Конспект образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе "Изготовление обрядовой маски козы"
Конспект образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе "Изготовление обрядовой маски козы"
Программное содержание: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками и русским народным фольклором.
Создание благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к народным традициям.
Закрепление умений работать с бумагой и картоном, совершенствование навыков симметричного вырезания.
Развитие пространственного мышления, творческого воображения, фантазии.
Воспитание трудолюбия, аккуратности.
Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.
Предшествующая работа: заучивание загадок детьми, чтение литературы о Рождестве и Святках.
1. В гости к детям приходит Марьюшка в русском народном сарафане и кокошнике.
- Колядки пусть звучат кругом,
Несут они вам радость в дом.
Несут здоровье и успехи,
Веселье, радость и потехи.
Марьюшка говорит детям о том, что сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января. Это светлый, радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа. В эти дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения и ходили друг к другу в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины и лапти запрещалось. Потому что эти дни считались святыми. Во время святок люди играли в разные игры.
Марьюшка ведёт на верёвочке козу (ребёнок в маске).
- Мы не сами идём, мы козу ведём.
А, ну, народ, расступись, дай нам ход.
Проводится игра-танец « Коза».
Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Ещё один святочный обычай – собираться всей семьёй по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки.
Марьюшка предлагает детям загадать друг другу загадки.
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. ( Мороз)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик, вечером – домой. ( Валенки)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
Во время святок было принято разделять на «святые вечера» и «страшные». В « святые вечера» устраивали весёлые ночные посиделки, в «страшные» гадали.
Марьюшка предлагает детям погадать, судьбу предсказать.
« Гадание на фасоли»
Детям предлагают загадать желание и взять из горшочка в кулачок немножко фасоли. У кого пара, т.е. чётное число, у того желание сбудется. У кого не чётное число, тому подождать немного придётся.
2. Любимое народное развлечение – рядиться и колядовать. Люди наряжались в различные костюмы и надевали маски (иллюстрации). Переодевались в зверей или персонажей сказок и шли колядовать по городу или деревне. Они говорили « Пришла коляда – отворяй ворота», « Открывай сундучок – доставай пятачок».
Главным персонажем всегда был медведь и коза. Ими старались одеть самых крупных парней. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.Ряженые заходили в каждую избу, где горел свет. Они пели колядки. Колядки – это что-то вроде кричалок Винни – пуха, в которых хвалили хозяина дома, выпрашивая у него угощения.
Коляда – Маляда,
Уродилась Коляда,
Кто подаст пирога-
Тому двор живота,
А мелкой скотинки-
Числа бы вам не знать!
А если хозяева ничего не дали, пели грозную колядку.
Кто не даст лепёшки
Завалим окошки.
Кто не даст пирога-
Сведём корову за рога.
Кто не даст хлеба-
Уведём деда.
Кто не даст ветчины-
Тем расколем чугуны.
А потом устраивали посиделки. Ну а девушки по вечерам устраивали гадания, хотели узнать свою судьбу.
Ещё одна святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам и озорничали как могли. Раскидывали дрова во дворе или заколачивали ворота. Похищали что-нибудь, но обязательно с шумом. А после праздника всё возвращали.
Марьюшка предлагает поиграть в русскую народную игру « Золотые ворота».
3. Марьюшка:
Ребята, а хотите ли вы сами побывать в роли ряженых? И смастерить себе маску козы ? Раздаю детям белый картон и шаблоны маски козы.Простым карандашом ребята обводят шаблоны,рисуют глаза,нос,выделяют рожки и вырезывают ножницами по контуру.Далее, по-желанию детей, выполняется аппликация из цветной бумаги,фольги,паеток.В конце проделываем отверстия на маске и вставляем резинку.(Совместно с воспитателем).
Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе "Изготовление обрядовой маски козы"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад№21
Конспект открытой образовательной деятельности
по конструированию
в подготовительной группе
«Изготовление обрядовой маски козы».
Подготовила воспитатель:
Орлова И.Н.
ст.Стародеревянковская
2014г.
Программное содержание: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками и русским народным фольклором.
Создание благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к народным традициям.
Закрепление умений работать с бумагой и картоном, совершенствование навыков симметричного вырезания.
Развитие пространственного мышления, творческого воображения, фантазии.
Воспитание трудолюбия, аккуратности.
Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.
Предшествующая работа: заучивание загадок детьми, чтение литературы о Рождестве и Святках.
1. В гости к детям приходит Марьюшка в русском народном сарафане и кокошнике.
- Колядки пусть звучат кругом,
Несут они вам радость в дом.
Несут здоровье и успехи,
Веселье, радость и потехи.
Марьюшка говорит детям о том, что сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января. Это светлый, радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа. В эти дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения и ходили друг к другу в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины и лапти запрещалось. Потому что эти дни считались святыми. Во время святок люди играли в разные игры.
Марьюшка ведёт на верёвочке козу (ребёнок в маске).
- Мы не сами идём, мы козу ведём.
А, ну, народ, расступись, дай нам ход.
Проводится игра-танец « Коза».
Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Ещё один святочный обычай – собираться всей семьёй по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки.
Марьюшка предлагает детям загадать друг другу загадки.
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. ( Мороз)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик, вечером – домой. ( Валенки)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
Во время святок было принято разделять на «святые вечера» и «страшные». В « святые вечера» устраивали весёлые ночные посиделки, в «страшные» гадали.
Марьюшка предлагает детям погадать, судьбу предсказать.
« Гадание на фасоли»
Детям предлагают загадать желание и взять из горшочка в кулачок немножко фасоли. У кого пара, т.е. чётное число, у того желание сбудется. У кого не чётное число, тому подождать немного придётся.
2. Любимое народное развлечение – рядиться и колядовать. Люди наряжались в различные костюмы и надевали маски (иллюстрации). Переодевались в зверей или персонажей сказок и шли колядовать по городу или деревне. Они говорили « Пришла коляда – отворяй ворота», « Открывай сундучок – доставай пятачок».
Главным персонажем всегда был медведь и коза. Ими старались одеть самых крупных парней. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.Ряженые заходили в каждую избу, где горел свет. Они пели колядки. Колядки – это что-то вроде кричалок Винни – пуха, в которых хвалили хозяина дома, выпрашивая у него угощения.
Коляда – Маляда,
Уродилась Коляда,
Кто подаст пирога-
Тому двор живота,
А мелкой скотинки-
Числа бы вам не знать!
А если хозяева ничего не дали, пели грозную колядку.
Кто не даст лепёшки
Завалим окошки.
Кто не даст пирога-
Сведём корову за рога.
Кто не даст хлеба-
Уведём деда.
Кто не даст ветчины-
Тем расколем чугуны.
А потом устраивали посиделки. Ну а девушки по вечерам устраивали гадания, хотели узнать свою судьбу.
Ещё одна святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам и озорничали как могли. Раскидывали дрова во дворе или заколачивали ворота. Похищали что-нибудь, но обязательно с шумом. А после праздника всё возвращали.
Марьюшка предлагает поиграть в русскую народную игру « Золотые ворота».
3. Марьюшка:
Ребята, а хотите ли вы сами побывать в роли ряженых? И смастерить себе маску козы ? Раздаю детям белый картон и шаблоны маски козы.Простым карандашом ребята обводят шаблоны,рисуют глаза,нос,выделяют рожки и вырезывают ножницами по контуру.Далее, по-желанию детей, выполняется аппликация из цветной бумаги,фольги,паеток.В конце проделываем отверстия на маске и вставляем резинку.(Совместно с воспитателем).