Просмотр содержимого документа
«Коррекционные игры и упражнения по развитию интеллектуальных умений и навыков для учащихся 1-4 классов на уроках окружающего мира »
ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида г. Владимира»
Коррекционные игры и упражнения по развитию интеллектуальных умений и навыков дляучащихся 1-4 классов
на уроках окружающего мира.
Подготовила:
учитель начальных классов
Великанова И. Н.
2014 год
ТЕМА: « Взаимное расположение предметов в пространстве»
1 класс.
НАЗВАНИЕ ИГРЫ: «Найди пару».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- формирование у ребенка умения ориентироваться в пространстве;
- закрепление понятий «направо», «налево».
ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка (клад).
ХОД ИГРЫ:
В помещении заранее прячется игрушка (клад). В начале игры детям предлагается представить себя сказочным персонажем, отправляющимся в путешествие на поиск клада. Ведущий (сначала взрослый, затем ученик) предлагает отыскать клад, слушая его подсказки: «Направо пойдешь -клад найдешь, налево пойдешь - сам пропадешь». Ребенок продолжает движение в выбранном направлении до следующей команды: «Стоп. Налево пойдешь ...»
ТЕМА: «Природа». 1 класс
НАЗВАНИЕ ИГРЫ: «Образуй новое слово».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- закрепление навыка чтения;
-умение образовывать новые слова из букв данного слова.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитные буквы.
ХОД ИГРЫ:
В игре принимают участие две команды. Прочитайте слово: ПРИРОДА
Образуйте из букв данного слова другие слова (пора, род, пир, ода, дар, ар, ад и др.)
ИТОГ: Побеждает команда, которая больше быстро и правильно составит слова.
ТЕМА: « Кто такие рыбы? ». 1 класс
НАЗВАНИЕ ИГРЫ: «Не подведи свой ряд».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- закрепить понятие о том, каких животных называют рыбами,
- закрепление понятий «морские», «речные» рыбы.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением речных и морских рыб, изображения 2 аквариумов.
ХОД ИГРЫ:
В игре принимают участие 2 команды. Каждый участник команды по очереди берёт карточку с изображением рыбы и «заселяет» свой аквариум.
ИТОГ: Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
ТЕМА: «Путешествие по планете». 2 класс.
НАЗВАНИЕ ИГРЫ: «Составь предложения».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- учить устанавливать связи в предложении;
- развивать процессы анализа и синтеза.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображениями достопримечательностей Москвы и Санкт - Петербурга.
ХОД ИГРЫ:
Каждый участник команды по очереди берёт карточку с изображением достопримечательности и помещает в свой город. Учащийся составляет предложение по образцу (Например: Красная Площадь находится в городе Москве. Зимний дворец находится в городе Санкт – Петербурге.)
ИТОГ: Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
ТЕМА: «Дорожные знаки». 3 класс
НАЗВАНИЕ ИГРЫ: «Торопись – не ошибись».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- закрепление знаний о дорожных знаках;
-умение различать знаки дорожного движения: «запрещающие», «предупреждающие».
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с дорожными знаками, на доске - карточки со словами «запрещающие», «предупреждающие».
ХОД ИГРЫ:
В игре принимают участие две команды. У каждой команды набор дорожных знаков. Участники игры по очереди берут свой знак и располагают его под нужным словом на доске.
ИТОГ: Побеждает команда, которая правильно расположит свои дорожные знаки.
ТЕМА: «Природные зоны». 4 класс.
НАЗВАНИЕ ИГРЫ: «Составь предложения».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- учить устанавливать связи в предложении;
- развивать процессы анализа и синтеза.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОД ИГРЫ:
Каждая команда получает карточку с деформированным предложением. Дети должны их составить.
ИТОГ: Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
Коррекционные игры по развитию
организационных умений и навыков для
учащихся младших классов.
ИГРА №1 «Рабочее место».
Цель: формирование самоконтроля и организации пространства рабочего места.
Игра рекомендована для учащихся 1-3 классов. Она проводится в начале любого урока. Сначала ведущим является учитель, потом ведущими могут быть дежурные.
Оборудование: опора-образец организации рабочего места на доске. Ведущий.
-Все на месте?
-Все в порядке?
-Ручки, книжки и тетрадки?
-Сравни с образцом. Правильно ли ты приготовился к уроку? Если правильно, то сядь. Если нет, то приведи все в порядок.
ИГРА №2 «Я тоже».
Цель: формирование самооценки, актуализация знаний учащихся о своих учебных умениях.
Игра рекомендована для учащихся 1-4 классов и может проводиться на любом этапе урока. Ведущим является учитель. Ведущий называет какие-либо учебные умения, которые формируются у учащихся начальной школы. Дети, которые считают, что тоже научились им, громко хором кричат: «Я тоже!». Например. Игра проводится в начале урока, когда уже почти все учащиеся научились организовывать свое рабочее место. Ведущий:
-Я научился готовиться к уроку! Ученики:
-Я тоже! Например. Игра проводится в середине урока после знакомства с написанием какой-либо буквы. Ведущий.
-Я научился писать букву П.
Ученики.
-Я тоже! Например. Игра проводится в конце урока. Ведущий.
-Я научился читать целыми словами! Ученики.
-Я тоже! ИЛИ Ведущий.
-Я научился выполнять деление с остатком! Ученики.
-Я тоже!
Упражнения на развитие логического мышления.
1. Назовите три признака: тигра, мыши, слона. 2. Чем схожи и чем отличаются яблоко и помидор? 3. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками: лес (лист, дерево, яблоня, охотник, кустарник). (дерево, кустарник) 4. Какое понятие характеризуют следующие признаки: дышит, питается, растет, размножается, умирает?(живая природа) 5. Назовите группу слов: дуб, ольха, тополь, ясень. (лиственные деревья) 6. Постарайтесь узнать это животное по следующим признакам:
маскировка и быстрые ноги – основные способы защиты от врагов;
прыгает и бегает очень легко, даже в сугробы не проваливается;
всегда выбирает самый короткий путь к спасению;
когда не помогают ни хитрость, ни быстрота, падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (заяц)
7. Расположите последовательно в порядке возрастания, следуя образцу (секунда, минута, час, сутки, неделя), слова и словосочетания: Южное полушарие Земли, галактика, Земля, вселенная, Австралия, Солнечная система.(Австралия, Южное полушарие Земли, Земля, Солнечная система, галактика, вселенная)
8. Перечислите условия, необходимые для существования большинства представителей живой природы. (воздух, свет, тепло, вода, еда) 9. Какое свойство воды используется, когда кладут соль в суп: прозрачность, отсутствие вкуса, способность растворять некоторые вещества, отсутствие запаха?(способность растворять некоторые вещества) 10.Выделите не менее пяти признаководуванчика. 11. Исключите лишнее слово:
дождь, снег, осадки, иней, град. (осадки)
липа, осина, клен, яблоня. (яблоня)
Земля, Солнце, Марс, Уран. (Солнце)
тополь, вишня, груша, слива. (тополь)
волк, тигр, корова, лев. (корова)
12.Расположите последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка, шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания: плодовое дерево, природа, дерево, садовая яблоня, многолетнее растение, живая природа, растение, яблоня. (садовая яблоня, яблоня, плодовое дерево, дерево, многолетнее растение, растение, живая природа, природа) 13. Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое, наиболее подходящее, слово, связанное по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: береза – дерево; Земля – ? (планета)
Год – месяц; лес – ? (дерево)
Север – юг; обильные осадки – ? (засуха)
Ветка – дерево; Земля – ? (Солнечная система, галактика)
Утро – ночь; зима – ? (осень)
Азия – часть света; Южная Америка – ? (материк, континент)
Жара – засуха; дожди – ? (наводнение)
Утро – вечер; зима – ? (лето)
Яйцо – скорлупа; картофель – ? (кожура).
14. Постарайтесь узнать это растение по следующему описанию:
древние греки считали это растение пищей бедняков;
воины Древнего Рима жевали его перед боем;
в Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались;
в Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до безумия;
это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1 - 2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д. (чеснок)
15. Составьте по следующей схеме рассказ о своей стране:
моя страна расположена на материке … ;
моя страна находится в природной зоне … (лес, степь, тундра, пустыня);