Конспект занятия «Лесная гусеница».
Автор: Шиман Валентина Игоревна, педагог - организатор МБУ ДО «Центр детского творчества»
Тема учебного занятия:
-
Пластилинография - «Лесная гусеница».
-
Степень сложности выполнения задания средняя.
Цель занятия: Сформировать элементы знаний и умений при работе с пластилином. Добиться умения у обучающихся передавать форму в лепке.
Задачи:
Образовательные:
-
Расширить и систематизировать знания детей о насекомых, об их особенностях, о приспособленности к жизни на земле.
-
Закрепить умение детей делить кусок пластилина на восемь маленьких частей.
-
Формировать навык полных ответов на вопросы.
-
Продолжать учить детей лепить из пластилина.
Развивающие:
-
Развивать аккуратность, умение работать в коллективе, а так же чувство ответственности за порученное дело.
-
Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
-
Развивать мелкую моторику рук и эстетического вкуса.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к занятиям.
-
Пробудить чувства любви к природе, воспитание трудолюбия, аккуратности, умения работать с пластилином аккуратно, умение доводить начатое дело до конца.
-
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Формы работы учащихся:
Групповая (слушание, рассуждение, работа с пластилином).
Методы и приёмы: беседа - диалог, рассматривание иллюстрации и беседа по ним, презентация «какие бывают гусеницы», подведение итогов.
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Материалы и оборудование:
-
Цветной пластилин (желтый или белый, оранжевый, зеленый светлый, зеленый темный);
-
Набор стеков;
-
Основа для рельефа-панно из плотного картона размером 13см. на 10см.;
-
Доска для лепки формата A4;
-
Салфетки для вытирания рук и стеков;
-
Клеенка;
-
Телевизор и компьютер;
-
Презентация.
Наглядные пособия:
Образец готовой работы, иллюстрации на классной доске.
ПЛАН УРОКА:
1.Организационная часть – 7 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 4мин.
3. Физ.минутка «Бабочка» - 1 минута.
4. Практическая часть – 24 минуты.
5. Закрепление пройденного материала и анализ поделок – 2 минуты.
6. Заключительная часть – 2 минуты.
Ход занятия.
1.Организационная часть – 7 мин.
Проверка посещаемости обучающихся, а так же их готовность к занятию. Эмоциональная подготовка обучающихся.
- Жила – была гусеница. Все над нею смеялись, потому что она была очень не красивая. Однажды гусеница решила спрятаться ото всех в кокон, что бы ее ни кто не видел и не смеялся больше над ней. Сидела она в своем коконе, сидела и заснула. Пока она спала прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница, высунула из кокона на улицу свои усики, что бы посмотреть, нет ли там ни кого, кто бы мог над нею посмеяться. Ни кого не оказалось. Тогда она решила выйти из своего кокона на улицу.
Вдруг гусеница почувствовала, что на спинке ей, что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг полетела. Пролетая над прудом, она заглянула в него и увидела прекрасную бабочку. С огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» - подумала она, «Ой, так ведь этаж я! Я бабочка!»
2. Актуализация опорных знаний – 4мин.
Давайте вспомним правила работы с пластилином:
-
Как подготовить место для работы?
-
Как подготовить одежду для работы с пластилином?
-
Почему надо работать с пластилином на подкладной доске?
-
Какие инструменты используются для работы с пластилином?
-
Как подготовить пластилин к лепке?
-
Как при отсутствии нужного цвета получить с помощью смешивания желаемый цвет пластилина?
Техника безопасности:
-
Перед работой с пластилином нужно надеть специальный защитный фартук и рукавички.
-
При работе с пластилином его запрещено пробовать на вкус или класть в рот.
-
Передавать режущие и острые предметы (стек) ручкой от себя, располагать инструменты на столе острым концом от себя.
-
При работе с пластилином отрезай нужное количество специальным пластиковым ножом (стек), затем согрей и разомни пластилин в руках и потом выполняй лепку.
-
В конце занятия с пластилином убери свое рабочее место, сложи весь инвентарь, выкинь мусор и тщательно вымой руки с мылом.
3. Физ.минутка «Бабочка» - 1 минута. (дети повторяют движения за педагогом).
Наша бабочка встряхнулась, Встряхнуть кисти рук
Улыбнулась, потянулась, – потянуть руки в верх.
Раз – росой она умылась. Руки к щекам, наклон головы в стороны.
Два – изящно покружилась. Покружились во круг своей оси.
Три – нагнулась и присела. Нагнуться вниз и выпрямиться, а потом присесть.
И нектара всласть поела. Сжимаем ладошки и притягиваем их к себе
4. Практическая часть – 24 минуты.
-
Лепим листик:
- Возьмите небольшой кусок темно зеленого пластилина и скатайте один небольшой шар. После положите его на заранее подготовленный лист картона и прижмите ладошкой. С помощью стека придайте ему форму листа (обрезав один край листа и придав ему заостренную форму).
-
Лепим тело гусеницы:
- Берем светло-зеленый пластилин и делим его с помощью стека на шесть равных частей, после чего мы эти части скатываем в шарики. После возьмем желтый пластилин и скатаем шесть маленьких шариков. Берем, маленькие желтые шарики сплющиваем их с помощью пальчиков, а потом прикрепляем на зеленые шарики.
-
Лепим голову гусеницы:
- Берем кусочек светло-зеленого пластилина и скатываем шар, размером он больше предыдущих шариков. Он нам послужит основанием для головы
- Чтобы получились рожки, скатаем два шарика размером со спичечную головку, потом маленькие шарики превращаем в колбаску (положите шарики между ладоней и скатайте их). С одного края рожки должны быть толще, а с другого края тоньше.
- Делаем глазки (нужно для этого скатать два белых шарика меньше предыдущих).
-
Соединяем все элементы из пластилина:
- Прилепите голову к листочку, а вслед за ней остальные шарики – сначала самый большой, потом поменьше и так далее, до самого маленького.
- Берем маленькие белые шарики, чуть сплющиваем и в их центр поместим черные, также немного сплюснутые. Отмечаем острым концом стека местоположение и прилепляем туда глазки, две маленькие колбаски – рожки прилепляем к голове, поочередно.
- Вот и получилась наша красочная гусеница.
5. Закрепление пройденного материала и анализ поделок – 2 минуты.
Демонстрация выполненных поделок.
У всех ли детей получилась гусеница? Какой она описана? Какие ошибки допущены некоторыми детьми (несоответствие пропорций, окраски, формы и т.д.).
- Очень красивые получились у вас работы, а главное вы сумели преобразить своих гусениц с помощью пластилина и ваших усилий, которые вы сегодня приложили. Каждый из вас продемонстрирует свою работу.
6. Заключительная часть – 2 минуты.
Теперь ребята давайте наведем порядок на своих рабочих местах. Молодцы ребята этих красивых гусениц вы можете подарить своим родителям и пожелать им хорошего настроения. Занятия законченно, я с вами прощаюсь.
Спасибо всем за участие в проделанной композиции.