совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
развивать коммуникативные качества учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (написано на доске)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобятся знания из этого сундучка. Мы будем пользоваться этими знаниями и пополнять его ещё новыми .
- Прочитайте слова великого русского поэта А.С.Пушкина.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
А.С.Пушкин
- Как вы понимаете смысл этих строк? ( высказывания детей)
- Почему мы начинаем наш урок с этих слов? ( предположения учащихся – Будем узнавать что-то новое, ошибаться, исправлять свои ошибки, делать открытия. И др. )
- А как называют людей, делающих открытия? (Учёные)
- Поэтому русский язык это не только название урока, это целая наука, которой занимаются учёные-филологи. И сегодня я предлагаю вам на время урока попробовать стать учёными.
- Итак, мы с вами сегодня будем учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. На уроке мы будем выводить правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Тема нашего урока: «Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных» ( записана на доске).
2.Словарная работа.
К…мыш, г...зета, к…нструктор, к…пыто, гру…ь. ( Слова записаны на доске)
- К какой части речи относятся эти слова? ( Это имена существительные).
- Вставьте пропущенные орфограммы, поставьте эти слова в родительном падеже, запишите и выделите окончания. (Записывают в тетрадь.)
- Какое слово не является словарным? Почему? Вы же учёные. Докажите. ( Слово грудь не является словарным, так как в нём орфограмма – парная согласная, которую можно проверить.)
- Назовите окончания имён существительных.
- Почему у них разные окончания? ( Разные окончания, потому что эти существительные относятся к разным склонениям.)
- Уважаемые учёные, напомните нам, как выделяются окончания?
( Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова, один – много. Изменяемая часть – это окончание. Остальная часть слова относится к основе. Например, камыш – камыши, окончание нулевое.)
- Эти знания нам пригодятся во время урока.
- Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?(Предположения детей)
3.Постановка проблемы.
- Запишите под диктовку пословицу. Если затрудняетесь, какую букву писать в окончаниях существительных, пропустите, оставьте место для её написания.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Какое возникло у вас затруднение при записи этого предложения?
( Выбор буквы в окончаниях существительных сторонушк… и воронушк…)
- Что вы написали? Почему?
- Можем мы сразу правильно вставить букву в окончание?
( Нет, потому что она не под ударением)
- Значит это…?(Орфограмма.)
- Может кто-то из вас, юные учёные, догадался, как называется эта орфограмма? (Орфограмма называется безударные окончания имён существительных.)
( Если нет ответа, то задаю наводящие вопросы:
- Это какие окончания: печи, двери, столе, окне?(Ударные)
- Проблема есть? (Нет.)
- А это какие окончания: девочке, облаке, сторонушке, звоночке?
(Безударные.)
- Проблема есть? (Да.)
- Делаем вывод, учёные, как же называется орфограмма?
- Внимание, учёные! Понаблюдайте над изменением словасторонушка:
на сторонушке, к сторонушке, сторонушки.
- Что мы сделали? (Изменили слово по падежам.)
- Значит, это какие окончания? (Падежные.)
- Значит, как правильно полностью вы назовёте эту орфограмму?
(Безударные падежные окончания имён существительных.)
- Вот вы и сделали своё первое открытие. Молодцы!
- Так почему, уважаемые учёные, возникла трудность в выборе буквы в окончаниях слов сторонушке, воронушке?
( Потому что эта гласная буква обозначает звук в безударном положении.)
- Что же надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного? Проблема, учёные? ( Да.)
4. Наблюдение.
- Проведём наблюдение. Выполним упражнение 186.
- Обратите внимание на существительные, у которых выделены падежные окончания, поставьте в них ударение.
Рощи, кукушки, берёзки, фиалки, листа, сморчков, черёмухи, в бричке, с подножки.
- Как вы думаете, учёные, в написании каких из этих окончаний можно допустить ошибку, а каких нет? Почему? ( Ошибку можно допустить в тех окончаниях, на которые не падает ударение, они произносятся нечётко.)
- Значит, какой вывод вы сделаете?
Вывод: В написании гласной буквы в безударных окончаниях имён существительных можно допустить ошибку. Если ударение падает на окончание, то написание соответствует произношению.
5. Решение проблемы.
1. Исследование.
- Проведём исследование. Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
- Проанализируйте безударные окончания существительных.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
И.п. поговорка поле радость□
Р.п. поговорки поля радости
Д.п. поговорке полю радости
В.п. поговорку поле радость□
Т.п. поговоркой полем радостью
П.п. о поговорке о поле о радости
а) - В каких падежах легче всего допустить ошибку?
( В 1-ом склонении: в Р.п., Д.п., П.п.; во 2-ом склонении: в Т.п.. и П.п.; в 3-м склонении: в Р.п., Д.п., П.п.)
б) – Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку? (Предположения учащихся.)
- Просклоняйте устно данные имена существительные, впишите только ударные окончания, поставьте ударение.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
луна земля конь□ окно печь□ степь□
-ы -и -я -а -и -и
-е -е -ю -у -и -и
-у -ю -я -о □ □
-ой -ёй -ём -ом -ю -ю
-е -е -е -е -и -и
-Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками? ( Учащиеся сравнивают ударные и безударные окончания и делают вывод, что слова-помощники имеют ударные окончания.)
- Какие вы знаете правила, где правописание безударных гласных проверяется ударением?
в) – Сформулируйте самостоятельно правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Посоветуйтесь в группах и представители ваших «учёных советов» попробуют сформулировать правило.( Высказывания «учёных»)
- Сравните свою формулировку с данной в учебнике: «Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении. Слова-помощники для проверки:
1скл. – луна, земля
2 скл. – конь□, окно
3 скл. - печь□, степь□
2. Выработка алгоритма «Как нужно действовать , чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного».
- Уважаемые учёные, попробуйте самостоятельно определить, как же нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении.
1) Ставлю существительное в … … и определяю … .
2) Подбираю … и ставлю … .
3) Пишу такое окончание, как … .
4) Проверяю: обозначаю орфограмму.
- Сравните с алгоритмом в учебнике.
1). Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится: в тетрад… - ( что?) тетрадь□,3-е склонение.
2) Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму: степь – в степи
3) Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.
4) Проверяю написанное: в степи в тетради.
- Попробуйте применить этот алгоритм и вставить нужное окончание:
на пол□_, в дом□_, о стройк□_, к лошад□_.
- Какие окончания вставили? Почему? (Подобрали слова-помощники, поставили их в ту же форму и по ударному окончанию определили безударное.)
6. Первичное закрепление.
- Потренируйтесь в использовании алгоритма. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
На подушк□, без гореч□, для земляник□, у дочер□, без палк□, у дяд□, к соседк□, к мыш□, для радост□, на озер□, без бол□. ( Выполняется на доске с использованием алгоритма «Расскажи по схеме» и таблички «В копилку знаний» со словами-помощниками.)
Образец рассуждения:
на подушк□ (и или е?)
1. (Что?) подушка – 1-е склонение.
2. Слово-помощник луна. На луне.
3. Пишу: на подушке.
4. Сверяю: на луне.
- Дорогие учёные! Давайте понаблюдаем над словами: на подушке – на луне.
Что у них одинаковое? (Падеж, склонение.)
- А что разное? ( Окончания: ударное и безударное).
- А как пишутся ударные и безударные падежные окончания, если склонения одинаковые? ( Они пишутся одинаково.)
- Значит , если в слове на луне ударное окончание –е, то и у слова на подушке безударное окончание… (-е), так как падеж … ( один), склонение … (одно).
- Итак, учёные, ещё раз формулируем правило.
«Безударные падежные окончания имён существительных можно проверить ударным падежным окончанием того же типа склонения».
7. Работа над правилом.
1. Чтение правила в учебнике.
2. Ответы на вопросы.
- Какие слова-помощники вы запомнили?
- Для чего они нужны?
- Только ли этими словами можно проверить безударную гласную в окончании, как вы думаете? ( Предположения детей.)
- Выберите из следующих слов те, которые смогли бы выполнить роль помощников:курица, лиса, поле, прорубь, пень. ( Это слова лиса, грудь, пень.)
- А почему вы так думаете, докажите.
( При изменении этих существительных по падежам окончания у них будут ударными, поэтому они могут являться словами-помощниками.)
3. Обозначение орфограммы.
- Как графически обозначается орфограмма безударная гласная в окончании существительного? Как вы думаете? ( В слове обязательно нужно поставить ударение, потом выделить окончание.)
- Правильно, ставится ударение, выделяется окончание и одной чертой
подчёркивается гласная.)
- А как мы объясняем выбор буквы? (Определяем склонение, записываем слово-помощник в том же падеже, выделяем окончание, ставим ударение, подчёркиваем букву двумя чертами.)
7. Вторичное закрепление. (Самоконтроль)
1) – Спишите и вставьте окончания имен существительных.
На доске: напечатано в газет□
сидит на лошад□
говорили о дел□
Проверка самостоятельной работы.
2) «Исправь ошибку». ( Мелом другого цвета на доске, по одному человеку от ряда.)
Висят на еле, писать в тетрадки, увидел в поли.
- Итак, с какой орфограммой только что работали? ( С орфограммой безударные падежные окончания имён существительных.)
- Какое правило есть для этой орфограммы?
- Как определить , какую букву писать в безударном падежном окончании имени существительного? ( Обращаются к алгоритму.)
8. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, понравилось вам быть учёными?
- А что больше всего понравилось?
- А в чём испытали сложности?
- Определите ключевые слова урока.
- С какой новой орфограммой познакомились?
- Что интересного узнали об этой орфограмме?
- Какое вывели правило о правописании безударного падежного окончания имён существительных?
9.Домашнее задание. Упр.1 «Дидактический материал», правило с. 109.