Просмотр содержимого документа
«Коррекционная направленность работы учителя в инклюзивном образовании»
Коррекционная направленность работы учителя
в инклюзивном образовании
Педагогическая коррекция – это планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков, исправление имеющихся недостатков в развитии ребенка, метод активного практического обучения и воспитания, где повышается роль самостоятельного преодоления ребенком различных трудностей.
Подход к проблеме педагогической коррекции определяется следующими методологическими постулатами:
подкрепление успехов ребенка;
ученик сам должен приложить свои знания к новому, что развивает и корригирует творчество и мышление ученика;
формирование адекватной мотивации учащегося (заинтересованность);
формирование ориентировочной основы действия (действие по образцу);
материальная деятельность (работа с реальными предметами);
учащийся берет на себя все функциональные действия и выполняет его
самостоятельно (про себя) – таким образом осуществляется коррекция нарушений мышления.
Составляющими коррекционного процесса являются проблемное и развивающее обучение, целенаправленно формирующие и корригирующие познавательные потребности учащихсяи их мыслительные способности.
Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса.
Инновационные технологии.
Современные технологии.
Технология дифференцированного (индивидуализированного) обучения.
Педагогика сотрудничества.
Игровые технологии.
Технология проектирования.
Детское исследование.
Развивающие технологии.
Моделирование.
Применение ИКТ.
Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности.
Согласно ФГОС НОО п.19.8 Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
-выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
-осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;
-возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы НОО и их интеграции в ОУ.
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в образовательные школы города, увеличивается. Причём диагнозы, с которыми поступают ребята, становятся более сложными. Для учащихся с ОВЗ характерны не только быстрая истощаемость внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, но и снижение внешней мотивации учебной деятельности. Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую бывает снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных технологий работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Для разрешения проблемы наряду с использованием традиционных технологий, важную роль в преодолении недостатков развития может сыграть игровая технология.
Специфика использования обучающих и коррекционных программ обучения с использованием ИКТ в урочной и во внеурочной деятельности
Известно, что речевые недостатки снижают уровень коммуникативной деятельности обучающихся. Возникают психологические особенности: замкнутость, нерешительность или агрессивность, невнимательность, дети теряют интерес к процессу обучения.
Практическая значимость работы на электронных тренажерах, уроках Кирилла и Мефодия, программы «Учимся читать», уроков тётушки Совы из «Азбуки – малышки» заключается в том, что они обеспечивают индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку с ОВЗ и детям - инвалидам, способствуют усвоению программного материала и социальной адаптации.
На первых уроках обучения грамоте очень важно выработать позитивное отношение к учебному процессу. В игровой форме дети знакомятся с буквами, конструируют их. Смотрят мультфильмы. Когда ученик из деталей составляет букву, он легко запоминает её.
На этапе ознакомления с буквами (характеристика, элементы написания) используются приемы «Уроки тетушки Совы», «Летящие шарики», «Волшебные ракушки» . Интерактивный характер заданий подразумевает поощрение, похвалу, способствующие положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности.
У ребёнка с нарушением речи искажено восприятие звуков, слов и, как следствие, – их воспроизведение (произношение, написание). Ученик с трудом различает гласные и согласные звуки, ему не удается разделить слова на слоги. Регулярные упражнения на тренажёре помогают справляться с проблемами в произношении и воспроизведении звуков, чтении слогов, а затем и слов. Игровая форма работы на тренажерах, поощрение со стороны учителя и поддержка одноклассников, снимают страх и напряжение в учебной деятельности ребенка. Он уверен, если ему будет трудно , учитель обязательно поможет справиться с заданием, тем самым создается ситуация успеха на уроке.
В послебукварный период и на уроках русского языка вводится новый вид тренинговых упражнений, в которых присутствуют новые герои, которые сопровождают ребенка. Например, мудрый Ёжик загадывает загадку, которую нужно сначала прочитать, а затем составить слово-отгадку. Если задание выполнено верно, то в качестве поощрения на экране появляется сказочный герой, про которого была загадка. Это задание продуктивно при обучении чтению. У ребёнка повышается самооценка, он увереннее ощущает себя на уроках, не боится выходить к доске.
Задания, в которых имеются слова с пропущенными буквами, развивают орфографическую зоркость, умение применять правило, улучшают память.
На уроках математики также эффективно применять различные тренажеры. Ребята с удовольствием выполняют упражнения с «ловушками», пропусками цифр в числах. Такие задания закрепляют не только вычислительные навыки, решение различных задач, развивают логическое мышление, но и создают благоприятный эмоциональный настрой на уроке, снимают страх и напряженность у детей c ОВЗ
Дети учатся чётко проговаривать задания, объяснять выбранное решение. И на уроках математики ведется работа над развитием речи, что подтверждает метапредметный характер деятельности участников образовательного процесса.
На уроках изучения окружающего мира предлагается решить экологическую задачу. Выполняя это задание, достигаются две цели: воспитательная и обучающая. Ученик охотно беседует со сказочным героем и рассказывает ему , почему нужно беречь природу (идет работа над развитием речи) и формируется чувство бережного отношения к окружающей среде , что способствует социальной адаптации ребенка. Коррекционные занятия во внеурочное время можно проводить в сенсорной комнате.
Сенсорная комната – это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье учащихся.
Занятия с детьми проходят в игровой форме. Мягкий проплывающий свет зеркального шарика, успокаивающая музыка или звуки природы, удобные кресла – мешки, световые эффекты создают ощущение покоя и умиротворенности. Центр рисования песком развивает фантазию, творческие способности. Всё это способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного напряжения и тревожности. Занятия в сенсорной комнате оказывают положительное воздействие не только на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие школьников, помогают в социальной адаптации детей.
Занятие начинается под тихую, спокойную музыку в сухом бассейне. Это помогает снять напряжение учебного дня, расслабить мышцы, отдохнуть. После «купания» ученик делится своими ощущениями, рассказывает, что представлял, когда слушал музыку. С этой минуты и до конца занятия идет беседа. Ребенок учится четко произносить слова, правильно составлять предложения. Обучающийся не замечает, как включается в обсуждение той или иной темы.
Работа с сюжетными карточками помогает развивать образное мышление, составлять рассказ, восстанавливать последовательность событий. Наряду с этим воспитывает осторожность, внимательность по пути в школу и обратно, напоминает о правилах безопасности на дорогах.
При составлении эмоции ребёнок невольно начинает рассказывать о своих переживаниях. Анализируя каждую стрессовую ситуацию, обучающийся успокаивается и в итоге «складывает» положительные эмоции .
Пожалуй, самоё любимое занятие у детей – рисование на песке. Оно развивает мелкую моторику рук, фантазию, благотворно влияет на нервную систему. Особенно ребятам нравится то, что в данном процессе они видят свою работу на большом экране.
Деятельностный подход в обучении позволяет создать ситуацию успеха, в которой у ребёнка улучшается настроение от того, что он справился .
Приходит уверенность в том, что у него всё получится.
Список использованной литературы:
1. Воеводина Л.А. Психологическая структура формирования письма. Некоторые приёмы прочного становления навыка письма
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2006. - 163 с.
3. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы /Авт.-сост. Л.Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 367 с.
4. Коррекция нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО, 2013. - 201 с.
5.Малофеев Н.Н. и др. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Просвещение, 2013. - 41 с.
6.Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп: учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 107 с.
7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. - 92 с.
8. Перегожин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. - М., 2005. - 251 с.