Концепция музыкального воспитания детей Карла Орфа
Концепция музыкального воспитания детей Карла Орфа
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Концепция музыкального воспитания детей Карла Орфа»
6
Концепция музыкального воспитания детей Карла Орфа
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.
С лово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” - позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.
Орф почитаем во всем мире как композитор, предложивший практическую и осуществимую модель музицирования с детьми. Вся “теория” его концепции зафиксирована в нотах — небольших и полных очарования партитурах для пения, игры и танца с аккомпанементом орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка доступна в исполнении даже маленьким детям.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Обучение через творчество — не элитарный изыск, а всеобщая образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы сейчас можем только догадываться. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и заниженно-утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования;— помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.
За полвека существования Шульверка орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим Институтом в Зальцбурге, учебно-методическими изданиями, семинарами и конференциями более чем в 40 странах мира. Среди стран, в которых концепция Карла Орфа получила заслуженное признание, следует назвать Германию, Англию, США, Швецию, Данию, Финляндию, Португалию, Японию, Испанию, Чехословакию, Корею, Австралию, Италию, Канаду, страны Южной Америки, Таиланд, Китай и другие.
Институт Карла Орфа (Orff Institute)был открыт в 1962 году специально для обучения педагогов принципам творческой музыкальной педагогики. Долгое время в нем работал и сам Карл Орф в сотрудничестве со своими ближайшими сподвижниками и коллегами — Гунильд Кетман и Вильгельмом Келлером.
После смерти композитора был образован Фонд Карла Орфа, который возглавляет его жена Лизелотта Орф. Фонд поддерживает Институт в Зальцбурге и оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении, спонсируя проведение семинаров.
Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе, впоследствии переработанную в монографию “Карл Орф”(изд. Музыка, 1984). В этой книге есть большая глава о педагогической концепции Орфа. О.Т. Леонтьева 27 лет переписывалась с композитором, который на склоне лет мечтал создать Шульверк на основе российского фольклора.
Официального Российского Общества Карла Орфа пока нет, но существует "Педагогическое общество Карла Орфа" при Музыкальном обществе Челябинской области, председателем которого является Жилин В.А, а также отдельные региональные объединения, координаторами которых являются опытные педагоги: Сафарова И. (Екатеринбург), Величко И. (Санкт-Петербург) и многие другие в самых разных городах России. В Минске работает Т.А. Боровик.
В настоящее время в России появляется большой интерес к музыкальному воспитанию по концепции Орфа, она получает все большую популярность среди педагогов. О этом свидетельствует неугасимый интерес к семинарам, на которых можно получить практическую помощь в изучении основ орфовской музыкальной педагогики.
Ежегодно в России проходят Международные семинары по Орфовской педагогике, ведущими на которых являются профессора и преподаватели Института Карла Орфа: Ульрика Юнгмайер, Мануэла и Михель Видмер, Сойли Прекио из Финляндии, Ориэтта Маттио из Италии и другие.
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа
Воспитание по системе Карла Орфа
Краеугольный камень австрийской музыкальной педагогики ХХ века система музыкального воспитания, основанная на развитии творческого начала в коллективной вокально- инструментальной импровизации, раззработанная композитором Карлом Орфом - его знаменитый "Шульверк".
Цели:
- развитие творческих сил ребенка;
- достижение учеником радости от процесса занятий музыкой;
- воспитания трудолюбия,желания совершенствоваться в освоении музыки;
- привитие ребенку чувства уверенности в собственных силах.
Краткая история: 20-е гг. - общегерманское увлечение школами гимнастики и танца. Мюнхен - основание К. Орфом и Доротеей Гюнтер школы музыки и танца (Гюнтершуле), где создавалась новая система ритмического воспитания на основе взаимного дополнения двигательного и музыкального воспитания, т.е. в основе - музыка, движение и ритм.1930г. - первое издание "Шульверка", в основе - идея элементарных музыкальных упражнений, подводящих ребенка к истокам музыки и к ее первоначальным формам. 1948 г использования пения при работе с детьми и о естественном восприятии ребенком пения и движения в единстве: движение, пение и игра образовали единое целое.
Основные принципы методики:
1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме.
2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный инструмент ребенка - он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т.д.
3. Коллективность занятий детей младшего возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено, т.е. для такого музицирования переполненные школьные классы - не помеха.
4. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться.
5.Уделение с первых же дней внимания дирижированию, с тем чтобы каждый ученик мог управлять исполнением.
6. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой - имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это - основа восприятия поэзии и шире литературы вообще.
7.Постижение учеником импровизационным путем значения интонаций при выборе наиболее точной для данного контекста. Из интонации возникает ладовая конструкция и затем - переход к пятиступенному звукоряду.
8.Музицирование в пределах пятиступенного звукоряда в течение как минимум одного учебного года, а возможно и дольше. Органичное существование ученика в пятиступенном звукоряде обеспечивает мягкое вхождение в семиступенный звукоряд.
Суть системы Орфа:
Развитие свободного, не скованного условностями восприятия и отношения к музыкальному искусству. Пройдя через собственное творчество, узнав законы элементарной музыки, можно предположить, что слушатель будет подготовлен к общению с музыкальной культурой в целом, куда он войдет как неотъемлемая ее часть.
Это в какой-то степени игра, но это еще и труд, поэтому привитое желание трудиться, воспитанная потребность в собственном творчестве будут затем перенесены на более широкие области деятельности. Поэтому "Шульверк" - система целостного музыкально-эстетического воспитания.
Библиография
Князева М.М. Опыт музыкального воспитания за рубежом // Эстетическое воспитание в современном мире: Теория и практика эстетического воспитания за рубежом.- М., 1991.- с.141-166
Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств:
для организации музыкальных занятий с использованием элементов системы К. Орфа не требуется специального музыкального образования, поэтому вместе с музыкотерапевтом активное участие в занятии принимают другие специалисты отделения, сопровождающие особо сложных детей;
система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры;
“элементарное музицирование” учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями.
создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности как детей, так и педагогов.
Главное и самое важное на занятиях “Орфикой” - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. “В этой игровой форме не все участники должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом участвует в игре”[2]. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Здесь в них верят, любят и поддерживают (Приложение 1).
При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкально- коррекционную деятельность, отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”) и включает в себя следующие элементы:
Речевые упражнения.
Поэтическое музицирование.
Музыкально-двигательные упражнения.
Игры с инструментами К. Орфа.
Элементарный музыкальный театр.
Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
Поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.
Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Игры с инструментами К. Орфа. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
Элементарный музыкальный театр как интегративная игровая форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приёмы организации театрализованной деятельности - игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного времяпрепровождения в кругу друзей (Приложение 2).
За полвека существования орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим Институтом в Зальцбурге (Австрия), учебно-методическими изданиями, конференциями более чем в 40 странах мира. Современная ситуация в музыкально-педагогической практике России благоприятна для естественного “прорастания” и закрепления в ней идей творческого музицирования. Широкое педагогическое движение, объединенное обществом К. Орфа, появившиеся методические работы российских педагогов, международные семинары в разных городах России позволяют сделать предположение о том, что концепция К.Орфа перспективна и с успехом может применяться в социальных, воспитательных и образовательных заведениях для детей с различной сохранностью здоровья: детских садах, школах, студиях, центрах эстетического развития.
Литература
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е. А. Медведева и др.- М., 2001.
Видмер М. Музыка - танец - игра. Модель художественно ориентированной “педагогики многообразия” - Вестник педагогического общества Карла Орфа №11, 2002.
Выготский Л. С. Психология искусства. - СПб., 2000.
Лопухина И. С. Логопедия- речь, ритм, движение.- СПб., 1997.