kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционная работа учителя на уроках чтения и письма в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамоте детей с ОВЗ работа трудная. В своей работе я попыпалась обобщить опыт коллег по работе с детьми на уроках чтения и письма

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа учителя на уроках чтения и письма в начальной школе»









Коррекционная работа учителя

на уроках чтения и письма в начальной школе




«Система коррекционной работы учителя по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития»

































Пояснительная записка



Актуальность коррекционной работа учителя на уроках в начальной школе в последнее время значительно возросла. С каждым годом становится всё больше детей, которые испытывают трудности в усвоении школьной программы. По данным психолого - педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20 - 30 % обучающихся, а приблизительно 70 — 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Одной из причин школьной неуспеваемости детей являются психосоматические отклонения, мешающие им приспосабливаться к школьной среде. У этих учащихся особое, по сравнению с нормой , состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития». Познавательная деятельность таких школьников затрудняется, в связи расхождением требований, предъявляемых учебным процессом с реальным уровнем его умственного развития.

На эту причину в ряде наших школ наслаивается ещё одна причина – дети не могут воспринимать школьную программу по причине того, что она ведётся на русском языке, который не является для них родным.

Дети выходцев из Таджикистана, Азербайджана, воспитанные в другой языковой среде, всё чаще и чаще садятся за парты наших школ. И тогда перед учителем встаёт новая проблема, как скорректировать свою работу, чтобы эти «особенные» дети успешно влились в языковую среду и освоили школьную программу.

Наблюдая вышеприведённые причины, мы подходим к выводу, что система коррекционно-развивающего обучения  актуальна в современном мире, т. к. она даст дополнительную возможность для устранения трудностей школьного обучения.


Цель работы: отобрать и систематизировать материал, который поможет мне грамотно выстроить систему коррекционной работы по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития

Задачи работы: 

  1. Изучить информационные источники по данной теме.

  2. Ознакомиться с результатами применения системы коррекционной работы коллег на уроках чтения и письма у учащихся младших классов;

  3. Разработать свою систему коррекционной работы на уроках чтения и письма, направленную на преодоление школьных трудностей у учащегося с ЗПР, которого я обучаю в данное время;



Предполагаемый результат

Ознакомившись с материалами курсовой подготовки и опытом работы коллег, я смогу грамотно и последовательно выстроить систему коррекционной работы по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития и тем самым обеспечить специализированную помощь в освоении необходимого объёма прохождения программы в условиях образовательной школы.


                   



Специфика развития ВПФ у младших школьников с ЗПР



Категория

Описание

Учебная деятельность

Не вызывает положительного эмоционального отношения, не стремятся к выполнению задания, нет любознательности;

На этапе ориентировки в задании, видят лишь общую цель деятельности;

Правила выполнения заданий не осознаются в полном объёме;

Некритичны к результатам своего труда;

Познавательная деятельность

Низкий уровень интеллектуальной и речевой активности;

Скудный запас знаний об окружающей действительности;

Не выражен интерес к учебной деятельности;

Запоминание механическое;

Особенности внимания (устойчивость, переключаемость, распределение, избирательность)

Избирательность (ограничение поля восприятия)- выделение объекта из группы других объектов;

Концентрация внимания – степень сосредоточенности на одном объекте при отключении от всего основного;

Устойчивость к отвлекающим факторам и сосредоточенность на главной задаче;

Устойчивость внимания скачкообразное (через 2-3 секунды);

Распределение: одновременно двум или нескольки объектам;

Переключаемость плохая;


Специфические особенности памяти

К специфическим особенностям памяти детей с ЗПР можно отнести:

снижение объема памяти и скорости запоминания; непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;

механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания; преобладание наглядной памяти над словесной; снижение произвольной памяти; нарушение механической памяти.

Зрительное восприятие

Неполноценность зрительного и слухового восприятия; Детям с ЗПР необходимо больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и других впечатлений, чем их нормально развивающимся сверстникам;

Слуховое восприятие/фонематический слух

Фрагментарно, замедленно, не точно;

Сказывается и на звуковом анализе слова, связывающих различные формы речевой деятельности - звукопроизношения, чтения, письма, так как осознание звуковой структуры слова - необходимая предпосылка обучения грамоте.;

Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем;


Ориентация в пространстве/ пространственно-временные отношения

Основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира;

недостаточно сформированы пространственные представления;

Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации;

Мышление, специфика формирования основных мыслительных операций

Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

Наблюдается инертность, низкая продуктивность, неустойчивость мыслительной деятельности. Трудность усвоения специальных понятий и обобщающих слов. Низкий уровень словесно – логического мышления;

Специфика речевого развития

Медленно образуются и закрепляются речевые формы;

Наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие;

Доминирование в речи имён существительных;

Пониженная речевая активность;

Бессвязность, отсутствие логики, ясности, выразительности;

Развитие моторной сферы

Замедленная динамика моторного развития;

Трудности переключения, координации и автоматизации движений;

Быстрая истощаемость;

Недостаточная ритмичность;

Несовершенство мелкой моторики рук;

Особенности эмоционально-волевой сферы

Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения;

Не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и т.д;

 У них снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми;

У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят.


















Педагогическая характеристика на

ХХХХХ

ФИО ребенка

Дата рождения ____________________________ХХХХХХХ_________________________

Класс обучения 2 класс




Раздел

Критерии и конкретные примеры формулировок


1.Оранизация обучения


Программа обучения

Общеобразовательная


Срок обучения в данном ОУ по данной программе

Второй год


Форма обучения

по индивидуальному учебному плану (занятия организованы в школе);


2. Учебная деятельность


Сформированность мотивации на учебную деятельность

Учебная мотивация: сформирована, частично, преобладание игровых мотивов


Успешность овладения программным материалом с указанием внешних причин в случае неуспеваемости

Программный материал усваивает с трудом вследствие фрагментарного запаса представлений, знаний об окружающем; двуязычии;



Особенности учебно-познавательной деятельности

Осознает с трудом, понимает и принимает фраементарно; нуждается в дополнительных разъяснениях;

учебную задачу стремится доводить до крнца, соскальзывает на личные привнесения;

При планировании нуждается в помощи – не может указать какой вид помощи ей необходим;

Стремиться идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается выполнять задания в случае затруднений, замыкается, молчит;

При возникновении затруднений идет на контакт с педагогом, пользется его помощью, но не всегда эффективно, т.к теряет учебную задачу.

Контрольно-оценочные действия и критичность отношения к ситуации не сформированы;

– не умеет находить и исправлять ошибки;


Какие затруднения при обучении испытывает, по каким видам учебной деятельности, какие ошибки допускает

При визальном/аудиальном восприятии учебного материала по всем предметам;

Не развиты фонетико-фонематическиепредставления;Не сформирование навыков звукового анализа; Для запоминания пользуется ассоциативными приемами запоминания; Не может освоить навыки слогового чтения;

Затрудняется действовать по аналогии, боится ошибится.


Особенности психического развития


Особенности познавательных процессов

Внимание устойчивое

Работоспособность средняя;

Утомляемость средняя. Объём выполненных заданий выполненных на уроке составляет треть от выполненных заданий класса. Восприятиеповерхностное, слуховое; нарушены навыки пространственной ориентировки;

Преобладает механическая память; кратковременная;

Процесса запоминания непродуктивный, доминирует забывание;

Преобладающий тип мышления наглядно –действенный;

Бедный словарный запас, недостаточно развит фонематический слух;


Особенности эмоционально-волевой сферы и личностные особенности

Ярко проявляет эмоций, не агрессивна;

Спокойна, на переменах ведёт себя адекватно, адекватно реагирует на сверстников и учителя;

Не владеет навыками самооценки;

Не всегда может контролировать свои поступки;

Отличительной чертой характера является отвлечённость. Девочка может во время занятия уходить в свой мир и не замечать реально происходящих событий. Исходя из этого внимание неустойчиво, материал не усваивается.


Особенности общения

Коммуникативные навыки развиты хорошо.

Легко устанавливает и удерживает контакт со знакомыми одноклассниками;

Большая часть контактов поверхностная);

В отношениях со взрослыми соблюдает дистанцию;

Нахождение в коллективе помогает социализации ребёнка, развивает в нём навыки самоопределения и самоконтроля.


Выводы:

Ребёнок нуждается в коррекционной поддержке.



В каких специальных условиях нуждается

Необходимо создать специальные условия для плодотворной работы ребёнка:

-создание индивидуального учебного плана;

-щадящий режим;

-максимальное использование различных форм деятельности;

-осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;



Направления коррекционной работы

Развивать такие направления коррекционной работы:

- развитие фонетико-фонематических представлений;-формирование навыков звукового анализа; -коррекция нарушений звукопроизношения, искажений слоговой структуры слова; -обогащение словарного запаса; -коррекция нарушений чтения и письма; и.д.





Описание системы коррекционной работы по преодолению школьных трудностей обучающегося с обязательным приложением образцов коррекционно-развивающих заданий предметной направленности, используемых учителем для работы по преодолению школьных трудностей обучающегося



Одной из важнейших задач обучения ребёнка родному языку является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.

Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов.

К фонематическим процессам относят:

  • фонематический слух;

  • фонематическое восприятие;

  • фонематический анализ;

  • фонематический синтез.

  

Основными задачами развития фонематических процессов являются:

  • обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи;

  • развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков;

  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;



Работа по развитию фонетического слуха у детей, для которых русский язык не является родным, можно использовать задания для   формирования начального лексикона.

Она проводится поэтапно.

  1. Узнавание и различение неречевых звуков.

На первом этапе ребёнку предлагаются игры и упражнения, в процессе которых развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Например: шум дождя, шелест листвы, звук проезжающих машин, гул самолёта и т.д. https://music.yandex.ru/users/music-blog/playlists/1957?mob=0&utm_medium=paid_performance&utm_source=direct_search&utm_campaign=52362745%7CYD_%5BMU-P%5D_%7BWS:S%7D_RU-225_NonMusic-WhiteNoise&utm_term=шум%20дождя%20слушать&utm_content=INTid%7C01000000209910

Выполнение таких упражнений способствует также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что является крайне важным для дальнейшего развития фонематических процессов;

  1. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.

На втором этапе ребёнка учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова, фразы.

https://yandex.ru/video/preview?text=музыкальная%20игра%20тихо%20громко%20для%20маленьких%20детей&path=wizard&parent-reqid=1601620922253233-85496046516028583400253-production-app-host-vla-web-yp-220&wiz_type=vital&filmId=17017366772011412671;

https://yandex.ru/video/preview/?text=музыкальная+игра+тихо+громко+для+маленьких+детей&path=wizard&parent-reqid=1601620922253233-85496046516028583400253-production-app-host-vla-web-yp-220&wiz_type=vital&filmId=6963438998368225800&url=http%3A%2F%2Ffrontend.



1.Игра « Волшебные слова» - повторение слогов

Ребёнок за учителем повторяет слоги типа «СГ, ГС, СГС, ССГ»


2. «Кто к нам в гости пришёл?»

Учитель делает звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «ме-ме», «и-го-го», «му», «ква-ква» и др. Ребёнок показывает картинку, на которой изображено животное.


3. " Съедобное — несъедобное"

Перед началом игры обсудить с ребёнком, что значит «съедобный» и «несъедобный», что можно кушать, а что нельзя. Учитель говорит разные слова, ребёнок слушает: если названо съедобное — то, что можно кушать, — хлопай в ладоши. Если несъедобное — то, что есть нельзя, — то хлопать не нужно.  

Чистоговорки для развития речи:

https://yandex.ru/video/preview?text=чистоговорки%20для%20развития%20речи&path=wizard&parent-reqid=1601621486108567-1526040142505992749000267-prestable-app-host-sas-web-yp-123&wiz_type=vital&filmId=10121820150757673971



3.Различение слов, близких по своему звуковому составу.



Игра «Закончи предложение»  На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)»



4.Дифференциация слогов. На этом этапе дети учатся различать слоги, включающие близкие по звучанию звуки: па-ба, ку-гу, ма-на и др.



Игра «Назови». Ребёнку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках: кашка – каска, бочка – почка, точка – дочка и т.д.

Игра «Попугайчики». Учитель предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.



5. Дифференциация фонем. Здесь дети учатся различать фонемы родного языка. Следует начинать с дифференциации гласных звуков.

Если ребенок искажает звуки, заменяет или пропускает их – это значит, что у него не до конца сформирован фонематический слух, и​ в будущем это может ​ привести к серьезным нарушениям чтения и письма.



6.Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. Игры и упражнения этого этапа, направлены на формирование навыков звукового анализа и синтеза.

На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность.

Сначала необходимо сформировать

  • навык определения наличия заданного звука в слове.



Игра «Поймай звук»

Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков.



Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?» Учитель называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а], лук – [у], дом – [о] и т.д.

На первых этапах учитель должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук. Учитель называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

  • определять первый и последний звук в слове, а также определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Игра «Назови первый (последний) звук в слове».

 Учитель называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно. На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале (конце) слова.



Игра «Паровозик». Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала следует учить ребёнка определять место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м], [с]), позже – других согласных.

Игра «Где спрятался звук?». Учитель бросает мяч ребёнку, называет слово с заданным звуком. Ребёнок должен определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце слова) и бросает мяч обратно. Этот вариант игры стоит предлагать ребёнку на этапе закрепления навыка определения места звука в слове, когда зрительная опора не требуется.

Затем можно переходить к формированию более сложных форм фонематического анализа и синтеза таких, как: определение последовательности и количества звуков в слове, а также определение места заданного звука по отношению к другим звукам в слове.



При обучении грамоте, основная задача учителя, научить ребёнка читать и писать, т.е. уметь соотносить звуковой образ буквы с его графическим и оптическим изображением. Для этого целесообразно одновременно проводить работу по развитию зрительного анализа изображений букв.

  1. Найди букву в ряду сходных.

  2. Сложи из палочек букву.

  3. Узнай и допиши недостающий элемент буквы.

  4. Узнай буквы, наложенные друг на друга.

  5. Узнавание букв по-разному расположенных в пространстве.

  6. Узнавание букв написанных разных шрифтом.

  7. Реконструкция буквы (переделка одной буквы в другую) Ы-Ь-Ъ-Б-В-З

, Т-Г-П-Н-И.

  1. Соотнесение буквы с предметом (ж-жук, г-гусь, п-перекладина)




По своим начертаниям буквы русского алфавита в значительной степени сходны между собой. Сходство графических изображений букв создает препятствие для запоминания их образов.

Поэтому я уделяю особое внимание

  • показу процесса письма и объяснение способов написания букв; https://youtu.be/fmIa37OX_wA;

это является основной приёмом обучения  каллиграфическим навыкам письма.

  • списыванию с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради.   

  • Копирование и обведение готового образца

При обведении образца  обучающиеся закрепляют правильное движение в хорошем исполнении. Обведение по образцу упражняет двигательные представления

  • .Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе, водой на доске.

  • Письмо под счёт или в такт счёту. За основу взят метод Карстера – обучение письму путем выполнения специальных упражнений, росчерков для развития движения руки.

  • лепка букв из пластилина, конструирование буквы из проволоки.

 

Для запоминания формы букв можно использовать следующие дидактические игры, например:

1.«Лото» (по принципу игры «Лото»)

На карточке печатные буквы, а учитель показывает прописные буквы. Ребёнок должен поставить в соответствие печатной букве прописную.



  1. «Составь букву» Вырезаны элементы букв, дети из предложенных элементов должны составить буквы.



3.«Допиши букву» Например:  о    о    о     о     о  Надо добавить элемент, чтобы получились прописные  буквы. И так далее.







В ходе своей коррекционной работы я использую созданные мною презентации в программе PowerPoint

Обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи;

Слайд 2:

Развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков;

Слайд 3

Развитие навыков звукового анализа и синтеза;



Слайд 4

Соотношение звукового образа буквы с его графическим и оптическим изображением. Запоминание образа буквы

Слайд 5

Слайд 6

https://yandex.ru/video/preview?text=как%20писать%20букву%20м%20прописную%20видео&path=wizard&parent-reqid=1601623298299217-440562202269698947300267-prestable-app-host-sas-web-yp-176&wiz_type=vital&filmId=8206403310754475062;







Работа по преодолению нарушений фонематических процессов сложна и многогранна . Она требует от педагога большой концентрации внимания и сил. Проработав в школе большое количество лет, я неоднократно включала в свою работу элементы по коррекции фонематических процессов у детей. Курсовая подготовка дала мне возможность ещё раз проанализировать свою работу, поглубже изучить эту проблему и наметить систему коррекционной работы по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития. Работая в данном направлении, я сумею обеспечить специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ в условиях образовательной школы

























Литература и интернет –ресурсы

1.Статья «Методы и приёмы формирования и становления навыков письма;

nsportal.ru›metody-i-priemy-formirovaniya-i-stanovleniya-navykov;

2. Статья из прослушанного курса «Дети с задержкой психического развития: особенности развития - особенности организации обучения»;

3. Статья из прослушанного курса «Система коррекционной работы учителя по преодолению школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития»; и др.











































13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Коррекционная работа учителя на уроках чтения и письма в начальной школе

Автор: Светлана Васильевна Архипова

Дата: 19.02.2023

Номер свидетельства: 626054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Знакомство с буквой «Т». Работа с танграмом. Передвижение точки в соответствии с заданным алгоритмом. (по программе «Начальная школа XXI века») "
    ["seo_title"] => string(149) "znakomstvo-s-bukvoi-t-rabota-s-tanghramom-pieriedvizhieniie-tochki-v-sootvietstvii-s-zadannym-alghoritmom-po-proghrammie-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "165195"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422783676"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Коррекционно-развивающий дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionnorazvivaiushchiididaktichieskiimatierialdliarabotysdietmisovzvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457793815"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(129) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "275788"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства