Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка"»
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем начальной школы. (Слайд 2)
Перед учителем всегда стоит вопрос: как развить у детей устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенкудолжнанравитьсяегодеятельность,ионадолжнабытьемудоступна. Цельучителя- постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и познавательный интерес.
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Обеспечение познавательной активности учения на уроках грамматики и правописания - одно из важнейших условий прочной успеваемости по русскому языку в начальной школе. Без осуществления этого условия учащиеся изучают этот предмет формально, без надлежащего внимания и напряжения своих умственных сил.
Активизации подлежат все моменты урока: и опрос, и проверка домашнего задания, и объяснение новой темы , и упражнения, и исправления ошибок, работа над ними и организация домашнего задания.
Очень важным условием активной работы учащихся является их умение контролировать себя на письме, опираясь на звуковой анализ, на грамматический разбор, на правила.
Чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, я использую различные методы и приёмы активизации познавательной деятельности те приёмы , которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. (Слайд 3)
Нетрадиционныеформыуроков: Такие уроки повышают познавательную деятельность обучающихся, предполагают творческий подход и со стороны учителя и со стороны ученика.
1)урок-соревнование;
2) урок – игра;
3) урок – викторина;
4) урок – конкурс;
5) урок творчества;
6)урок–путешествия;
7) интегрированный урок;
8)урок–творческий отчет;
9)уроки взаимообучения;
10) урок- зачёт;
11) урок открытых мыслей;
12) урок- турнир;
13) аукцион знаний;
14)урок фантазиирования;
15) урок творчества;
16) урок - сказка;
17)волшебный конверт;
-Урок – исследование
-Урок самостоятельной деятельности
-Урок – тренинг
-Урок на основе групповой работы
-Урок дифференцированного обучения:
Дифференцированное обучение – играет большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение - не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными. Задания детям даются по уровням.
Урок - проект
Проблемное обучение
Именно проблемнаяситуация на уроке позволяет ученику почувствовать значимость учебной деятельности.. На своих уроках учу наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке. И опять на помощь мне приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором.
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», ненавязчиво нужно корректировать их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Примеры.
Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. В другой – те, где ударение падает на второй слог. Учащиеся зачитывают свои ответы, и тут оказывается, что одни и те же слова записаны в оба столбика. Обсудив ситуацию, дети приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и каждый из вариантов записи – правильный.
Тема: «Сложные слова», 3 класс.
На доске написано слово снегопад. Нужно выделить в нем корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому для них способу выделения корня (в сложных словах).
Игровые приемы
На своих уроках я часто используюигровыеприемы,каксредствоповышенияинтересакучебнойдеятельности.
Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, стараются четко выполнять задания, соблюдать правила . Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, воспитываются дисциплина, воля, характер. Пример.
Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка
1) Упражнения на установление причинно – следственных связей в парах слов Найди пару, запиши. 1. Мед – пчела Яйцо – курица Шерсть – овца Молоко - ? Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова
2) Упражнения на замену словосочетаний одним близким по смыслу 1. Остаться без еды – Остаться без денег – Остаться с носом – 2. Смести пыль – Смести все со стола – Смести все на своем пути –
3)Упражнения на подбор понятий по степени их обобщенности Топор, молоток - ? Ручка карандаш - ?
Хоккей, футбол - ? Теннис, шахматы - ?
Ворона, воробей - ? Ласточка, грач - ?
Шубка, варежки - ? Майка, пижама - ?
Примеры заданий. Подбери родовое понятие к следующим словам: щука – … липа – … ромашка – … Укажи целое, частью которого являются: карман – … крыло – … плавник – …
Итог: Формы и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели , подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает учитель. Я работаю по программе Л,В,Занкова. Технологии, разработанные авторами этой системы (технология проблемного диалога, технология работы с текстом, технология оценивания образовательных достижений), способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.
1. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе.Педагогический практикум для учителей начальных классов.
2.Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа»
3.Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка.
4.Степанова О.А. Игровая школа мышления.
5.Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка.//Начальная школа до и после.
6.Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе.