Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа учителя на уроках чтения и письма в начальной школе»
Коррекционная работа учителя
на уроках чтения и письма в начальной школе
«Система коррекционной работы учителя по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития»
Пояснительная записка
Актуальность коррекционной работа учителя на уроках в начальной школе в последнее время значительно возросла. С каждым годом становится всё больше детей, которые испытывают трудности в усвоении школьной программы. По данным психолого - педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20 - 30 % обучающихся, а приблизительно 70 — 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Одной из причин школьной неуспеваемости детей являются психосоматические отклонения, мешающие им приспосабливаться к школьной среде. У этих учащихся особое, по сравнению с нормой , состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития». Познавательная деятельность таких школьников затрудняется, в связи расхождением требований, предъявляемых учебным процессом с реальным уровнем его умственного развития.
На эту причину в ряде наших школ наслаивается ещё одна причина – дети не могут воспринимать школьную программу по причине того, что она ведётся на русском языке, который не является для них родным.
Дети выходцев из Таджикистана, Азербайджана, воспитанные в другой языковой среде, всё чаще и чаще садятся за парты наших школ. И тогда перед учителем встаёт новая проблема, как скорректировать свою работу, чтобы эти «особенные» дети успешно влились в языковую среду и освоили школьную программу.
Наблюдая вышеприведённые причины, мы подходим к выводу, что система коррекционно-развивающего обучения актуальна в современном мире, т. к. она даст дополнительную возможность для устранения трудностей школьного обучения.
Цель работы: отобрать и систематизировать материал, который поможет мне грамотно выстроить систему коррекционной работы по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития
Задачи работы:
Изучить информационные источники по данной теме.
Ознакомиться с результатами применения системы коррекционной работы коллег на уроках чтения и письма у учащихся младших классов;
Разработать свою систему коррекционной работы на уроках чтения и письма, направленную на преодоление школьных трудностей у учащегося с ЗПР, которого я обучаю в данное время;
Предполагаемый результат
Ознакомившись с материалами курсовой подготовки и опытом работы коллег, я смогу грамотно и последовательно выстроить систему коррекционной работы по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития и тем самым обеспечить специализированную помощь в освоении необходимого объёма прохождения программы в условиях образовательной школы.
Специфика развития ВПФ у младших школьников с ЗПР
Категория
Описание
Учебная деятельность
Не вызывает положительного эмоционального отношения, не стремятся к выполнению задания, нет любознательности;
На этапе ориентировки в задании, видят лишь общую цель деятельности;
Правила выполнения заданий не осознаются в полном объёме;
Некритичны к результатам своего труда;
Познавательная деятельность
Низкий уровень интеллектуальной и речевой активности;
Скудный запас знаний об окружающей действительности;
Не выражен интерес к учебной деятельности;
Запоминание механическое;
Особенности внимания (устойчивость, переключаемость, распределение, избирательность)
Избирательность (ограничение поля восприятия)- выделение объекта из группы других объектов;
Концентрация внимания – степень сосредоточенности на одном объекте при отключении от всего основного;
Устойчивость к отвлекающим факторам и сосредоточенность на главной задаче;
Устойчивость внимания скачкообразное (через 2-3 секунды);
Распределение: одновременно двум или нескольки объектам;
Переключаемость плохая;
Специфические особенности памяти
К специфическим особенностям памяти детей с ЗПР можно отнести:
снижение объема памяти и скорости запоминания; непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;
механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания; преобладание наглядной памяти над словесной; снижение произвольной памяти; нарушение механической памяти.
Зрительное восприятие
Неполноценность зрительного и слухового восприятия; Детям с ЗПР необходимо больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и других впечатлений, чем их нормально развивающимся сверстникам;
Слуховое восприятие/фонематический слух
Фрагментарно, замедленно, не точно;
Сказывается и на звуковом анализе слова, связывающих различные формы речевой деятельности - звукопроизношения, чтения, письма, так как осознание звуковой структуры слова - необходимая предпосылка обучения грамоте.;
Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем;
Ориентация в пространстве/ пространственно-временные отношения
Основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира;
Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации;
Мышление, специфика формирования основных мыслительных операций
Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.
Наблюдается инертность, низкая продуктивность, неустойчивость мыслительной деятельности. Трудность усвоения специальных понятий и обобщающих слов. Низкий уровень словесно – логического мышления;
Специфика речевого развития
Медленно образуются и закрепляются речевые формы;
Наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие;
Доминирование в речи имён существительных;
Пониженная речевая активность;
Бессвязность, отсутствие логики, ясности, выразительности;
Развитие моторной сферы
Замедленная динамика моторного развития;
Трудности переключения, координации и автоматизации движений;
Быстрая истощаемость;
Недостаточная ритмичность;
Несовершенство мелкой моторики рук;
Особенности эмоционально-волевой сферы
Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения;
Не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и т.д;
У них снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми;
У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.
Педагогическая характеристика на
ХХХХХ
ФИО ребенка
Дата рождения ____________________________ХХХХХХХ_________________________
Класс обучения 2 класс
Раздел
Критерии и конкретные примеры формулировок
1.Оранизация обучения
Программа обучения
Общеобразовательная
Срок обучения в данном ОУ по данной программе
Второй год
Форма обучения
по индивидуальному учебному плану (занятия организованы в школе);
2. Учебная деятельность
Сформированность мотивации на учебную деятельность
Успешность овладения программным материалом с указанием внешних причин в случае неуспеваемости
Программный материал усваивает с трудом вследствие фрагментарного запаса представлений, знаний об окружающем; двуязычии;
Особенности учебно-познавательной деятельности
Осознает с трудом, понимает и принимает фраементарно; нуждается в дополнительных разъяснениях;
учебную задачу стремится доводить до крнца, соскальзывает на личные привнесения;
При планировании нуждается в помощи – не может указать какой вид помощи ей необходим;
Стремиться идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается выполнять задания в случае затруднений, замыкается, молчит;
При возникновении затруднений идет на контакт с педагогом, пользется его помощью, но не всегда эффективно, т.к теряет учебную задачу.
Контрольно-оценочные действия и критичность отношения к ситуации не сформированы;
– не умеет находить и исправлять ошибки;
Какие затруднения при обучении испытывает, по каким видам учебной деятельности, какие ошибки допускает
При визальном/аудиальном восприятии учебного материала по всем предметам;
Не развиты фонетико-фонематическиепредставления;Не сформирование навыков звукового анализа; Для запоминания пользуется ассоциативными приемами запоминания; Не может освоить навыки слогового чтения;
Затрудняется действовать по аналогии, боится ошибится.
Особенности психического развития
Особенности познавательных процессов
Внимание устойчивое
Работоспособность средняя;
Утомляемость средняя. Объём выполненных заданий выполненных на уроке составляет треть от выполненных заданий класса. Восприятиеповерхностное, слуховое; нарушены навыки пространственной ориентировки;
Преобладает механическая память; кратковременная;
Процесса запоминания непродуктивный, доминирует забывание;
Особенности эмоционально-волевой сферы и личностные особенности
Ярко проявляет эмоций, не агрессивна;
Спокойна, на переменах ведёт себя адекватно, адекватно реагирует на сверстников и учителя;
Не владеет навыками самооценки;
Не всегда может контролировать свои поступки;
Отличительной чертой характера является отвлечённость. Девочка может во время занятия уходить в свой мир и не замечать реально происходящих событий. Исходя из этого внимание неустойчиво, материал не усваивается.
Особенности общения
Коммуникативные навыки развиты хорошо.
Легко устанавливает и удерживает контакт со знакомыми одноклассниками;
Большая часть контактов поверхностная);
В отношениях со взрослыми соблюдает дистанцию;
Нахождение в коллективе помогает социализации ребёнка, развивает в нём навыки самоопределения и самоконтроля.
Выводы:
Ребёнок нуждается в коррекционной поддержке.
В каких специальных условиях нуждается
Необходимо создать специальные условия для плодотворной работы ребёнка:
-создание индивидуального учебного плана;
-щадящий режим;
-максимальное использование различных форм деятельности;
-осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
Направления коррекционной работы
Развивать такие направления коррекционной работы:
- развитие фонетико-фонематических представлений;-формирование навыков звукового анализа; -коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова; -обогащение словарного запаса; -коррекция нарушений чтения и письма; и.д.
Описание системы коррекционной работы по преодолению школьных трудностей обучающегося с обязательным приложением образцов коррекционно-развивающих заданий предметной направленности, используемых учителем для работы по преодолению школьных трудностей обучающегося
Одной из важнейших задач обучения ребёнка родному языку является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.
Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов.
К фонематическим процессам относят:
фонематический слух;
фонематическое восприятие;
фонематический анализ;
фонематический синтез.
Основными задачами развития фонематических процессов являются:
обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи;
развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков;
развитие навыков звукового анализа и синтеза;
Работа по развитию фонетического слуха у детей, для которых русский язык не является родным, можно использовать задания для формирования начального лексикона.
Она проводится поэтапно.
Узнавание и различение неречевых звуков.
На первом этапе ребёнку предлагаются игры и упражнения, в процессе которых развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Например: шум дождя, шелест листвы, звук проезжающих машин, гул самолёта и т.д. https://music.yandex.ru/users/music-blog/playlists/1957?mob=0&utm_medium=paid_performance&utm_source=direct_search&utm_campaign=52362745%7CYD_%5BMU-P%5D_%7BWS:S%7D_RU-225_NonMusic-WhiteNoise&utm_term=шум%20дождя%20слушать&utm_content=INTid%7C01000000209910
Выполнение таких упражнений способствует также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что является крайне важным для дальнейшего развития фонематических процессов;
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.
На втором этапе ребёнка учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова, фразы.
Ребёнок за учителем повторяет слоги типа «СГ, ГС, СГС, ССГ»
2. «Кто к нам в гости пришёл?»
Учитель делает звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «ме-ме», «и-го-го», «му», «ква-ква» и др. Ребёнок показывает картинку, на которой изображено животное.
3." Съедобное — несъедобное"
Перед началом игры обсудить с ребёнком, что значит «съедобный» и «несъедобный», что можно кушать, а что нельзя. Учитель говорит разные слова, ребёнок слушает: если названо съедобное — то, что можно кушать, — хлопай в ладоши. Если несъедобное — то, что есть нельзя, — то хлопать не нужно.
3.Различение слов, близких по своему звуковому составу.
Игра «Закончи предложение» На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)»
4.Дифференциация слогов. На этом этапе дети учатся различать слоги, включающие близкие по звучанию звуки: па-ба, ку-гу, ма-на и др.
Игра «Назови». Ребёнку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках: кашка – каска, бочка – почка, точка – дочка и т.д.
Игра «Попугайчики». Учитель предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
5. Дифференциация фонем. Здесь дети учатся различать фонемы родного языка. Следует начинать с дифференциации гласных звуков.
Если ребенок искажает звуки, заменяет или пропускает их – это значит, что у него не до конца сформирован фонематический слух, и в будущем это может привести к серьезным нарушениям чтения и письма.
6.Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. Игры и упражнения этого этапа, направлены на формирование навыков звукового анализа и синтеза.
На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность.
Сначала необходимо сформировать
навык определения наличия заданного звука в слове.
Игра «Поймай звук»
Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков.
Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?» Учитель называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а], лук – [у], дом – [о] и т.д.
На первых этапах учитель должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук. Учитель называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
определять первый и последний звук в слове, а также определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Игра «Назови первый (последний) звук в слове».
Учитель называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно. На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале (конце) слова.
Игра «Паровозик». Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала следует учить ребёнка определять место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м], [с]), позже – других согласных.
Игра «Где спрятался звук?». Учитель бросает мяч ребёнку, называет слово с заданным звуком. Ребёнок должен определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце слова) и бросает мяч обратно. Этот вариант игры стоит предлагать ребёнку на этапе закрепления навыка определения места звука в слове, когда зрительная опора не требуется.
Затем можно переходить к формированию более сложных форм фонематического анализа и синтеза таких, как: определение последовательности и количества звуков в слове, а также определение места заданного звука по отношению к другим звукам в слове.
При обучении грамоте, основная задача учителя, научить ребёнка читать и писать, т.е. уметь соотносить звуковой образ буквы с его графическим и оптическим изображением. Для этого целесообразно одновременно проводить работу по развитию зрительного анализа изображений букв.
Найди букву в ряду сходных.
Сложи из палочек букву.
Узнай и допиши недостающий элемент буквы.
Узнай буквы, наложенные друг на друга.
Узнавание букв по-разному расположенных в пространстве.
Узнавание букв написанных разных шрифтом.
Реконструкция буквы (переделка одной буквы в другую) Ы-Ь-Ъ-Б-В-З
, Т-Г-П-Н-И.
Соотнесение буквы с предметом (ж-жук, г-гусь, п-перекладина)
По своим начертаниям буквы русского алфавита в значительной степени сходны между собой. Сходство графических изображений букв создает препятствие для запоминания их образов.
Поэтому я уделяю особое внимание
показу процесса письма и объяснение способов написания букв; https://youtu.be/fmIa37OX_wA;
это является основной приёмом обучения каллиграфическим навыкам письма.
списыванию с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради.
Копирование и обведение готового образца
При обведении образца обучающиеся закрепляют правильное движение в хорошем исполнении. Обведение по образцу упражняет двигательные представления
.Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе, водой на доске.
Письмо под счёт или в такт счёту. За основу взят метод Карстера – обучение письму путем выполнения специальных упражнений, росчерков для развития движения руки.
лепка букв из пластилина, конструирование буквы из проволоки.
Для запоминания формы букв можно использовать следующие дидактические игры, например:
1.«Лото» (по принципу игры «Лото»)
На карточке печатные буквы, а учитель показывает прописные буквы. Ребёнок должен поставить в соответствие печатной букве прописную.
«Составь букву» Вырезаны элементы букв, дети из предложенных элементов должны составить буквы.
3.«Допиши букву» Например: о о о о о Надо добавить элемент, чтобы получились прописные буквы. И так далее.
В ходе своей коррекционной работы я использую созданные мною презентации в программе PowerPoint
Обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи;
Слайд 2:
Развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков;
Слайд 3
Развитие навыков звукового анализа и синтеза;
Слайд 4
Соотношение звукового образа буквы с его графическим и оптическим изображением. Запоминание образа буквы
Работа по преодолению нарушений фонематических процессов сложна и многогранна . Она требует от педагога большой концентрации внимания и сил. Проработав в школе большое количество лет, я неоднократно включала в свою работу элементы по коррекции фонематических процессов у детей. Курсовая подготовка дала мне возможность ещё раз проанализировать свою работу, поглубже изучить эту проблему и наметить систему коррекционной работы по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития. Работая в данном направлении, я сумею обеспечить специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ в условиях образовательной школы
Литература и интернет –ресурсы
1.Статья «Методы и приёмы формирования и становления навыков письма;
2. Статья из прослушанного курса «Дети с задержкой психического развития: особенности развития - особенности организации обучения»;
3. Статья из прослушанного курса «Система коррекционной работы учителя по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития»; и др.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(260) "Знакомство с буквой «Т». Работа с танграмом. Передвижение точки в соответствии с заданным алгоритмом. (по программе «Начальная школа XXI века») "
["seo_title"] => string(149) "znakomstvo-s-bukvoi-t-rabota-s-tanghramom-pieriedvizhieniie-tochki-v-sootvietstvii-s-zadannym-alghoritmom-po-proghrammie-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
["file_id"] => string(6) "165195"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1422783676"
}
}