kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе "Изготовление обрядовой маски козы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программное содержание: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими  обрядовыми праздниками и русским народным фольклором.

Создание  благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к народным традициям.

Закрепление умений работать с бумагой и картоном, совершенствование навыков симметричного вырезания.

Развитие пространственного мышления, творческого воображения, фантазии. 

Воспитание трудолюбия, аккуратности.

 Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.

 Предшествующая работа: заучивание загадок детьми, чтение литературы о Рождестве и Святках.                                               

 Материал: сарафан, кокошник, маска козы, горшок, фасоль, иллюстрации ряженных, шаблоны маски козы, белый картон, ножницы, цветная бумага, бисер, фольга, пайетки, клей, салфетки, резинка.

                                           Ход занятия. 

1. В гости к детям приходит Марьюшка в русском народном сарафане и   кокошнике.

                   - Колядки пусть звучат кругом,

                     Несут они вам радость в дом. 

                     Несут здоровье и успехи,

                     Веселье, радость и потехи.

Марьюшка говорит детям о том, что сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января. Это светлый, радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа. В эти дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения и ходили  друг к другу в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины и лапти запрещалось. Потому что эти дни считались святыми. Во время святок люди играли в разные игры. 

     Марьюшка ведёт на верёвочке козу (ребёнок в маске).  

                     - Мы не сами идём, мы козу ведём.

                       А, ну, народ, расступись, дай нам ход.

                       Проводится игра-танец « Коза».

                       Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу

                       Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

                       Давай, коза, попрыгаем,

                       И ножками подрыгаем,

                       Ручками похлопаем,

                       Ножками потопаем.  

Ещё один святочный обычай – собираться всей семьёй по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки.

Марьюшка предлагает детям  загадать друг другу загадки.

  1. Он вошёл – никто не видел,

          Он сказал – никто не слышал,

          Дунул в окна и исчез,

          А на окнах вырос лес.  ( Мороз)

  1. Не ботинки, не сапожки,

           Но их тоже носят ножки.

           В них мы бегаем зимой:

           Утром – в садик, вечером – домой.  ( Валенки)

  1. Рыбам зиму жить тепло:

           Крыша – толстое стекло.  (Лёд)

  1. Он всё время занят делом,

           Он не может зря идти.

           Он идёт и красит белым

            Всё, что видит на пути.  (Снег)

Во время святок  было принято разделять на «святые вечера» и «страшные». В « святые вечера» устраивали весёлые ночные посиделки, в «страшные» гадали.

Марьюшка предлагает детям погадать, судьбу предсказать.

                                  « Гадание на фасоли»

Детям предлагают загадать желание и взять из горшочка в кулачок немножко фасоли. У кого пара, т.е. чётное число, у того желание сбудется. У кого не чётное число, тому подождать немного придётся.

2. Любимое народное развлечение – рядиться и колядовать. Люди наряжались в различные костюмы и надевали маски (иллюстрации). Переодевались в зверей или персонажей сказок и шли колядовать по городу или деревне. Они говорили « Пришла коляда – отворяй ворота», « Открывай сундучок – доставай пятачок».

  Главным персонажем всегда был медведь и коза. Ими старались одеть самых  крупных  парней. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.Ряженые заходили в каждую избу, где горел свет. Они пели колядки. Колядки – это что-то вроде кричалок Винни – пуха, в которых            хвалили  хозяина дома, выпрашивая у него угощения.

                 Коляда – Маляда,

                Уродилась Коляда,

                Кто подаст пирога-

                Тому двор живота,

                А  мелкой скотинки-

                Числа бы вам не знать! 

А если хозяева ничего не дали, пели грозную колядку.

                Кто не даст лепёшки

               Завалим окошки.

               Кто не даст пирога-

               Сведём корову за рога.

               Кто не даст хлеба-

     Уведём деда.                                                                                                                                                                           

     Кто не даст ветчины-

               Тем расколем чугуны.

           А потом устраивали посиделки. Ну а девушки по вечерам устраивали гадания, хотели узнать свою судьбу.

Ещё одна святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам и озорничали как могли. Раскидывали дрова во дворе или заколачивали ворота. Похищали что-нибудь, но обязательно с шумом. А после праздника всё возвращали.

 Марьюшка предлагает поиграть в русскую народную игру « Золотые ворота».

 3.       Марьюшка:

Ребята, а хотите ли вы сами побывать в роли ряженых? И смастерить себе маску козы ?                                                                                                     Раздаю детям белый картон и шаблоны маски козы.Простым карандашом ребята обводят шаблоны,рисуют глаза,нос,выделяют рожки и вырезывают ножницами по контуру.Далее, по-желанию детей, выполняется аппликация из цветной бумаги,фольги,паеток.В конце проделываем отверстия на маске и вставляем резинку.(Совместно с воспитателем).

Вот,и готова обрядовая маска  козы!

4.Дети одевают свои маски и поют щедровочку:

Щедровочка  щедровала

До  окошка  подбегала.

Что  бабуся  напекла

То давай  до  окна

Не  ломай, не  щипай,

А по  целому  давай!

Добрый  вечер,щедрый  вечер!

Марьюшка  одаривает  ребят  угощениями(конфеты,печенье).

 

 

 

 

          Список литературы.

  1. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. /Запись, нотация, составление Г.Науменко. М., 1977 – 1988
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. –

2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

  1. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2986.

                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе "Изготовление обрядовой маски козы"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад№21











Конспект открытой образовательной деятельности

по конструированию

в подготовительной группе

«Изготовление обрядовой маски козы».





Подготовила воспитатель:

Орлова И.Н.











ст.Стародеревянковская

2014г.

Программное содержание: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками и русским народным фольклором.

Создание благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к народным традициям.

Закрепление умений работать с бумагой и картоном, совершенствование навыков симметричного вырезания.

Развитие пространственного мышления, творческого воображения, фантазии.

Воспитание трудолюбия, аккуратности.

Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.



Предшествующая работа: заучивание загадок детьми, чтение литературы о Рождестве и Святках.

Материал: сарафан, кокошник, маска козы, горшок, фасоль, иллюстрации ряженных, шаблоны маски козы, белый картон, ножницы, цветная бумага, бисер, фольга, пайетки, клей, салфетки, резинка.

Ход занятия.

1. В гости к детям приходит Марьюшка в русском народном сарафане и кокошнике.

- Колядки пусть звучат кругом,

Несут они вам радость в дом.

Несут здоровье и успехи,

Веселье, радость и потехи.

Марьюшка говорит детям о том, что сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января. Это светлый, радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа. В эти дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения и ходили друг к другу в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины и лапти запрещалось. Потому что эти дни считались святыми. Во время святок люди играли в разные игры.

Марьюшка ведёт на верёвочке козу (ребёнок в маске).

- Мы не сами идём, мы козу ведём.

А, ну, народ, расступись, дай нам ход.

Проводится игра-танец « Коза».

Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Ещё один святочный обычай – собираться всей семьёй по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки.

Марьюшка предлагает детям загадать друг другу загадки.

  1. Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. ( Мороз)

  1. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в садик, вечером – домой. ( Валенки)

  1. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лёд)

  1. Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег)

Во время святок было принято разделять на «святые вечера» и «страшные». В « святые вечера» устраивали весёлые ночные посиделки, в «страшные» гадали.

Марьюшка предлагает детям погадать, судьбу предсказать.

« Гадание на фасоли»

Детям предлагают загадать желание и взять из горшочка в кулачок немножко фасоли. У кого пара, т.е. чётное число, у того желание сбудется. У кого не чётное число, тому подождать немного придётся.

2. Любимое народное развлечение – рядиться и колядовать. Люди наряжались в различные костюмы и надевали маски (иллюстрации). Переодевались в зверей или персонажей сказок и шли колядовать по городу или деревне. Они говорили « Пришла коляда – отворяй ворота», « Открывай сундучок – доставай пятачок».

Главным персонажем всегда был медведь и коза. Ими старались одеть самых крупных парней. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.Ряженые заходили в каждую избу, где горел свет. Они пели колядки. Колядки – это что-то вроде кричалок Винни – пуха, в которых хвалили хозяина дома, выпрашивая у него угощения.

Коляда – Маляда,

Уродилась Коляда,

Кто подаст пирога-

Тому двор живота,

А мелкой скотинки-

Числа бы вам не знать!

А если хозяева ничего не дали, пели грозную колядку.

Кто не даст лепёшки

Завалим окошки.

Кто не даст пирога-

Сведём корову за рога.

Кто не даст хлеба-

Уведём деда.

Кто не даст ветчины-

Тем расколем чугуны.

А потом устраивали посиделки. Ну а девушки по вечерам устраивали гадания, хотели узнать свою судьбу.

Ещё одна святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам и озорничали как могли. Раскидывали дрова во дворе или заколачивали ворота. Похищали что-нибудь, но обязательно с шумом. А после праздника всё возвращали.

Марьюшка предлагает поиграть в русскую народную игру « Золотые ворота».

3. Марьюшка:

Ребята, а хотите ли вы сами побывать в роли ряженых? И смастерить себе маску козы ? Раздаю детям белый картон и шаблоны маски козы.Простым карандашом ребята обводят шаблоны,рисуют глаза,нос,выделяют рожки и вырезывают ножницами по контуру.Далее, по-желанию детей, выполняется аппликация из цветной бумаги,фольги,паеток.В конце проделываем отверстия на маске и вставляем резинку.(Совместно с воспитателем).

Вот,и готова обрядовая маска козы!

4.Дети одевают свои маски и поют щедровочку:

Щедровочка щедровала

До окошка подбегала.

Что бабуся напекла

То давай до окна

Не ломай, не щипай,

А по целому давай!

Добрый вечер,щедрый вечер!

Марьюшка одаривает ребят угощениями(конфеты,печенье).































































Список литературы.

  1. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. /Запись, нотация, составление Г.Науменко. М., 1977 – 1988

  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. –

2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

  1. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2986.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Орлова Ирина Николаевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства