации собственных способностей, в расширении круга интересов, в саморазвитии и самосовершенствовании учащегося.
Исследовательская и творческая работа позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает интеллектуальные и творческие умения и навыки.
3. Основные этапы исследования.
Обратимся к определению исследовательской деятельности. Это работа, осуществляемая в соответствии с требованиями к основным этапам исследования.
Давайте вместе вспомним основные шаги, которые проходит исследователь. Для этого перечитаем рассказ Н.Носова «Живая шляпа».
Итак, помните, с чего все начиналось?
Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу. Он подошёл, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит: — Ай-ай-ай! — и бегом в сторону. — Чего ты? — спрашивает Вадик. — Она жи-жи-живая! — Кто живая? — Шля-шля-шля-па.
Итак, с чем столкнулись герои рассказа? ( с проблемой)
Проблема- это затруднение, неопределенность. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься.
Это- первый этап исследовательской деятельности.
Идем дальше.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-по-посмотри сам. Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит: — Ай! — и прыг на диван. Володя — за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. — Аи! Ой! — закричали ребята. Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.
Что делают мальчики? ( задают вопросы, наблюдают)
Любое познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании. А самый популярный и доступный метод исследования – это наблюдение.
Продолжаем читать.
Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли… — Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. — А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
Что выдвигают мальчики?( гипотезы)
Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы – одно из главных умений исследователя.
— Ну, пойди посмотри. — Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. — Постой, я тоже кочергу возьму. — Да у нас другой кочерги нет. — Ну, я возьму лыжную палку. Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. — Где же она? — спрашивает Вадик. — Вон там, возле стола. — Сейчас я её как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе. Но шляпа лежала возле стола и не двигалась. — Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам. — Сейчас я её спугну, — сказал Вадик. Он стал стучать по полу кочергой и кричать: — Эй ты, шляпа! Но шляпа не двигалась. — Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, — предложил Володя. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.
Чем занимаются Володя и Вадик? (проводят эксперименты, опыты)
Эксперимент – важный метод исследования. Это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху! — Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.
Чем заканчивается исследование? (решение проблемы, находят ответы на свои вопросы, совершают открытие)
Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.
Таким образом, проанализировав рассказ, мы составили план работы над исследованием, вспомнили основные этапы этой деятельности.
А Вадик и Володя сами того не замечая стали исследователями.
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по- настоящему увлечь предметом исследования, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Практическая часть.
Вспомним наше детство Музыка (Включается запись с детскими голосами (лепет, плач, смех).
Читаю стихотворение Николая Заболоцкого «Детство».
Николай Заболоцкий «Детство».
Огромные глаза, как у нарядной куклы, Раскрыты широко. Под стрелами ресниц, Доверчиво-ясны и правильно округлы, Мерцают ободки младенческих зениц. На что она глядит? И чем необычаен И сельский этот дом, и сад, и огород, Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин, И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
О чем это стихотворение?
Уважаемое коллеги, вы наверно уже поняли, что разговор пойдет о счастливой поре.
Какой?
Тема нашего мастер класса «Исследовательская работа как средство развития творческих способностей», а исследовать будем слово детство.
Такие слова в лингвокультурологии называются концептами. По определению Степанова концепт-ментальная единица. Через него мы передаем эмоции, переживания, своё отношение. В концепте отражена культура народа.
В начальных классах мы не говорим концепт , а исследуем словесный портрет слова.
Начинаем с первого этапа. Детям я загадываю загадки, пословицы, фразеологизмы. Они определяют ключевое слово по которому мы будем работать. У нас ключевое слово детство. Чтобы понять, что дети знают о слове, составляем ассоциации к нему.
Уважаемые коллеги, назовите, а каковы ваши ассоциации к слову детство?
Работа со всеми.
Ассоциация к слову Детство. На доске цветным мелом.
Следующий этап исследования это определение лексического значения слова Толковый словарь
На данном этапе дети учатся работать со словарями.
Пожалуйста, кто хочет работать по интеренту. Подберите произведения о детстве.
Мои ученики на уроках также учатся находить информацию по интернету.Им это очень нравиться.
Работа в группах
Б) Слайд № 2
- У любого человека есть своя семья и родственники, и у слов тоже есть родственные слова. Какие родственные слова есть у слова Детство? (1 -я группа). Бездетный, детвора, детёныш, дети, детина, детка, детский, многодетный, детишки.
Слайд № 3
- У каждого человека есть друзья, есть и недоброжелатели. Через антонимы и синонимы понаблюдаем это же на примере слова. (2- гр.группа).
Употребление в речи родственных слов, антонимов и синонимов делают нашу речь выразительной, обогащает словарный запас.
Фронтальная работа
Слайд № 4.
- Слово Детство очень трудолюбивое. Оно помогает сделать язык ярче, красивее, выразительнее. Оно входит в состав фразеологизмов. Слово во фразеологических оборотах.
Дети Арбата
Дети Божьи
Впадать в детство
Чертовы дети
Золотое детство
Детство взыграло
о безрассудном поведении
молодёжь, дети советской элиты
о людях, совершивших плохой поступок
все люди с религиозной точки зрения.
о беззаботном детском возрасте
проявлять слабоумие (обычно в преклонном возрасте)
Дети Арбата(молодёжь, дети советской элиты)
Дети Божьи(все люди с религиозной точки зрения)
Впадать в детство(проявлять слабоумие (обычно в преклонном возрасте))
- Русскому народу удалось свою мудрость, свой опыт передать через слово. Понаблюдаем, как слово Детство «живёт» в русском фольклоре. Одна из групп собирала пословицы и поговорки о Детстве и объясняла их значение. (Отвечает пятая группа).
Фронтальная работа.
Пословицы и поговорки о детстве:
Детство — время золотое.
Дитя хиленько, а отцу-матери миленько.
Добрые дети — дому венец, а злые — конец.
За что отец, за то и дети.
Изба детьми весела.
Отцу и матери не нужен и клад, коли дети идут в лад.
Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
Умный детина — знает, что хлеб, что мякина.
Усы пробиваются, а он никак с детством не распрощается.
Детство – время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.
Русская народная песня:
Детство — время …………
Дитя …………о, а отцу-матери миленько.
Добрые дети — , а злые — .
За что……., за то и дети.
Отцу и матери не нужен и…………, коли дети идут в ……….д.
Птицы в гнезде до…….., дети в семье до ………...
Умный детина — знает, что хлеб, что мякина.
Усы …………….я, а он никак с детством не……………...
Детство – время золотое: ест, ………, и спит в ………….
Слайд № 7.
- Посмотрите, сколько информации нам удалось собрать о слове Детство.. У нас получилась целая энциклопедия одного слова.
6. Творческая работа.
1-я гр. Даю рифмы, они подбирают предложения.
…………………………..деревня
…………………………….родной.
……………………………в санках
……………………………крутой.
В 4-ом классе даем начальное понятие - рассуждение, где необходима последовательность мыслей.
Второй группе написать текст рассуждение. (Почему?)
2-я гр. Текс-рассуждение
Почему детство счастливая пора?
Во-первых, ..
Во-вторых,….
В третьих,
Следовательно, что………
Рефлексия.
Таким образом, уважаемые коллеги каково ваше мнение о данной деятельности?
Нужна ли она вообще в младшей школе?
Я с вами абсолютно согласна. Самостоятельный поиск информации путем доказывания своего мнения путем анализа и синтеза- основополагащие элементы в получении новых знаний. Только добытая кропотливым трудом информация запоминается надолго. Соответственно исследование необходимый вид деятельности, который приносит свои плоды. О вышесказанном говорят следующие факты: мои ученики участвуют и занимают призовые места в разнообразных конкурсах творческих, исследовательских работ, в МАН.