Отличительными чертами детей младшего школьного возраста являются: образность их мышления и эмоциональность. На уроках литературного чтения большая роль отводится пробуждению чувств детей, развитию их эмоциональной сферы, мышления, привитию интереса к литературе через игру. Задача учителя сделать чтение постоянным удовольствием для детей. Загадки вызывают, как правило, живой интерес у учащихся. На уроках дети пытаются сочинять загадки, проявляя свою фантазию.Так как в содержании большинства загадок скрыты черты отгадываемого объекта, они побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности, к рассуждениям.
Загадка - это средство развития речи. Ценность загадок велика: они учат детей говорить ярко, кратко, образно. В них всё доступно детскому пониманию. В них использованы разнообразные сравнения, помогающие создать яркий и выразительный образ. Отгадать загадку – искусство. А если научить детей самим сочинять загадки?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструирование загадок »
Загадка – это интересно…
Отличительными чертами детей младшего школьного возраста являются: образность их мышления и эмоциональность. На уроках литературного чтения большая роль отводится пробуждению чувств детей, развитию их эмоциональной сферы, мышления, привитию интереса к литературе через игру. Задача учителя сделать чтение постоянным удовольствием для детей. Загадки вызывают, как правило, живой интерес у учащихся. На уроках дети пытаются сочинять загадки, проявляя свою фантазию.Так как в содержании большинства загадок скрыты черты отгадываемого объекта, они побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности, к рассуждениям.
Загадка - это средство развития речи. Ценность загадок велика: они учат детей говорить ярко, кратко, образно. В них всё доступно детскому пониманию. В них использованы разнообразные сравнения, помогающие создать яркий и выразительный образ. Отгадать загадку – искусство. А если научить детей самим сочинять загадки?
Сочинение загадок по вопросам.
Начинаем с самых простых. В схеме такой загадки - только один вопрос:
«Где встречается?» или «У кого есть?»
Загадка про шляпку.
Выясним: где? У кого? В каких предметах есть шляпка?
Получаем загадку: «Что есть у женщины, у гриба и у гвоздика?»
Метод противопоставления
Учитываем:
a. цвет, Пёстренькая, но не бабочка.
b. форму, Маленькая, но не курочка,
c. размер, С клювом, но не сова,
d. функции Плавает, но не лебедь.
e. и качество (Утка)
Зелёная, но не огурчик.
Прыгает, но не зайчик.
Говит комаров, но не птичка.
Метод Д.Родари.
Чтобы создать загадку нужно сделать 4 шага.
1 шаг: задумать предмет, отстраниться от него (как будто вы его видите в первый
раз ) и дать ему определение ( смотри толковый словарь)
2 шаг: ассоциация и сравнение
3 шаг: метафора
4 шаг: придать загадке привлекательную форму, в форме стиха (хотя и
не обязательно)
Рассмотрим процесс создания загадки. Допустим загадаем про бусы и про пчелу.
1 шаг: отстранение Женское украшение в виде нани-Летающее жужжащее насекомое
занных на нитку шариков, зёрен,с лёгкими крылышками с полосатым
бусинки бывают из камешек ибрюшком. Добывает мёд из цветков.
тонкого дутого стекла.
2 шаг: ассоциация и сравнение Бусы обвивают шейку. Стекло Жужжание напоминает звук,
Разделив каждую пару выражением « а не», получим загадки:
Полосатый, а не флаг;
Пыхтит, а не ёжик;
Круглый, а не мяч; Шипит, а не змея;
Сладкий, а не сахар. Из носа пар валит,
а не дракон.
(Арбуз) (ЧайниПроблемные загадки или правило трёх списков.
В педагогике есть заблуждение, что на вопрос может быть только один ответ. Насамом деле их множество. Надо научиться их искать. Ведь даже в шутке, естьтолько доля шутки. Составляя проблемные загадки, дети учатся разрешать противоречие.
В первый столбик занесём всё холодное (или ассоциирующееся с холодным), во
второй - горячее, а в третий - всё, что бывает (воспринимается или кажется) и
холодным и горячим.
С помощью слов «но не» или «как» составляем загадки.
Холодное, как лёд, горячее, как очаг. (Термос)
Холодное, но не лёд, горячее, но не пламя. (Сердце)
Холодное, как космос, горячее, как кипяток. (Звёзды)
Чтобы легче составить хорошую загадку, в третий столбик следует находить как можно больше слов.
Это первые шаги, первые творческие опыты. Но собственные тексты помогают детям увидеть окружающий мир, развивают фантазию, мышление, учат самовыражению. Педагогический опыт Л. Толстого, С.Шацкого, Д.Родари,В.Сухомлинского и др. показывает, что для развития детского словесного творчества, его мотивации, учителю необходимо:
создать ситуацию, в которой бы у детей появилось желание писать свой текст;
быть заинтересованным, писать вместе;
уважать личность ребёнка, создать атмосферу всеобщего доверия;
доброжелательно оценивать самостоятельную продуктивную деятельность ученика.
Станут ли в будущем эти дети поэтами? Не знаем, но мы можем быть довольными, что подготовили к большому творчеству. Не станут - будем надеяться, что, развив в них чувство прекрасного, подготовили к любому творчеству в жизни.