Способствовать формированию творческого и самостоятельного подхода к познанию и изучению математики.
Воспитать ответственность при работе в коллективе.
Оборудование:
Для учителя: Конверт с названием, девизом и речевкой команды (задание придумать дается заранее); рисунок Незнайки; плакаты и изображением примеров и задач; ребусы; альбомные листы для выполнения заданий; плакат «Математика – царица всех наук»; Карточки с баллами (для жюри); Плакат с изображением прямоугольника; конверты с разрезанными открытками с записью.
Для учеников: Сигнальные карточки; лист, ручка; флажки – для сигнала о готовности; фломастеры.
Ход урока
Организационный момент
- Дорогие ребята и гости! Сегодня у нас в клубе веселых математиков состоится праздничное занятие.
- Соревнуются 2 команды. Каждой команде необходимо выбрать капитана, название команды, девиз, приветствие, эмблему (выбор конвертов с названием команды, девиза, приветствия, эмблемы).
- Наши гости посмотрят, кто же быстрее всех умеет думать, правильно считать, какая команда будет самой догадливой и веселой.
Представление команд
- Итак, команды готовы и заседание Клуба Веселых Математиков объявляется открытым.
- У вас на столах лежат флажки, которыми вы будете сигнализировать о том, что ответ готов.
- А сейчас посоветуйтесь и выберите в своей команде капитана. (Капитаны подойдите и возьмите конверт, в котором будет название вашей команды, девиз, песня, эмблема).
- Представьте свои команды.
1 команда
Наша команда: «Раз, два!»
Наш девиз:
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо твердо на «5» математику знать.
Приветствие:
Пожелаем всем друзьям
Сражаться дружно и отважно.
Кому достанется победа
Совсем-совсем неважно.
Песня: (на мотив песни «Качели»)
Позабыто все на свете,
Сердце замерло в груди,
Только цифры,
Только цифры –
И победа впереди.
2 команда
Наша команда: «Квадрат».
Наш девиз:
У нашего квадрата все стороны равны,
Наши ребята дружбой сильны.
Приветствие:
Пусть сильней кипит борьба,
Сильней соревнования,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Песня: (на мотив песни «Учат в школе»)
Рисовать квадрат и круг,
Знать где север и где юг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать
И друзей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
- Жюри просим оценить представления каждой команды. (Оценивают по пятибалльной системе, используя карточки). А сначала представим жюри.
- К нам в клуб пришел Незнайка. (Вывешивается плакат с изображением Незнайки).
Он просит, чтобы вы помогли найти ему ответы на вопросы, выполнить его задания.
- Чем же мы будем заниматься?
Устный счет
1. 2.
76+19+24+81
88+27+73+12
64+125+36+75
145+61+55+39
РЕШАТЬ
СЧИТАТЬ
ОТГАДЫВАТЬ
ИГРАТЬ
- Вычислите наиболее удобным способом.
- Ребята, Незнайка спрашивает, зачем же нам нужно уметь считать?
Давайте, ребята,
Учиться считать:
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без устного счета
Не сдвинется с места
Любая ракета.
Без счета не будет
На улице света,
Без счета не может
Подняться ракета,
Без счета письмо
Не найдет адресата
И в прятки сыграть
Не сумеют ребята.
Беритесь, ребята,
Скорей за работу!
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёту!
Первое задание
- Решите следующие задачи:
1 команда:
Мы большущая семья
Самый младший – это я.
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша.
И Наташа - тоже наша.
Мы по улице идем –
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей? (8 детей)
2 команда:
Мы за чаем не скучаем,
По две чашки выпиваем.
Восемь чашек, восемь пар –
Выпиваем самовар.
Чашек пьем всего по паре,
Сколько чашек в самоваре?
Повторение изученного
Второе задание
- Вместо точек поставьте нужные цифры. Выберите представителя от команды.
1к. 345* 2к. 4943
94*73**
1**39 **54
Игра с болельщиками и членами команд:
Загадки: (знающий отгадку поднимает сигнальную карточку, которая лежит у вас на столах)
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. (9)
На четырех ногах стою,
Ходить же вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
То можешь сесть и отдыхать. (стул)
Горело 7 свечей. Две из них погасли. Сколько свечей осталось? (Почему?) (Две)
Третье задание
(Обеим командам)
- Сколько различных чисел можно составить из цифр 3, 6, 8 (каждую цифру использовать в записи числа только один раз). Запишите все числа.
- А теперь прошу жюри оценить работу каждой команды.
Четвертое задание
«Конкурс капитанов»
- Решите примеры:
1 команда
32×3:8×10
201000-196760
8км 645м+4км 460м
420026+394080
2 команда
21×4:7×10
501000-47673
5т 750кг+4т 580кг
518304+420296
- Пока капитаны решают, мы с вами поиграем:
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» - (хлопнуть в ладоши)
Приз немедленно бери!
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри…
Рыбешек мелких увидали
Ии не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два… Марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше… пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Но что ж вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность брать?!
- Жюри, оцените работу капитанов.
Пятое задание
- Решите задачу разными способами (с записью условия).
Школьники сажали деревья во фруктовом саду. Яблонь они посадили 4 ряда по 17 деревьев, а груш 4 ряда по 13 деревьев. Сколько всего деревьев посадили школьники?
- Ребята, какой из предложенных способов удобнее?
Игра с болельщиками.
- Пока команды справляются с задачами, решите вы болельщики такие задачки:
а) Мама купила яйца и положила их в ведро, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного)
б) Самолет летит от Москвы до Петербурга 1 час, а из Петербурга в Москву 60 минут. Почему такая разница? (Нет разницы)
в) 6 картофелин сварилось в кастрюле за 30 минут. За сколько минут варилась одна картофелина? (30 минут)
Шестое задание
- Незнайка принес ребусы, помогите ему их отгадать.
1 команда
100-лица, 3×17
2 команда
100-лб, 17×4
Седьмое задание
- Решите примеры разными способами:
1 команда
(420-140):7
2 команда
(320+120):4
Задание болельщикам.
- Сколько прямоугольников на рисунке?
Восьмое задание
1 команда
- Бревно длиной 120см распилили на части по 20 см. Сколько сделали распилов? И сколько получилось частей?
2 команда
- Из куска ткани длиной 10 м скроили наволочки, отрезая по 2м на каждую. Сколько получилось наволочек? Сколько сделали разрезов?
(Жюри показывает количество баллов каждой команды)
Девятое задание
- Игра «Кто быстрей?»
- В конвертах у каждой команды лежит открытка, разрезанная на несколько частей. Ваша задача быстро их собрать и прочитать написанное на открытке. (Молодцы!)
Итог
- А теперь давайте подведем итог. Жюри подсчитают количество баллов, а вы ответьте, - нужна ли нам математика?
Чтоб водить корабли
Чтобы в небо взлетать
Надо много уметь,
Надо многое знать!
И при этом
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука
Математика.
Почему корабли не садятся на мель?
И по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому, что
Вы заметьте-ка, друзья,
Капитанам помогает
Математика.
(Жюри называют количество баллов. Команде-победительнице вручается грамота, призы).
- Все ребята потрудились на славу, проявили находчивость, смекалку, упорство.
- Спасибо всем ребятам, участвующим в игре, болельщикам и гостям.
- Заседание Клуба Веселых Математиков объявляется закрытым.