Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.
Цель краеведческого образования -способствовать духовно - ценностной и практической оринтации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации. Первым шагом к воспитанию человека, любящего свою страну может стать историческое краеведение, где учащимся будут объянены важнейщие нормы человеческой жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведение на уроках в начальной школе»
Пушкарева С.Ю.
учитель начальных классов
г. Ульяновск
Краеведение на уроках в начальной школе
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутолимый.
Среди зимы и в летний зной
Привет тебе мой край родной.
С. Дрожжин
Два века назад, в 1802 году наш знаменитый земляк, Николай Михайлович Карамзин в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» писал: «…Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества…»
Краеведение… Вот как описывают это слово энциклопедии.
Большая Советская энциклопедия дает такое определение: «Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края». Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области». В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что краеведение - это изучение своей малой родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования. Каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».
1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:
фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
правосудие, способное наказать только слабых мира сего.
пьянство, наркомания.
бездомные и нищие.
компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.
А ведь верно подмечено, что патриотизм - это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота - человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение, где учащимся будут
объяснены важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
беречь природу и окружающую среду в целом,
сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
беречь памятники истории и культуры.
относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
2. Человек - звено в цепи жизни.
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Мы обязаны помнить, что история - это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.
Выполнение заданий по краеведению позволяет воспитанникам знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание - эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.
Очень важно объяснить детям - вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать - от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я - достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.
Кроме того, дети должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:
4. Научить ребят осознавать проблемы окружающего его микромира.
Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».
5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.
6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её, делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.
И ещё одной очень важной задачей является
8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.
Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.
Краеведение – знакомство с историей малой родины, начинается с истории семьи, школы, родного села или деревни. Именно это позволяет постичь исторические корни каждого из нас, узнать откуда и когда появились на ульяновской земле наши предки.
Бесценна роль учителя начальных классов в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия.
Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. Приходя в школу, дети хотят больше знать о своем крае, об особенностях растительного и животного мира, об его истории, о великих и знаменитых людях своего края.
Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков – эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями.
С уверенностью можно сказать, что большинство школьников очень поверхностно знакомо с народной культурой. Многие не знают, как жили люди, как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Необходимо донести до сознания учеников, что они являются носителями русской народной культуры, необходимо воспитывать ребят в национальных традициях.
Неслучайно в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особо отмечено, что высшая цель образования – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.
Если посмотреть на идеал ученика начальной школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
то видно, что одной отдельной строчкой выделено – любящий родной край и свою страну. Эту любовь необходимо развить и воспитать именно с самых первых моментов школьной жизни.
Использование краеведческого материала на уроках является актуальным и перспективным, практически значимым для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.
История России сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень, сел, городов, областей и краев. Использование краеведческого материала в начальной школе, несомненно, играет большую роль в формировании патриотического сознания учащихся.
Практическая часть.
Использование краеведческого материала на уроках.
Математика является неотъемлемой и значимой частью человеческой культуры, источником познания окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Необходимость в математическом и жестко привязанном к нему информационном образовании ощущается во всех областях профессиональной деятельности.
В качестве одного из средств формирования элементов математической культуры можно рассматривать текстовые задачи. Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями, что помогает показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развить их умения применять математические знания на практике.
Вот некоторые из составленных задач:
1. Город Симбирск, как конечная оборонительная крепость, был построен в 1648 году. Сколько лет исполнится нашему городу в 2018 году?
2. Длина реки Волга составляет 3530 км. Река Сура – вторая по величине река нашей области. Её длина составляет 828 км. На сколько км Волга длиннее Суры?
3. 16 апреля 1970 года Ленинский Мемориальный комплекс гостеприимно распахнул свои двери. Сколько лет принимает гостей и жителей города на различные мероприятия этот комплекс?
4.Течение реки Свияга – 5 км/час. Сколько километров проплывет моторная лодка за 2 часа по течению и против течения, если еёсредняя скорость 30 км/час?
5.На территории Ульяновской области созданы заказники федерального значения. Это Сурский заказник общей площадью 22,2 тыс. га, Старокулаткинский заказник площадью 26,2 тыс. га . Государственные охотничьи заказники областного значения: Базарносызганский заказник занимает площадь 10 тыс. га, Майнский заказник площадью 5,7 тыс. га, Новочеремшанский заказник – 12 тыс . га, Сенгилеевский заказник – 6,2 тыс. га. Какие заказники Федерального значения или областного значения имеют больше площади и на сколько?
Можно привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач уже с первого класса. Можно использовать задачи, связанные с сезонными явлениями, календарем природы, различными видами спорта, проведением ремонта или праздника.
Уроки литературного чтения дополняются результатами начального литературно-краеведческого исследования по связям жизни и творчества известных писателей, художников с реальными историческими лицами, жившими в Ульяновской области. На этом этапе дети получают знания о стране, о ее символах (флаге и гербе, столице) и о своем городе. Знакомство с современными Ульяновскими поэтами, писателями, литераторами Евгением Меньшиковым, поэтом Владимиром Дворянским, Юрием Соколовым, Наумовым Анатолием.
При изучении темы «Звуки и буквы У, у» в 1-ом классе («Азбука») используется текст, который предлагается ребятам просто для пересказа, а я предлагаю дополнить его, представив, что речь идет о нашем городе. Например, перечислить по каким улицам нашего города движется транспорт и т.п. На последующих уроках обучения грамоте начинаю пополнять лексический запас ребенка словами Родина, Отчизна, малая родина, родная сторона, семья, родня, родители и т.д. Составляем рассказы о маме, папе, бабушке, дедушке. Все это воспитывает гордость ребенка своей семьей, развивает его речь. Можно организовать ролевую игру «Мои семейные обязанности», выставки « Золотые руки моей семьи», «Этому я научился в своей семье».
Русский язык.
При изучении заглавной буквы «Л» предлагаю написать улица Ленина, когда учим букву «Я» - Н. М. Языков, «П» - художник А. Пластов, «К» - народная учительница В. Кашкадамова и т.д. Для этих людей малая родина – Ульяновская земля.
А)Записать предложение, подчеркнуть главные члены, указать части речи.
В Ульяновске построен самый длинный мост в России, который соединяет две части города, расположенные на различных берегах Волги.
Б) Записать предложение, найти однородные члены предложения, составить схему.
Многочисленные овраги с родниками, пруды, высокий берег Волги делают Винновскую рощу любимым местом отдыха жителей и гостей города.
Уроки окружающего мира дают широкий простор для использования краеведческого материала. В соответствии с темой урока всегда можно подобрать интересные задания, связанные с географией родного края, его историей, природно-климатическими условиями и т.д.
Ты и твоё имя. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Практическая часть: составление листа с описанием значения своего имени в портфолио.
Твоя школа. Беседа о школе, история школы, символика. За что люблю школу, что бы изменил. В классе есть дети, родители которых закончили нашу школу. Сравнение рассказов о школе родителей и детей. Что изменилось, что сохранилось за эти годы. Практическая часть: вместе с родителями рисуется безопасный путь от дома до школы. Какие опасные места могут встретиться на пути?
Мой двор. Моя улица. Познакомить с названиями улиц, на которых живут дети. Рассказать о самых красивых местах родного города, о природе. Что находится на твоей улице, что бы ты изменил? Закрепить навыки правила поведения на улицах города. Практическая часть: Рисунок «Я живу на улице…»
Мой город. Из истории образования города. Как образован город? На каких реках стоит. Какие достопримечательности есть? Какие известные люди жили и живут в Ульяновске? Особенности труда людей, основные профессии. Поход в краеведческий музей. Практическая часть: по результатам экскурсии в музей, к местам исторических событий, к памятникам истории и культуры учащиеся готовят рассказ. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Учащиеся по контурному шаблону при помощи шаблона – образца собирают из мозаики герб города.
При изучении темы «Наша Родина» дети учатся показывать на карте России не только столицу нашей Родины – Москву, северную столицу – Санкт- Петербург, но и находить на карте свой регион, свой родной город.
Наши родственники. Моя родословная. Изучение родословной, истории рода. Семейные традиции. Знать как назвать всех членов семьи. Практическая часть: создание семейной летописи. Составление генеалогического древа семьи учащегося. Именно в семье дети получают практический опыт познания своего края, его обычаев, традиций.
Жизнь животных. Знакомство с животными, которые обитают в Ульяновской области: куница лесная, лесной хорь, лиса, заяц-беляк, речной бобр , тетерев, глухарь, рябчик. Знакомство с Красной книгой Ульяновской области. Рассказ об исчезающих флоре и фауне Ульяновской области. Практическое занятие. Составление кроссворда по Красной книге Ульяновской области.
Историческая викторина «Наш край»
1Как назывался город Ульяновск до 1924г? (Симбирск)
2. Когда и с какой целью был основан город Симбирск? ( Основан в 1648г воеводой Хитрово как крепость Синбирск)
3. Какие районы города ты знаешь? (Ленинский, Железнодорожный, Засвияжский, Заволжский)
4. В каком году в составе России образовалась Ульяновская область? (В 1943г)
5. Какие районы Ульяновской области ты знаешь?
6. В каком году был утвержден герб Ульяновской области? (1996г.)
7. Назови цвета флага Ульяновской области.
8. Какие достопримечательности есть в Ульяновске?
Краеведческий материал применяю на разных этапах урока:
- в начале урока, во вступлении;
- при актуализации знаний;
- при изучении новой темы;
- при закреплении;
- в домашнем задании.
. Для развития творческого воображения, речи, проверки знаний краеведческого материала предлагаю ученикам составить рассказ о реке по плану:
Название.
Откуда берет начало?
Куда впадает?
Какие имеет притоки?
Какова скорость течения? (большая, небольшая) Основное направление течения.
Когда разливается?
Как используется человеком?
Ответь на вопросы:
1Название населённого пункта, в котором ты живешь. ______________________________________ ___________
2. В какой области находится? _________________________________________ ________________ 3. Какие виды рельефа преобладают в этом районе? ____________________ ________
4. Перечисли, какие полезные ископаемые добывают в твоей области?______________________________ ___________________________________________
5. Назови некоторые растения, которые растут на территории области? __________ _______
6. Назови экологически вредные виды хозяйственной деятельности человека на его территории_________________________
Изучение тем краеведения в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности. Ко Дню Защитника Отечества проводится беседа «Наши земляки и их подвиги». Лётчик Виктор Носов (1923-1945) повторил подвиг Гастелло, Сергей Петрович Кондрашкин (1908-1944), командир пулеметного отделения, повторивший подвиг Александра Матросова. Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Генерал-полковник Дмитрий Николаевич Гусев ( 1894-1957) – один из организаторов и руководителей обороны Ленинграда и др. Ко Дню Победы учащиеся проводят исследование «Великая Отечественная война и улицы нашего города».
Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребёнка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четко конкретизировать учебный план.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Краеведческий подход при осуществлении межпредметных связей, позволяет учащимся самостоятельно совершать переход от доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям, что в начальной школе будет только способствовать формированию именно высокообразованной личности с широким кругозором.
В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности младшего школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.
Жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, когда знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того, чтобы приобщить детей к глубокому традиционному наследию, на уроках использую краеведческий материал. Кроме чисто познавательного, это имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного пути любого народа.
Список литературы:
1. Бураков С.О. Географическое краеведение Издательство «Корпорация технологий продвижения» Ульяновск 2007 г.
2. Кузминский Н.А. Край Ильича, Саратов 1985 г
3. Азбука юного ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю / Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. – М.:Планета, 2013.
4. Край прелестный – это ты! Хрестоматия. Составитель – В.Н. Янушевский. - Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000.
5. Ермолаев А.Д. Ты идешь по родному краю, Саратов 1968.
6. Шатунова Л.В. Использование лингвистического краеведения в подго- товке учителей начальных классов: Учебно‐методическое пособие