"Личностное развитие учащихся на уроках математики"
"Личностное развитие учащихся на уроках математики"
Данный материал раскрывает аспекты развития личности учащихся на уроках математки. Урок математики. педагогически грамотно спланированный, является прекрасным средством развития личности ученика.На уроках математики необходимо использовать различные методы для этого и приёмы, а также различные задания для того, чтобы раскрыть личностные возможности каждого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Личностное развитие учащихся на уроках математики" »
Развитие личности обучаемого является основной целью любой системы образования. Обучение является основой, а также средством психического и в целом личностного развития человека.
В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учёбе. Образование в нашей стране на сегодняшний день ориентировано на достижение не только предметных образовательных результатов по математике и другим дисциплинам учебного плана образовательного учреждения, но прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности: умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт и т.д.. Современный урок математики на сегодняшний день является одним из главных средств становления личности учащихся, т.к. ориентирован на развитие различных видов деятельности ребенка, на выполнение различных проектных, исследовательских работ, формируя тем самым у учащихся навык овладения новыми знаниями, новыми видами деятельности. Центральной фигурой на уроке является
учащийся, то
есть учащий сам себя, а учитель –
только помощник. Значит, надо сделать
так, чтобы ребёнок стал учить себя сам и помогать учиться своим товарищам. К знаниям
нужно идти через интерес, нужно учиться работать
, учить поиску, исследованиям.
Математика для современного ученика начинается с загадки - проблемы, а поиск рационального решения проблем – первый шаг на пути становления личности учащегося. Следуя принципу «обучение через всю жизнь», критический анализ получаемых знаний на уроках математики, формирует умение у учащихся применять их для решения новых задач. Слишком раннее же усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности.
Какие же существуют пути развития личности ученика на уроках математики? Рассмотрим подробно, на мой взгляд, наиболее эффективные из них: нестандартные задания и проблемное обучение при выполнении математических заданий. Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься. При этом мы «уходим» от решения однотипных задач и так называемого «метода натаскивания». Упражнения в решении составных заданий, в сравнении выражений, упражнения геометрического содержания должны быть использованы для постановки детьми проблемных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности. В наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.
Большая роль в развитии личности отводится игре. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя решают проблемы, выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания. Воспитывать вдумчивого, самостоятельно мыслящего, заинтересованного в своем труде человека - одна из основных задач, стоящих перед школой.
Самостоятельная работа учащихся на уроках математики также способствует развитию личности детей, т.к. чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности ребёнок, тем он в большей степени – зрелая личность. Развитие личности ребёнка несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе общения с младшими школьниками. Индивидуальная и самостоятельная форма работы, одна из определяющих форм работы с детьми на уроках математики. В организации коллективной и индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках математики большую роль играют задания различной степени трудности, которые учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения новых знаний. Особенность использования данной формы дифференциации состоит в том, что для самостоятельной работы учащемуся предлагают три варианта заданий различной степени сложности: самый трудный, менее сложный, самый легкий.. Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя оптимальный вариант, выполняя при этом самоанализ своей работы, своих способностей и своих возможностей
Игры «Поспевай – не зевай!», «Быстро отвечай!» и .др. в начале урока математики по своей сути являются разминочным упражнением, но это только на первый взгляд. Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов.
Диапазон творческих заданий, решаемых на начальной ступени изучения математики, необычайно широк по сложности, но суть их одна: при решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, закономерности и всё то, что в совокупности и развивает личность школьника. Чем развитее, разнообразнее по своим талантам, самобытнее и сильнее личности, тем выше и общество из них составленное. Есть великая «формула», приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта, путь развития личности. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. Начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие умственных и творческих способностей личности ученика..
В начальном обучении математике роль комбинаторных задач постоянно возрастает, поскольку в них заложены большие возможности не только для развития мышления учащихся, но и для подготовки учащихся к решению проблем, возникающих в повседневной жизни. В ходе работы над комбинаторной задачей на уроках математики выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников, личности ребёнка. Чему всячески способствуют тщательно подготовленные уроки математики.
Россия всегда славилась своими талантами. Опора на инициативных и заинтересованных в работе людей — это гарантия благополучия для государства завтра. Сегодня математика как живая наука с многосторонними связками, что оказывает существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом., самостоятельно добывая свои знания. Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать свободно, творчески, самостоятельно, т.к.. успех в учении вдохновит детей на новые успехи в жизни.
Список литературы:
1.АсеевВ.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М: Мысль, 1976г.
2. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры.- Начальная школа. № 5, 2006г.
3. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. Пособие для учителя.- М: Просвещение, 1985.
4. Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования.- Начальная школа. №4, 1997 г.
5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.- М: Собрание сочинений. 1979г.
6.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М., «Просвещение», 1977 г. 7.Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя.- М., «Просвещение», 1992 г. 8.Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991 г. 9.Потапова Е.Н. «Радость познания». - М.,