«Конструктивные позиции родителей- важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
«Конструктивные позиции родителей- важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
В последнее время дошкольные педагоги и врачи все чаще и чаще говорят о проблемах детей с ОВЗ, но не все помнят о том, что целенаправленное включение родителей, воспитывающих таких детей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В последнее время дошкольные педагоги и врачи все чаще и чаще говорят о проблемах детей с ОВЗ, но не все помнят о том, что целенаправленное включение родителей, воспитывающих таких детей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В последнее время дошкольные педагоги и врачи все чаще и чаще говорят о проблемах детей с ОВЗ, но не все помнят о том, что целенаправленное включение родителей, воспитывающих таких детей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В последнее время дошкольные педагоги и врачи все чаще и чаще говорят о проблемах детей с ОВЗ, но не все помнят о том, что целенаправленное включение родителей, воспитывающих таких детей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Конструктивные позиции родителей- важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья».»
Консультация для педагогов и родителей
«Конструктивные позиции родителей- важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Подготовила: Бирюлина Татьяна Анатольевна
«…Не мучь себя, если не можешь
сделать что-то для своего ребенка.
Мучь, если можешь - но не делаешь.
Помни, для ребенка сделано недостаточно,
если не сделано все»
Януш Корчак.
В последнее время дошкольные педагоги и врачи все чаще и чаще говорят о проблемах детей с ОВЗ, но не все помнят о том, что целенаправленное включение родителей, воспитывающих таких детей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Современные исследования показывают, что создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Любые ОВЗ ограничивают коммуникации ребенка, снижают количество получаемой информации, нарушают гармоничность формирования межличностных отношений, страдает и эмоциональная сфера ребенка. Дети, имеющие физические и психические ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении полной социально-психологической интеграции, результатом которой является полноценная жизнь. А ведь полноценное существование, это такое пребывание в мире, которое позволяет человеку проживать всю полноту человеческих сущностных состояний, ситуаций и чувств: творчество, любовь, радость от достижения цели, общения. Насколько такой ребенок будет готов к истинно человеческому, а не ущербному, изолированному существованию, зависит от родителей и педагогов, то есть от людей, непосредственно имеющих отношение к формированию его внутреннего мира.
Порой только родители способны подобрать к ребенку тот самый индивидуальный ключик, который откроет ему дверь в мир социального взаимодействия. Поскольку ни психологи, ни коррекционные педагоги, ни врачи, ни логопеды и дефектологи не в состоянии обеспечить ребенку круглосуточное наблюдение и общение, в котором он так остро нуждается. Специалисты, к которым обращаются родители, могут указать направление работы с ребенком, назначить медикаментозную поддержку, но настоящий труд по развитию способностей ребенка с особенностями развития всегда лежит на плечах родителей.
Взрослые, обладающие способностями и возможностями сохранять внутреннюю личностную интеграцию и душевное равновесие, могут изменить качество жизни своего ребенка за счет трансляция позитивных, с точки зрения актуализации адаптационных возможностей установок, конструктивной организации системы отношений, в которых он существует. Следует постоянно помнить, что « Каждый здоровый человек здоров только отчасти» З.Фрейд.
Практика работы в детском саду комбинированного вида (31 г) показывает, что именно отношения родителей к проблеме играют решающую роль в развитии ребенка. В своей работе я, как и многие другие педагоги опираюсь на идею Л.С. Выготского о развитии высших психических функций через интерпсихический механизм: развитие психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, совместной со взрослым и опосредованной знаками деятельности.
Педагогам и родителям в воспитании ребенка-инвалида, по мнению Л.С. Выготского, следует ориентироваться основным положениям, а именно:
Между миром и человеком стоит социальная среда, которая преломляет и направляет по-своему все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку. Голого, несоциального, непосредственного общения у человека с миром нет. Недостаток глаза или уха означает поэтому, прежде всего, выпадение серьезных социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения.
Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие, не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический порок или дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. Важно научить ребенка включать себя в разные отношения с людьми, а не просто физически перемещаться в пространстве.
В первую очередь мать, для ребенка с ОВЗ является в силу ограничения возможностей контактов с миром, наиважнейшим носителем представлений о «большом мире», формирующем его смысловое поле. И то, какой смысл придает она особенностям развития своего ребенка, его болезни, закладывает в ребенка тот или иной сценарий разворачивания жизни. «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой» ,утверждал великий Генрик Гольдшмидт.
Именно поэтому я считаю, что вся работа должна быть направлена на обучение родителей построению системы взаимодействий и отношений с ребенком, позволяющая обеспечить интегративную адаптацию его в социум.
Родителям важно сформировать правильное реалистичное представление о внутренней картине здоровья ребенка, сформировать навыки самостоятельного поиска информации и самостоятельного принятия решения. «Никто, кроме Вас, не сможет принять правильное решение. Это можете сделать только Вы» (Э. Берн).
Опыт работы показывает: когда родители принимают парадоксальную, с точки зрения простого обывателя или стороннего наблюдателя идею, что больной ребенок является не обузой, а источником духовного развития , находят в себе силы обрести для себя в этой ситуации определенный смысл с ребенком, «который не такой, как все», жизнь его становится намного ярче и полноценнее. В противном случае переживания и невротизация матери (родителей) является причиной возрастающей невротизации ребенка. Общеизвестно, что при рождении больного ребенка создаются предпосылки для возникновения у родителей хронического стресса. Варианты эмоционального от реагирования могут быть в диапазоне от полного самоотречения, отхода от других людей, принятия позиции «жертвы», до отвержения ребенка, непоследовательности в общении и полной апатии. Таким родителям должна быть оказана психологическая помощь, направленная на смену установок с негативной на позитивную. Специалисты вместе с родителями находят источники силы для сохранения духовного и эмоционального равновесия.
Не менее важно сконцентрировать внимание участников воспитательного процесса на обучении образцам позитивного отношения к больному ребенку по типу взаимного сотрудничества, побуждая ребенка к активности и самостоятельным адекватным действиям.
Зачастую в семьях мамам и папам удается творить чудеса, если они хватаются за любой шанс и стремятся помочь своему ребенку, пытаясь «выжать» максимум возможного из прогнозов.
В заключении хочу сказать. Уважаемые педагоги и родители! Время неумолимо идет вперед, жизнь продолжается, к сожалению у кого-то в серых, а у кого-то на радость в ярких тонах. Это от нас с вами зависит завтрашний день ребенка. Не теряйте времени зря, реально оценивайте ситуацию и помните, чем раньше мы сформируем позитивную позицию к жизни у ребенка с ОВЗ, тем легче и быстрее он адаптируется, обретет уверенность в свои силы и сможет полнее жить и развиваться.
Каждый из нас должен быть уверен в том, что вместе мы сделали все от нас зависящее, чтобы ребенок имел не только счастливое детство, но и благополучную дальнейшую судьбу.