Круглый стол
«Преемственность детского сада, школы и семьи – основы
сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»
«Школьное обучение никогда не начинается с
пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития, проделанную
ребенком».
Л.С. Выготский
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности, школы и родителей, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
Проанализировать результаты работы по преемственности в звене МДОУ, школа и родители будущих первоклассников. Выявить достижения и проблемы, определить возможные причины возникновения проблем, а так же наметить пути их решения.
Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей и родителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия.
Участники: учителя начальной школы и воспитатели старшей группы детского сада
Ход проведения:
Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.
Теоретическое обоснование вопроса преемственности между МДОУ и начальным звеном школы.
Сегодня мы рассмотрим, что включает в себя понятие преемственность.
Наличие реализация преемственности детского сада и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу.
До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому, сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.
К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности.
- Задание участникам круглого стола:
Что вы понимаете под понятием преемственность между детским садом и школой? (ответы участников)
Слайд ПРИЛОЖЕНИЕ №1
где есть несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать.
2) Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном
школы.
– В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие
всего образовательного процесса.
– Задание: назовите, какой нормативно–правовой базой вы
пользуетесь при решении данного вопроса.
Слайд ПРИЛОЖЕНИЕ №2
нормативно–правовая база на федеральном и МДОУ
Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи МДОУ и школы.
Преемственность - это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей:
физическая, специальная (педагогическая), психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
-- Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе?
Слайд ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Небольшие памятки – рекомендации о том, что входит в ту или иную готовность.
-- Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
- Первыми впечатлениями о будущих первоклассниках делится учитель, который провёл первое занятие с данными детьми.
Слайд с фотографиями прошедшего занятия
– Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в МДОУ и школе.
– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.
-Впечатлениями о своих выпускниках детского сада делится воспитатель, посетивший урок в 1 классе
Слайд с фотографиями прошедшего урока
– С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.
Слайд результатов работы воспитателя, готовящий детей к выпуску в начальную школу
Обобщение итогов круглого стола.
– Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.
Слайд ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Формы осуществления преемственности с детьми, родителями, учителями, воспитателями.
Выводы-
1. В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.
2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.
3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая, специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.
Заключительное слово, настрой на дальнейшее позитивное сотрудничество.
«Притча об учителе и учениках».
Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми.
Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата.
Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай.
Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал:
«через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.
Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.
-Где плоды твоего труда? - спросил учитель.
-Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.
-Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать. И у второго ученика не было растения.
-Слишком рано, учитель, я посеял семечко, смерзло оно.
-Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель.
И третий ученик оказался нерадивым.
-Прошу прощения, учитель, посеял я семя , но забыл прорастить.
-Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.
И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:
-Забыл я, учитель, посеять семя.
-Запомни: что посеешь, то и пожнешь.
И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.
-«Все должно иметь свои корни», - сказал учитель.
Вид шестого ученика был печальным.
-Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.
-Запомни, ничто не может жить без питания.
И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.
-«Пришел сосед, поглядел, и погибло растение»,- сказал ученик учителю.
-Береги впредь свое чадо от дурного глаза.
Нечем было хвастаться и восьмому ученику.
-Послушался я, учитель, чужих советов.
-Не слушай тех, кто не знает.
Не мог похвастаться и девятый ученик.
-Учитель, слишком поздно я поселял семя.
-Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.
У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.
-Забыл я удобрить землю, учитель.
-«Не жди плодов без плодородной почвы»,- наставлял учитель.
Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.
-Учитель, я выполнил все твои советы.
-Ты хороший ученик, я горжусь тобой.
Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.
-О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.
Пусть же все содержание нашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах воспитанников, а ученики изменят наш мир, делая его более светлым, добрым, веселым.
Счастья вам, человеческого тепла, мира в душе!
.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Преемственность – это принцип, лежащий в основе системы непрерывного образования.
Преемственность, как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию»
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Федеральный уровень:
Закон об образовании
Семейный кодекс РФ
Конвенция о правах ребенка
Концепция модернизации Российского образования
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Уровень МДОУ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Памятка
1. Социально-психологическая готовность к школе:
Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
2. Интеллектуальная готовность:
Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
3. Психофизиологическая готовность:
Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше - ниже, больше - меньше, вперед-назад, слева - справа.
Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Приложение № 4
Работа с детьми:
Экскурсии в школу
Посещение школьной библиотеки, школьного музея
Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
Выставки рисунков и поделок;
Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
Совместные педагогические совет;
Семинары, мастер-классы, круглые столы;
Открытые показы образовательной деятельности в МДОУ и открытых уроков в школе;
Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями:
Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
Встречи родителей с будущими учителями;
Дни открытых дверей;
Творческие мастерские;
Почтовый ящик
Анкетирование и тестирование родителей.
заметка
В настоящей ситуации развития системы образования с учетом ФГОС, в образовании некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
Так педагоги начальной школы и детского сада села Светлого и деревни Кудрино провели огромную работу по устранению проблем при подготовке ребенка к школьному обучению. Вся работа проходила в три этапа.
На первом этапе педагоги и воспитатели изучили нормативно-правовую документацию по преемственности и для родителей старшей группы организовали «Почтовый ящик». В него родители опускали свои вопросы и пожелания, что позволит в дальнейшем целенаправленно вести работу как с родителями, так и с детьми при переходе в школу.
На втором этапе были проведены открытые занятия у ребят старшей группы их воспитателем Соломенниковой Г.С. и первым учителем Казанцевой Е.Ю. Также своими воспитанниками, состоявшимися первоклассниками, любовались воспитатели Савина О.А. и Сурнина Е.И., а психолог школы Порошина Е.В. рассказала об успешности и трудностях адаптации первого класса.
Третий, заключительный этап, прошёл 26 ноября в тесном сотрудничестве, за круглым столом «Преемственность детского сада, школы и семьи – основы
сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников».
Данная форма педсовета позволила педагогам начальной школы познакомиться со спецификой обучения и воспитания детей в детском саду, а воспитатели дошкольного образования ознакомились с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе.
Таким образом, в соответствии с данными требованиями воспитатели будут готовить дошкольников к системному обучению в школе, используя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.
В своих презентациях Бочкарёва Н.Л. и Лапина Н.Л представили яркий итоговый отчёт прошедшей деятельности, ещё раз подчеркнув необходимость тесной информационной деятельности подключая родителей и учитывая, специфику организации деятельности друг друга.