kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лесные этажи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

         В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом  жить – голодному не быть», «Лес богаче царя», «Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».                                                                                       

       Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

       Осенью я с ребятами нашего класса участвовал в туристической полосе препятствий. Соревнования проходили в лесу. Когда мы вышли из леса, я подумал  о том, какая  чудесная природа в лесу. А сколько разных деревьев, кустарников и трав. А сколько удивительных насекомых вокруг. И у каждого своя жизнь. Зачем в лесу бабочки, муравьи, червяки? Почему своим домом они выбрали лес?  Почему в лесу одни животные живут в земле, а другие высоко на деревьях. Почему есть деревья высокие, а есть кустарники. И я решил это  выяснить.

 

Цель: изучение этажей леса и его обитателей.

Задачи:

1. Изучить научную литературу, материалы  в сети  Интернет.

2. Обобщить знания о живых организмах леса.

3. Создать макет лесной поляны. 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лесные этажи »



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»















«Лесные этажи»

Исследовательская работа







Выполнил: Славков Дмитрий,

ученик 2в класса

Руководитель: Катасонова О.А., учитель начальных классов



















г. Ленинск-Кузнецкий

2013



Оглавление

Введение………………………………………………………3

1.1. Многоэтажный дом………………………………………….4-5

1.2. Между этажами………………………………………………5

1.3. Лесной гастроном…………………………………………….6

1.4. Обитатели этажей…………………………………………….6-8

1.5. Можно ли меняться этажами?............................................. 8-9

1.6. Лес лесу рознь……………………………………………….10

1.7. Что такое лес?.........................................................................10-11

Заключение……………………………………………………12

Список литературы……………………………………………13

Приложение………………………………………………….14-18


















Введение

В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить – голодному не быть», «Лес богаче царя», «Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

Осенью я с ребятами нашего класса участвовал в туристической полосе препятствий. Соревнования проходили в лесу. Когда мы вышли из леса, я подумал о том, какая чудесная природа в лесу. А сколько разных деревьев, кустарников и трав. А сколько удивительных насекомых вокруг. И у каждого своя жизнь. Зачем в лесу бабочки, муравьи, червяки? Почему своим домом они выбрали лес? Почему в лесу одни животные живут в земле, а другие высоко на деревьях. Почему есть деревья высокие, а есть кустарники. И я решил это выяснить.


Цель: изучение этажей леса и его обитателей.

Задачи:

1. Изучить научную литературу, материалы в сети Интернет.

2. Обобщить знания о живых организмах леса.

3. Создать макет лесной поляны.











1.1.Многоэтажный дом

Лес—это многоэтажный дом. Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и называют ярусами. Самый первый, самый высокий ярус - большие деревья. Его называют древостоем. Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали? Это сосна (приложение 1). Из лесных пород, сосна появилась на Земле одной из первых. Еще во времена чудовищных динозавров. Сосны вырастают стройными и высокими.

Древостой - главный этаж в лесу. И это не удивительно. Ведь от него зависят все остальные ярусы. Когда деревья в древостое одной породы, он будет чистым, если несколько пород - смешанным. В чистом древостое все деревья примерно одной высоты. Такой древостой считается простым.

Иное дело - в смешанном. Здесь деревья одних пород вырастают заметно выше других. Из ветвей крон нижних деревьев и получается второй ярус. Во втором ярусе растут лишь те деревья, что мирятся с тенью. Это ели, пихты, кедры и липы. Случается, что сильным ветром роняет высокие деревья древостоя. Тогда их место тут же займут ели и пихты второго яруса. Под деревьями растут кустарники. Это следующий ярус. Тут можно встретить можжевельник, шиповник (приложение 2), калину, иву, рябину и смородину.

Все они, даже дерево рябина, никогда не смогут подняться до первого этажа. Их удел вечно оставаться внизу. Под лесом. Так кустарниковый ярус и называют - подлесок. Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня.

Ниже кустов растут травы и мхи. Это два отдельных этажа - яруса. Один - травы и кустарнички, другой мхи и лишайники. Травы и мхи поднялись над землей совсем невысоко. Потому и называются живым напочвенным покровом.

Связь между растениями напочвенного покрова и деревьями видна на примере со мхами. Мхи в лесу появляются там, где влажность почвы повышенная, а это нередко связано с недостатком света, то есть зависит от плотности древесного полога. В то же время мхи затрудняют испарение влаги из почвы, а иногда даже настолько, что начинается заболачивание, ухудшающее рост деревьев. Они чахнут, на стволах появляются лишайники. Корни деревьев, покрытые толстым слоем мха, испытывают недостаток в воздухе. Деревья постепенно гибнут. Это лишь отдельные примеры связи напочвенного покрова с лесом в целом, с лесной жизнью. Их можно было бы привести множество.


1.2. Между этажами

В лесу есть растения, которые нельзя определить в какой-нибудь ярус. Уронит взрослое дерево семя. Упадет оно в подстилку и начнет прорастать. Целый год будет росток в самом нижнем этаже. Через два года он поднимется до напочвенного покрова. Еще через пять лет дотянется до кустарникового этажа. Пройдет время, и деревце поднимется до второго яруса. А там и до первого, самого высокого, недалеко. Так и растет все время, переходит из яруса в ярус. Потому и называется подростом.

Подрост появляется не всюду, а только там, где имеются благоприятные условия. Сравним, например, елочки, растущие на поляне, с деревьями такого же возраста, приютившимися под пологом леса. Молодые ели открытых мест имеют маленькую конусовидную крону и ярко-зеленую хвою. Таков ли подрост в лесу? Нет. Кроны там напоминают по форме зонтик, хвоя бурая, корни слабо развиты, а самое главное — молодые деревья здесь и тоньше и более чахлые, чем одновозрастные елочки на поляне.

Под пологом леса подрост, по выражению лесоводов, «угнетен». Изменился не только его внешний вид: деревца приспособились к условиям «лесной жизни», и, если материнский полог будет вырублен, они долгое время не смогут обжиться в новой обстановке. Хвоя пожелтеет, опадет, и деревца могут погибнуть.

1.3. Лесной гастроном

Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей. Большое дерево и маленькая травинка корнями вцепились в землю. Вернее, в её самый верхний питательный слой, который называется почвой. Это самый нижний, последний этаж леса. От почвы зависит очень многое. Так, на песчаной почве будут хорошо расти сосна и лиственница. А ель и кедр - на глинистой. Но в любом случае: чем богаче почва - тем выше и могуче растут деревья на ней. Растения берут из почвы питательные вещества. Если их не пополнять, почва быстро оскудеет. Точно так же, как и продукты в магазине, питательные вещества в почве все время пополняются. Это делает сам лес. Сухие листья, иглы, ветки и травы падают на землю и скапливаются в подстилку - самый верхний слой почвы. В подстилке живут всякие черви, грибы и бактерии. Они поедают и разлагают опад.

Так питательные вещества возвращаются в почву. Растения снова могут брать их в своем нижнем этаже - лесном гастрономе. Листья и травы разлагаются быстрее хвои. Всего за полгода они превращаются в удобрение. Потому в лиственных лесах почва всегда богаче.

Иное дело - хвоя, особенно еловая. Она может накапливаться толстым слоем, не перегнивая десятилетиями. И совсем худо на болотах. В воде плохо живется и грибам, и червям, и бактериям. Из-за этого мертвые растения на болотах не перегнивают совсем и накапливаются слоями. Так получается торф.


1.4. Обитатели этажей

В природе много имеет послойное строение. И самый яркий пример этого лес. На нижнем этаже в земле среди корней, в мусоре из опавших листьев, трухлявых стволов живут кроты и лесные мыши (приложение 3) – обитательницы «подвального этажа» леса, выглядывающие и на поверхность.

В подстилке копошатся разнообразные насекомые: 200 тыс.на один квадратный метр ногохвосток, личинки мух, жуков, многоножки, до 4 тонн лесных червей, мокрицы, улитки, слизни.

Чуть выше, по земле, бегают муравьи (приложение 4).В общем, на одном гектаре лесной подстилке живет больше живых существ, чем людей на земле! И все они едят. Лесная подстилка – это один сплошной пирог для ее обитателей.

Выше подвала первый этаж леса, сюда заглядывают обитатели других этажей – спускаются сверху белки. Но в основном первый этаж – обиталище животных, которые не умеют лазить, летать и зарываться в землю. Здесь живут самые крупные лесные животные: медведи, кабаны, волк, лиса, заяц, лось.

Почти все лесные птицы живут на определён­ных этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, кле­сты, чижи. Другие—в смешанных или листвен­ных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы при­летают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но в любом ме­сте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на обрывистом бе­регу реки. Так живут ласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей, козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их со­бой от врагов. Рябчик делает своё гнездо в виде глубокой ямки, а лесной конёк—под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также жи­вут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнез­до кедровка.

А коршун—житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем чердач­ного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве.

Дуплогнёздники тоже живут на разных этажах леса. Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра» - лазоревка тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних... А самая старшая - большая синица - предпо­читает средние и высокие этажи. Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, ко­торые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на вы­соких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Большинство певчих птиц леса тоже живут на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше. Куницы, совы, филин занимает средний этаж. Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

Бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары тоже живут на верхних этажах. Лес является домом для птиц, насекомых, зверей, которые устраиваются на разных этажах.


1.5. Можно ли меняться этажами?

У зверушек и птиц, с этажами не как у человека в небоскребах: всегда можно с кем-нибудь перемениться. У них каждая порода живет непременно в своем этаже. Часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут. Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниет и все дерево падает, у березы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора – береста – бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое. Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжеленную влагой, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает. Валить такие деревья – занятие очень веселое, но и опасное: куском дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове.

Однажды пришли к полянке с такими березами охотники и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые перышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая охотников за родителей, пищали и просили червячка. Охотники раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить. Птенцы ели, глотали и опять пищали. Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях. Гаечки не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Они порхали с ветки на ветку в большой тревоге, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа. Охотники тогда спрятались. Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались. Тогда охотники взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.






1.6. Лес лесу рознь

Деревья в лесу разные. Одни из них с листьями. Осенью листва опадает, а весной зеленеет вновь. Так они и называются - листопадными. Это береза, осина, ольха, дуб, липа. На других вместо листьев - тонкие зеленые иглы. Такие деревья называют хвойными. Это сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Из них каждый год меняет наряд только лиственница. У остальных же хвоя живет пять, а то и семь лет. Потому они и зимой и летом - одним цветом.

Оказывается, лес лесу рознь и двух одинаковых трудно встретить. Как отличается сухой высокий пригорок от топкого болота, так же будут отличаться и леса на них. В этих лесах разные деревья, травы и кусты и даже воздух. Не говоря уже о почве. Разные леса, пусть и одной породы, лесоводы называют разными типами леса.


1.7. Что такое лес?

На такой вопрос обычно отвечают: это деревья. Ответ не совсем точный. Деревья растут не только в лесу, но и в поле, и на лугу. Дерево в поле и на лугу растет, как ему вздумается. Ствол у него толст, невысок и коряв. Длинные ветви начинаются у самой земли и раскидываются широко в стороны. Не то - в лесу. Здесь деревья - словно солдаты в строю. Стволы у них длинные, ровные и прямые. Глянешь на макушку - шапка с головы валится. Почему деревья в лесу стройные и высокие? Почему ветви у них растут лишь на самой макушке? Все потому, что стоят они там тесно. Тут уж как вздумается - вкривь и вкось - расти не будешь. Соседи не дадут. Вот и тянутся все дружно вверх к солнцу. Худо тому, кто отстанет. Перегонят соседи, сомкнутся ветвями-кронами над головой, лишат света. Начнет деревце чахнуть, вянуть и, в конце концов, совсем засохнет. Так вот и получается, что выживают в лесу самые быстрые. Как на соревнованиях - побеждает сильнейший. А награда - жизнь.

Но деревья лишь часть леса, пусть и самая большая. Кроме них там есть кусты, мхи, травы и лишайники. Большое дерево и маленькая травинка корнями вцепились в землю. Вернее в ее самый верхний питательный слой, который называется почвой. Почва - тоже важная часть леса. В лесу растут грибы и водятся различные животные. Они жители леса и его неотделимая часть. Без грибов, насекомых, зверей, и птиц - и лес не лес.

Итак, лес — это не только множество деревьев, но это и подрост, и подлесок, и напочвенный покров — словом, вся совокупность растений, образующих лес, причем все они влияют друг на друга, все тесно взаимосвязаны. Вся эта богатая, разнообразная растительность располагается в лесу как бы ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.

Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов. Первый ярус — это главный древесный полог. Его высота доходит до тридцати и даже более метров. Второй ярус — это подрост. Третий — подлесок. Четвертый — травяной покров. Лесные «этажи» уходят и в глубину почвы. Корневая система деревьев, кустарников и травянистых растений также размещается в земле ярусами. Наиболее глубоко уходят корни деревьев. Ближе к поверхности лежат корни кустарников, еще выше — корни травянистых растений. Так полнее используется растениями леса и солнечный свет и почва. Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.










Заключение


Чтобы лучше представить себе лес, я решил создать макет лесной поляны. Для этого я использовал веточки деревьев и сухую траву, пластилин. А древесный гриб я превратил в муравейник (приложение 5).

В ходе моей работы я узнал много интересного о жизни самых разных животных леса. Я понял, что лес - это не просто деревья, травы, кустарник и животные. Лес - это сообщество жизни на земле. Его можно сравнить с большим многоэтажным домом.


Вы увидели, друзья,
Ждут в лесу нас чудеса.
Песни птиц и шёпот листьев
И зверюшек голоса.
По тропинкам аккуратней:
Вдруг раздавишь муравья,
Он спешит своей дорогой,
Пропадать ему нельзя!
Он в работе весь, трудяга,
И у каждого “жильца”
Леса славного, поверьте,
Есть “профессия” своя.
Ты любуйся, изучай,
Но работе не мешай!
Здесь ты – гость и их порядок
Будь уж добр, не нарушай!
Слушай песни, разговоры
Всех зверей и птиц знакомых,
Ты прислушивайся к ним
Мы ж в кругу со всем живым!
Если больно станет лесу,
Боль дойдёт и до тебя,
Не губи его, дружочек,
Он живой, в нём есть душа!)





Список литературы:

1. В.И.Морозов « Рассказы о русском лесе».

2. http://forest.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st006.shtml

3. http://lib.ru/PRISHWIN

4. http://forest.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st006.shtml

5. http://www.fos.ru/pedagog/9743.html
6. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-etazhi-lesa

7. http://forest.geoman.ru/






















Приложение 1


ДЕРЕВЬЯ

Сосна обыкновенная


Дерево высотой 25—40 м и диаметром ствола 0,5—1,2 м. Ствол прямой. Крона высоко поднятая, конусовидная







Приложение 2


КУСТАРНИКИ


Шиповник



Листопадные кустарники и кустарнички, иногда вечнозелёные, с прямостоящими, лазающими или стелющимися стеблями различной высоты или длины, от 15—20 см до 8—10 м длиной. Экземпляры одних и тех же видов иногда могут варьировать по высоте в зависимости от условий произрастания.









Приложение 3

ОБИТАТЕЛИ ПОДВАЛЬНОГО ЭТАЖА



Лесная мышь



Длина тела до 10 см. Хвост примерно равен длине тела. Окраска верха тела рыжевато-серая. Брюшко светлое. На груди у некоторых особей может быть небольшое жёлтое пятно.



















Приложение 4

ОБИТАТЕЛИ ПЕРВОГО ЭТАЖА





Хищное млекопитающее семейства медвежьих; один из самых крупных и опасных наземных хищников.















Приложение 4





18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лесные этажи

Автор: Катасонова Ольга Анатольевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "конспект занятия по грамоте с использованием нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе "Лесная школа""
    ["seo_title"] => string(131) "konspiekt-zaniatiia-po-ghramotie-s-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "308550"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458616165"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "занятие по экологии "Лесовичок приглашает в гости""
    ["seo_title"] => string(57) "zaniatiie-po-ekologhii-liesovichok-prighlashaiet-v-ghosti"
    ["file_id"] => string(6) "306491"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458140273"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация урока  окружающего мира 4 класс "Лес-природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "157096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421528843"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект занятия на тему: пластилинография - «Лесная гусеница»."
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-plastilinoghrafiia-liesnaia-ghusienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "308372"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458572211"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация  к уроку окружающий мир "Жизнь леса". "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchii-mir-zhizn-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "230415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442137923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства