kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО СИСТЕМЕ КАРЛА ОРФА. ОПЫТ АНАЛИЗА

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО СИСТЕМЕ КАРЛА ОРФА. ОПЫТ АНАЛИЗА

(Некоторые формы музыкально-ритмического воспитания

по системе Карла Орфа)

                                                 Нуржанова Г.Х.

преподаватель «Октябрьского филиала

                                      Карасуской ДШИ Карасуского

                                         района Костанайской области»

Карл Орф – крупнейший австрийский композитор и педагог, реформатор детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания им в Мюнхене школы гимнастики, музыки и танца Орф был одержим идеей создания педагогической системы. Одной из самых популярных более чем в 40 странах мира является концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». Слово «Шульверк» было создано самим Орфом и обозначает «обучение в действии». Главный принцип этой педагогики: «учимся, делая, творя». В основе ее творческого метода — импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. Он говорил: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление. Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Созданный К. Орфом в 1962 г. Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Институт имени К. Орфа ведет занятия для музыкантов-педагогов, в значительной части опирающиеся на изучение принципов и практических методов работы по «Шульверку», в котором ритму и музыкально-ритмическому воспитанию  отводится огромная роль. В первом томе нового «Шульверка» подчеркивается:

«В основе всех музыкальных упражнений, как ритмических и мелодических лежат речевые упражнения. Слову – элементу речи и поэзии, слову, из которого рождается песня, слову – его метрической структуре, его звучанию, светлому или гулкому, прозрачному или густому, легкому или вязкому – уделяется особое внимание. И конечно, не только одному слову, но рифмам, поговоркам, пословицам, считалкам, дразнилкам… Сплав звучащего слова, жеста и движения – и есть первичная основа музыки. «Шульверк» ни в коей мере не ставит перед собой задачу заменить специальное обучение способных учеников  или  мешать музицированию  на других (более сложных инструментах), напротив «Шульверк» стремится помочь всем детям овладеть основами музыки, и осуществить это можно,

только если начать с самого простейшего. Собственное детское творчество, самое простое, собственное детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, стимулирует развитие созидательных творческих способностей, такова одна из общих идей «Шульверка».

Новаторство Орфа с особой силой проявилось в планомерном использовании «Элементарной музыки, элементарного музицирования»: «Элементарное, по латыни elementarius, означает «относящийся к элементам, к основам вещества, первозданный, изначальный ». Элементарная музыка – это не музыка сама по себе, она связана с движением, танцем и словом; ею нужна самому создать, в нее нужно включиться не как слушатель, а как ее участник… Она не знает крупных форм архитектоники, а связана с небольшими хороводными формами, с остинато, с простым видом рондо… В мелодии отправным пунктом стал зов кукушки, нисходящая терция, попевка на двух звуках, которая расширяясь приводила к звукоряду без полутонов, мажорной пентатонике. Речевой основой стали имена, считалочки, простейшие детские песни, т. е. это мир, доступный детям».

Для развития чувства метроритма предлагается использовать детские музыкальные инструменты. Инструменты для детского музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и быть удобными для игры, т. е. это должны быть инструменты, которые обязаны своим происхождением хлопкам, ударам, притопам с одной стороны, и пению -  с другой. К ним относятся ударные и духовые инструменты.

Основной состав детского оркестра (разработанного К. Орфом совместно с Куртом Загсом)  включает в себя:

  1. штабшпили – мелодические ударные инструменты с деревянными и металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили)
  2. Группа немелодических ударных инструментов, от детских литавр, двойного барабана до маленьких тарелочек.
  3. Очень простые духовые инструменты, родственные народной свирели, блокфлейты разного диапазона.
  4. Некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.

Речевые упражнения – один из основных упражнений «Шульверка», и они сопровождают все музыкальные упражнения и рассматриваются как музыкальные упражнения в прямом значении этого слова. Речевые упражнения развивают не только ритм, но и голос; улучшают артикуляцию, они проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами (фальцет, гудящий голос, шепот) и с различной силой звука.

Следующую считалку можно пропеть в разных ритмах:

Моется утка в свежей водице

Скоро поедет в гости к сестрице.

   Педагог начинает с простых хлопков четвертями, затем постепенно вводятся более дробные ритмические фигуры, которые разучиваются  в чередовании хлопков и притопов:

Сопровождающие ритмы можно подготовить с помощью подходящих

слов, которые в должном ритме произносятся сначала последовательно, один за другим; затем различные фигуры разделяются между группами учащихся, которые произносят их одновременно; таким образом, создается т. н. «комплементарная ритмика» (дополняющая):

Ли-па                         со-сенка                    ё-лочка                       лиственница

После того как разные ритмические фигуры освоены в речевых упражнениях, хлопках, притопах, шлепках, щелканье пальцами, начинается перенос ритмов на инструменты, причем знакомые слова помогают ученикам выделить нужную ритмическую фигуру. Учитель говорит: «На деревянном барабане простучи «липа». Такие приемы освобождают его от подробных объяснений, или показа ритмической фигуры; ненужными становятся высчитывание и счет, так как живой речевой ритм ведет к тому же самому. Речевые упражнения (после попевки «зова» и подбора на инструментах) приводят к игре в «эхо» (ритмической):

Другой вид упражнений – на заданные ритмы построить мелодии или подтекстовывать эти ритмы:

Жук, жук, где твой дом?

Жук, жук, где твой дом?

Мой дом под кустом, под березовым листом.

Зайчики бежали, домик поломали.

Жу-жу, жу-жу я на веточке сижу.

Подтекстовка помогает преодолеть ритмические трудности и рассматривается как упражнение на речевое творчество; так незаметно, всегда на основе речевых ритмов перед учащимися раскрывается – без счета и абстрактных объяснений – богатство метроритмических форм.

Вслед за упражнениями на ритмомелодическое развитие детей следует переходить к сочинению и импровизации. Перед детьми ставится задача: самостоятельно сочинить и воспроизвести «вопрос» и «ответ», следующие друг за другом. Чисто ритмическая импровизация на ударных инструментах фигурирует либо как подготовка к ритмико-мелодической импровизации, либо как самостоятельное задание.

Подобные упражнения пробуждают, как мы видим, чувства формы и ощущение уравновешенности ее частей.

Вначале форма должна быть строго квадратной (2+2 или 4+4), ритм – повторяющимся, затем с некоторыми вариантами и наконец, свободным, но в рамках той же формы. Сочинение мелодии на заданный текст, вначале тоже должно быть подчинено метрической, ритмической формуле, соответствующей данному стихосложению.

Литература:

  1. Леонтьева О.Карл Орф. — М.: Музыка, 1964. — 160 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО СИСТЕМЕ КАРЛА ОРФА. ОПЫТ АНАЛИЗА »

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО СИСТЕМЕ КАРЛА ОРФА. ОПЫТ АНАЛИЗА

(Некоторые формы музыкально-ритмического воспитания

по системе Карла Орфа)

Нуржанова Г.Х.

преподаватель «Октябрьского филиала

Карасуской ДШИ Карасуского

района Костанайской области»



Карл Орф – крупнейший австрийский композитор и педагог, реформатор детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания им в Мюнхене школы гимнастики, музыки и танца Орф был одержим идеей создания педагогической системы. Одной из самых популярных более чем в 40 странах мира является концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». Слово «Шульверк» было создано самим Орфом и обозначает «обучение в действии». Главный принцип этой педагогики: «учимся, делая, творя». В основе ее творческого метода — импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. Он говорил: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление... Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Созданный К. Орфом в 1962 г. Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Институт имени К. Орфа ведет занятия для музыкантов-педагогов, в значительной части опирающиеся на изучение принципов и практических методов работы по «Шульверку», в котором ритму и музыкально-ритмическому воспитанию отводится огромная роль. В первом томе нового «Шульверка» подчеркивается:

«В основе всех музыкальных упражнений, как ритмических и мелодических лежат речевые упражнения. Слову – элементу речи и поэзии, слову, из которого рождается песня, слову – его метрической структуре, его звучанию, светлому или гулкому, прозрачному или густому, легкому или вязкому – уделяется особое внимание. И конечно, не только одному слову, но рифмам, поговоркам, пословицам, считалкам, дразнилкам… Сплав звучащего слова, жеста и движения – и есть первичная основа музыки. «Шульверк» ни в коей мере не ставит перед собой задачу заменить специальное обучение способных учеников или мешать музицированию на других (более сложных инструментах), напротив «Шульверк» стремится помочь всем детям овладеть основами музыки, и осуществить это можно,

только если начать с самого простейшего. Собственное детское творчество, самое простое, собственное детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, стимулирует развитие созидательных творческих способностей, такова одна из общих идей «Шульверка».

Новаторство Орфа с особой силой проявилось в планомерном использовании «Элементарной музыки, элементарного музицирования»: «Элементарное, по латыни elementarius, означает «относящийся к элементам, к основам вещества, первозданный, изначальный ». Элементарная музыка – это не музыка сама по себе, она связана с движением, танцем и словом; ею нужна самому создать, в нее нужно включиться не как слушатель, а как ее участник… Она не знает крупных форм архитектоники, а связана с небольшими хороводными формами, с остинато, с простым видом рондо… В мелодии отправным пунктом стал зов кукушки, нисходящая терция, попевка на двух звуках, которая расширяясь приводила к звукоряду без полутонов, мажорной пентатонике. Речевой основой стали имена, считалочки, простейшие детские песни, т. е. это мир, доступный детям».

Для развития чувства метроритма предлагается использовать детские музыкальные инструменты. Инструменты для детского музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и быть удобными для игры, т. е. это должны быть инструменты, которые обязаны своим происхождением хлопкам, ударам, притопам с одной стороны, и пению - с другой. К ним относятся ударные и духовые инструменты.












Основной состав детского оркестра (разработанного К. Орфом совместно с Куртом Загсом) включает в себя:

  1. штабшпили – мелодические ударные инструменты с деревянными и металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили)

  2. Группа немелодических ударных инструментов, от детских литавр, двойного барабана до маленьких тарелочек.

  3. Очень простые духовые инструменты, родственные народной свирели, блокфлейты разного диапазона.

  4. Некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.

Речевые упражнения – один из основных упражнений «Шульверка», и они сопровождают все музыкальные упражнения и рассматриваются как музыкальные упражнения в прямом значении этого слова. Речевые упражнения развивают не только ритм, но и голос; улучшают артикуляцию, они проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами (фальцет, гудящий голос, шепот) и с различной силой звука.

Следующую считалку можно пропеть в разных ритмах:

Моется утка в свежей водице

Скоро поедет в гости к сестрице.

Педагог начинает с простых хлопков четвертями, затем постепенно вводятся более дробные ритмические фигуры, которые разучиваются в чередовании хлопков и притопов:

Сопровождающие ритмы можно подготовить с помощью подходящих

слов, которые в должном ритме произносятся сначала последовательно, один за другим; затем различные фигуры разделяются между группами учащихся, которые произносят их одновременно; таким образом, создается т. н. «комплементарная ритмика» (дополняющая):

Ли-па со-сенка ё-лочка лиственница

После того как разные ритмические фигуры освоены в речевых упражнениях, хлопках, притопах, шлепках, щелканье пальцами, начинается перенос ритмов на инструменты, причем знакомые слова помогают ученикам выделить нужную ритмическую фигуру. Учитель говорит: «На деревянном барабане простучи «липа». Такие приемы освобождают его от подробных объяснений, или показа ритмической фигуры; ненужными становятся высчитывание и счет, так как живой речевой ритм ведет к тому же самому. Речевые упражнения (после попевки «зова» и подбора на инструментах) приводят к игре в «эхо» (ритмической):






Другой вид упражнений – на заданные ритмы построить мелодии или подтекстовывать эти ритмы:

Жук, жук, где твой дом?

Жук, жук, где твой дом?

Мой дом под кустом, под березовым листом.

Зайчики бежали, домик поломали.

Жу-жу, жу-жу я на веточке сижу.

Подтекстовка помогает преодолеть ритмические трудности и рассматривается как упражнение на речевое творчество; так незаметно, всегда на основе речевых ритмов перед учащимися раскрывается – без счета и абстрактных объяснений – богатство метроритмических форм.

Вслед за упражнениями на ритмомелодическое развитие детей следует переходить к сочинению и импровизации. Перед детьми ставится задача: самостоятельно сочинить и воспроизвести «вопрос» и «ответ», следующие друг за другом. Чисто ритмическая импровизация на ударных инструментах фигурирует либо как подготовка к ритмико-мелодической импровизации, либо как самостоятельное задание.

Подобные упражнения пробуждают, как мы видим, чувства формы и ощущение уравновешенности ее частей.

Вначале форма должна быть строго квадратной (2+2 или 4+4), ритм – повторяющимся, затем с некоторыми вариантами и наконец, свободным, но в рамках той же формы. Сочинение мелодии на заданный текст, вначале тоже должно быть подчинено метрической, ритмической формуле, соответствующей данному стихосложению.


Литература:

  1. Леонтьева О.Карл Орф. — М.: Музыка, 1964. — 160 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Нуржанова Гуляра Ходмановна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208305


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства