Мастер класс: «Игры и упражнения, способствующие формированию развития коммуникативных навыков детей».
Мастер класс: «Игры и упражнения, способствующие формированию развития коммуникативных навыков детей».
предлагаю вам конспект мастер-класса для педагогов дополнительного образования по теме: «Игры и упражнения, способствующие формированию развития коммуникативных навыков детей». Чтобы мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, поделилась своим опытом в организации работы в группах во время занятий по художественной лепке и представила фрагмент коммуникативных игр. Предложила познакомиться с играми направленные на развитие коммуникативных способностей, которые помогут настроить на доброжелательное отношение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс: «Игры и упражнения, способствующие формированию развития коммуникативных навыков детей».»
Конспект мастер-класса для педагогов по теме: «Игры и упражнения, способствующие формированию развития коммуникативных навыков детей».
Автор: Борисова Юнна Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества» п. Кысыл-Сыр, Республики Саха (Якутия).
Описание работы: предлагаю вам конспект мастер-класса для педагогов дополнительного образования по теме: «Игры и упражнения, способствующие формированию развития коммуникативных навыков детей». Чтобы мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, поделилась своим опытом в организации работы в группах во время занятий по художественной лепке и представила фрагмент коммуникативных игр. Предложила познакомиться с играми направленные на развитие коммуникативных способностей, которые помогут настроить на доброжелательное отношение.
Тема:«Игры и упражнения, способствующие формированию развития коммуникативных навыков детей»
Цель: мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, представленные игровые подходы, для развития коммуникативных навыков детей.
Задачи:
Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в развитии коммуникативных способностей детей;
Обучить основным подходам использования игр и игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей.
Оборудование: картотека игр.
Ход мастер-класса:
Ознакомление темы, цели и задачи.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом в организации работы в группах во время занятий по художественной лепке и представить фрагмент коммуникативных игр.
Теоретическая часть.
Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей коммуникативных навыков.
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Поэтому, решая проблему коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.
Мною была поставлена трудная, но разрешимая задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей детей.
Практическая работа.
Отдельные игры и упражнения в зависимости от ситуации можно включать во время организации досуга детей на переменах, во время прогулок на улице, в определенных моментах на занятиях.
Уважаемые коллеги, я предлагаю познакомиться с играми направленные на развитие коммуникативных способностей, которые помогут настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой, для этого система игр условно разделена на 4 блока:
1блок - включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом. Например: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и другие, которые способствует укреплению и сближению детей в новом коллективе.
2 блок - предусматривает игры для развития эмоций, – с помощью которых, знакомлю детей с «азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.
С этой целью провожу мимические и пантомимические упражнения: "Тренируем эмоции" (нахмурься, как осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения» и другие. Эти упражнения включаю выборочно, в начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.
3 блок - игр направлен на формирование навыков взаимодействия детей друг с другом. Для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций.
Проведение игр и упражнений: «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряю их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей использую аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка.
4 блок - акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.
Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приемы, такие как:
- проведение сюжетно-ролевых игр;
- проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
- разрешения конфликтных ситуаций;
- разбор конфликтной ситуации на «Коврике злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья» или выбить в «Подушку – колотушку», а затем вместе отправиться на «островок дружбы» и торжественно связать «Ленточки дружбы» (для девочек) или сковать «Цепи друзей» (для мальчиков);
- повышению чувства уверенности в себе способствуют упражнения типа «Хвалебные бусы»: каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку. Застенчивым детям помогает работа с «Зеркалом принца и принцессы», а также «Корона» и «Царский трон».
Итог занятия.
Анализ выполненных работ.
Такие коммуникативные игры можно использовать в работе с первоклассниками в адаптационный период, с учащимися 1 – 4 классов в течение учебного года, для проведения педагогом наблюдений в целях фиксации результатов развития и обучения младших школьников, для мониторинга образовательного процесса.
Надеюсь, уважаемые коллеги, что представленный материал пригодится в Вашей дальнейшей работе. Спасибо за внимание!!!