Просмотр содержимого документа
«Консультации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила Бирюлина Т.А.
заместитель директора
Развитие зрительной памяти у детей в домашних условиях.
Важную роль в запоминании зрительных образов у детей играют тактильные ощущения. Так как ребёнок познаёт мир в основном в игровой форме, ему очень важно иметь прямой контакт с вещью. Игра с таким предметом создаёт насыщенные зрительные образы, делает их запоминание лучше. Поэтому, подбирая развивающие игры для ребёнка, старайтесь отдавать предпочтение тем играм, которые можно потрогать, рассмотреть.
Упражнения для развития зрительной памяти, выполняются с использованием – картинок, игрушек, книжек со сказками и стихами.
Инвентарь: поднос и несколько разных игрушек небольшого размера: яркий кубик, небольшая кукла, зайка, маленький мячик, игрушечный телефончик и другое.
Ход занятия/игры: показываем ребёнку поднос (можно разложить просто на столе) и игрушки. Раскладывая на подносе игрушки, вы называете каждую из них, даёте в руки разглядеть и потрогать. Обратить внимание на отдельные признаки этой игрушки («мягкий», «красный», «круглый»). После этого просите ребёнка отвернуться или закрыть глаза. Вы можете использовать салфетку, которой вы будете накрывать поднос с игрушками. Пока ребёнок не смотрит, быстро убираете с подноса одну из игрушек, после чего разрешаете ребёнку взглянуть на поднос.
Задача - определить, какая игрушка исчезла с подноса. Если он затрудняется с ответом, подсказываем ему, называя признаки («мягкий», «белый», «круглый» и т.д.), не называя его. После этого достаёте игрушку и показываете её в подтверждение того, что дан правильный ответ.
Можно усложнять задание, убирать сразу несколько игрушек. Ребёнок должен суметь запомнить все предметы и правильно определить, чего не хватает.
Есть другие варианты усложнения. Например, время от времени не прятать игрушку, а лишь менять расположение предметов на подносе. В этом случае ребёнок должен не только понять, что все игрушки остались на месте, но и определить, какие из них поменялись местами.
Также можно использовать другой вариант взаимодействия с ребенком используя четыре картинки с хорошо знакомыми ребёнку предметами или четыре игрушки. После рассматривания картинок вы раскладываете их на столе и просите ребёнка запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки смешиваете, а ребёнок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
Вопрос: Нужно ли приучать ребёнка с двигательными нарушениями к работе по дому? И как это сделать?
Ответ: Очень важно приучать любого ребёнка к работе по дому. И чем раньше вы придумаете ему посильное занятие, тем лучше.
Детям нравится чувствовать себя полезным в семье, помощниками мамы или папы. Ребёнок – полноправный член семьи. Кроме того действия, связанные с помощью по дому, развивают у малыша: осанку и крупную моторику, слух и речь, мелкую моторику рук, зрение и общение (коммуникативные навыки), а также – самостоятельность.
Пока ребенок маленький или не может самостоятельно сидеть, он может выполнять действия, сидя у взрослого на коленях: складывать в корзину игрушки, протирать зеркало или стол после рисования. Уже с 18 месяцев малыш начинает повторять действия старших членов семьи – поощряйте его в этом. Учите вашего ребенка накрывать на стол, заправлять кровать, мыть посуду, помогать в приготовлении пищи. Если ребёнок умеет самостоятельно сидеть и у него работает хотя бы одна рука, он может научиться практически всему, что может делать здоровый человек. Если маленький человечек не может сидеть, укладывайте его на живот, подложив под грудь валик. Тогда у ребёнка будут свободные руки, и он сможет выполнять посильную работу. Ну и приобретайте для своего малыша технические средства реабилитации, такие как опоры для стояния, опоры для сидения и прочие приспособления, которые значительно упрощают процесс жизнедеятельности детей с особыми потребностями.
Главное терпение! Не надо делать за ребёнка, ссылаясь на нехватку времени. И конечно не забывайте хвалить своего ребенка, даже если у него не всё получается.
Вопрос: Как безопасно поднимать и носить ребенка с низким мышечным тонусом?
Ответ: Для начала нужно определить, что такое тонус мышц, тонус – это небольшое постоянное преднапряжение мышцы, позволяющее ей в любой момент быть готовой к намеренному сокращению. Существует высокий мышечный тонус (гипертонус) и низкий мышечный тонус (гипотония).
Гипертонус - нарушение можно заподозрить по чрезмерной зажатости и скованности ребенка, не соответствующей возрасту.
Гипотония - низкий тонус проявляется вялостью, слабыми движениями ручек или ножек, свисанием конечностей (поза лягушки), вялыми движениями и поздним развитием возрастных навыков.
Ребенку с низким мышечным тонусом необходима дополнительная поддержка от взрослых. Чтобы поднять ребенка с низким мышечным тонусом нужно помочь ребенку сесть из положения лежа:
Сгруппируйте ребенка таким образом, чтобы ноги и руки соединялись над животом.
Помогите ему сесть, подтягивая к себе за руки, или через сторону с опорой на локоть.
Когда поднимаете ребенка, держите его ближе к себе.
Никогда не тяните ребенка с пониженным мышечным тонусом за руки:
Его голова и ноги не зафиксированы.
Это может травмировать суставы шеи и плеч.
Ребенок не сможет научиться правильно садиться.
Как правильно носить ребенка с низким тонусом мышц:
Старайтесь носить ребенка лишь в случае крайней необходимости. Используйте любую возможность, чтобы он активно двигался.
Для большей устойчивости поддерживайте таз ребенка на уровне вашей талии.
Поддерживайте ребенка за грудь, чтобы он сам держал голову.
Поощряйте ребенка, чтобы он держал голову.
Преимущества правильного ношения и ухода:
Укрепляются мышцы спины и улучшается осанка.
Ребенок более спокоен и испытывает положительные эмоции.
Улучшается контроль непроизвольных движений.
Ребенок может поворачивать голову и следить за окружающим миром.
Ребенок и родитель могут общаться.
Уменьшается нагрузка на позвоночник родителя.
Правильное ношение и уход являются частью реабилитационной программы для каждого ребенка.