Личность школьника – главный показатель эффективности процесса обучения и воспитания
Личность школьника – главный показатель эффективности процесса обучения и воспитания
Приступая к своей работе в классе педагог должен решить две основные задачи: 1. ответить на вопрос "Кого мы хотим воспитать?", 2. "Как осуществлять воспитание"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личность школьника – главный показатель эффективности процесса обучения и воспитания»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Выступление на методическом объединении
Личность школьника – главный показатель эффективности процесса обучения и воспитания
Подготовила:
Абракова Наталья Александровна,
педагог доп. образования
Арзамас, 2019
Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: ученик и учитель, цели, содержание, методы и формы работы. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (Ушинский).
Приступая к своей работе в классе педагог должен решить две основные задачи:
ответить на вопрос «Кого мы хотим воспитать?»
«Как осуществлять воспитание»
Конечно, воспитание - дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее идея технологизации образования все больше разрабатывается.
Рассматривать работу педагога с позиций технологии - значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:
1. Изучение учащихся и постановка конкретных задач воспитания.
2. Планирование работы.
3. Реализация плана (выполнение работы).
4. Анализ и оценка результатов работы.
В технологическом цикле работы педагога предметом анализа являются, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, педагог должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Для этого следует изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Содержание диагностики можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально- волевая и потребностно-мотивационная сферы, направленность личности (интересы, отношения, ценности), наконец, поведение, поступки учащегося. Кроме того, педагог изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и т.д.
Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики направленные на изучения ученика и класса в целом:
Наблюдение более всего доступно педагогу и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также способов фиксирования результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельных карточках в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записей наблюдений.
Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учащихся. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Вопросы анкеты должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным особенностям детей. Анкета позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
Вот пример анкеты "Общение". Учащимся предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
А) со сверстниками; Г) с другими членами семьи;
Б) с учителями; Д) с друзьями во дворе;
В) с родителями; Е) (для свободного ответа).
2. Если есть, то в чем они заключаются?
А) мало или нет друзей; З) заставляют что-либо;
Б) обижают, дразнят делать;
В) воруют вещи; И) держат в страхе;
Г) бьют; К) мне неинтересно с ними;
Д) не понимают моего внутреннего мира; Л) требуют только хороших;
Е) нет общих интересов оценок;
Ж) не видят моих хороших качеств; М) (для свободного ответа).
Анкета может использоваться в работе с учащимися с 3 по 9 класс.
Беседа, более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы легче обрабатывать. Свободная беседа помогает варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы.
Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Педагог должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя нужно непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует в краткой форме записать.
Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки).
В последнее время нашим учителям стали известны тесты, не только как метод проверки знаний, но и как метод изучения личности школьника.
Тест-"прибор", измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих опросники. Третья группа- проективные методики. В работе с таким материалом открываются особенности восприятия и поведения учащегося. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе. К таким тестам можно отнести методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-нибудь события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. Цель таких тестов: получение данных об отношении школьников к учебе, о воспитательной ситуации в семье, о потребностях, приоритетах и нравственных установках подростков.
Проведение диагностических процедур должно осуществляться периодически.
В Московском педагогическом университете сотрудниками кафедры педагогики была разработана диагностическая карта класса. Она построена в виде таблицы, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном виде. Это делает ее содержательной, информативной и удобной для обозрения и анализа. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании и развитии учащихся, для постановки задач и разработки плана воспитательной работы.
Диагностическая карта - характеристика класса
Класс--------------- школа----------------- 2004-2005 уч. год
Номера колонок:
1. Фамилия имя учащегося
(Учитель записывает фамилии мальчиков и девочек отдельно для возможной дифференциации воспитательной работы)
2. Число, месяц, год рождения
(возраст записывается для учета физиологических особенностей, для работы, связанной с наступлением правовой ответственности, получением паспорта и т.д.)
3. Профессия матери (образование)
4. --------------- отца--------------------
(сведения нужны для социально- профессионального состава семьи и привлечения родителей к работе с детьми в классе)
5. Тип семьи
(данные об этом получаем в процессе беседы с учащимися, а также посещая семью)
6. Состояние здоровья
(о состоянии здоровья сообщают родители, врачи; данные используются для регулирования нагрузок, корректировки режима, организации работы, направленной на сохранение здоровья, проведения лечения)
7. Успеваемость
(данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, для оказания ему необходимой помощи)
8. Основные достоинства учащегося
9. Основные недостатки
10. Увлечения
(данные используются для индивидуальной работы, при организации досуга)
11. Повышенные способности.
(одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей. Необходимо фиксировать направленность повышенных способностей. Данные используются для создания условий развития одаренных детей, профориентации, организации обогащающего взаимодействия учащихся).
12. Специальные умения
(это то, что не все умеют делать / фото, спорт, искусство ремесло и т.д./
Данные важны для развития способностей, вовлечения ученика во внеурочную деятельность, профориентационные работы)
13. Культура поведения
14. Положение в коллективе
(определение межличностных отношений в классе и положения ученика в нем: лидер, предпочитаемые, отвергаемые, социально активные и признаваемые члены класса, социально пассивные. Получить данные можно с помощью наблюдения. Использовать сведения для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств)
15. Выполняемые поручения
(данные используются при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников)
16. Трудовая активность
(для индивидуальной воспитательной работы)
17. Профессиональные намерения
(для проведения профориентационной работы)
18. Участие в кружках, спортивных секциях
19. Главные индивидуальные воспитательные задачи
(индивидуальные воспитательные задачи формулируются на основе анализа всех данных по ученику, например, помочь в развитии навыков общения; способствовать повышению самооценки или, напротив, формировать более критическое отношение к себе. Содержание колонок, т.е. характерных данных об ученике, педагог может разработать сам).
Следует помнить о том, что данные карты должны быть доступны ограниченному числу лиц. Они используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки.
Учет поведения каждого учащегося и мотивов его поступков позволяют педагогу проследить весь ход изменений личности ученика в процессе воспитания, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с ним. Данные такого учета поведения и мотивов поступков всех учащихся являются критерием для оценки воспитательной работы с классом педагога. Таким образом, изучение личности учащегося не самоцель, а средство для улучшения учебно-воспитательной работы. Материалы диагностики являются исходной точкой при планировании и проведении со учащимися различных дел воспитывающего характера.