становление «национальной широты» музыкального вкуса;
приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и
современной песни;
развитие умения общаться с образцами современной музыки;
2
активизация общественно-полезной направленности музыкальных
занятий;
приобретение детьми знаний и умений использования в
самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств.
Принципы: воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью,
единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в
музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие
этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем
прежде, подхода:
постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания
музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;
понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит
воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря об основном
репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;
осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с
которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или
антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и
это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений,
которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их
музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя
художественные интересы, вкусы и потребности.
Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов музыкальной педагогики. Вот
почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом
регионе России, а также за ее пределами.
Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными,
типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в
конкретных региональных условиях.
При этом рекомендуется опираться на специфические черты:
национальные музыкальные традиции малых и
больших народов, в среде которых реализуется
данная концепция;
традиции конкретного региона России;
работу русскоязычных школ в суверенных
государствах - бывших союзных и автономных
республиках СССР.
Концепция Нины Александровны Бергер «Музыка для всех». Автор
подчеркивает направленность работы педагога на то, чтобы дать возможность каждому
человеку почувствовать на себе благотворное воздействие музыки, найти для себя смысл
занятий музыкой, прежде всего, в приобретении личной гармонии.
Цель музыкального воспитания, по Н.А. Бергер, - «развеять миф о тех трудностях,
которые поджидают человека на пути к музицированию и музыкальному образованию».
Задачи (в рамках общего музыкального образования):
1. Свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как
читают книгу), его быстрое выучивание и длительное хранение в памяти;
2. Умение записать несложный музыкальный материал нотами;
3. Владение всеми тональностями - звуковыми красками - как
равноправными;
4. Возможность раскрытия собственного «Я» через непосредственное
высказывание в процессе творческого музицирования.
5. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное
(виртуозное) владение инструментом или голосом. При этом необходимо сохранить
здоровье ребенка и его право на детство.
Принципы освоения музыкального языка и музыкальной письменности:
1. развитие индивидуально-групповых форм занятий;
2. рационализация процесса изучения нотной грамоты;
3. совершенствование музыкальной письменности;
преобладание творческих форм работы;
5. разработка и применение сравнительно дешевых средств ТСО.
Концепция музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной. Профессор Наталья
Алексеевна Ветлугина разработала концепцию музыкального воспитания школьников
шестилетнего возраста для созданной ею учебной программы по музыке («Музыка в
школе». 1985. №1. С. 6-10).
Цель школьных занятий музыкой - формирование музыкальной культуры как
части духовной культуры молодого поколения.
Задача уроков музыки для учащихся-шестилеток - накопление и систематизация
жизненного и музыкального опыта детей - опора для дальнейших занятий музыкой.
В основе программы лежит принцип тематизма (выдвинутый Д.Б.Кабалевским),
это служит реальной основой для установления преемственности в содержании
программы для учащихся шестилетнего возраста и программ последующих классов,
достижения единства программ подготовительных групп детского сада и
подготовительных классов школы.
Общее, что объединяет учебные программы для первого и подготовительного
классов, заключается в нравственно-эстетической направленности тематизма, опоры на
развитие восприятия музыки как основы всех видов деятельности на уроке. Различие же
состоит в том, что шестилетние дети лишь накапливают музыкальный опыт. Сведения о
музыке, которые им сообщают, связаны в основном с практической деятельностью.
Темы программы усваиваются в общей формуле; не следует активизировать
процесс овладения, специальными понятиями и терминами: главная задача - различать
произведения по характеру и настроению.
Урок музыки проводится один раз в неделю по 35 минут. Он строится по-разному.
Обычно на уроке дети слушают 2-3 произведения, поют попевки, разучивают 1-2 песни,
исполняют танец, музыкальную игру. В начале занятия чаще даются небольшие
музыкально-ритмические задания. Затем дети слушают музыку, поют, играют на детских
музыкальных инструментах. Урок для шести леток включает игры, пляски, хороводы.
Надо, чтобы дети выражали характер музыки в своих движениях.