kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте дана полная разработка урока к презентации "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Конспект урока русского языка в 4-Б классе.

Учитель начальных классов Чепракова Л.М.

( УМК «Школа – 2100»)

Тема урока: Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Цели урока: познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных;

формировать умение обнаруживать орфограммы, устанавливать их тип, соотносить с определённым правилом, применять правило, осуществлять орфографический самоконтроль;

формировать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных;

составить алгоритм (схему), как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударного падежного окончания имени существительного;

 вывести правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных;

развивать познавательную активность учащихся, память, мышление;

совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;

развивать коммуникативные качества учащихся.

Ход урока.

1.    Организационный момент

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (написано на доске)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобятся знания из этого сундучка. Мы будем пользоваться этими знаниями и пополнять его  ещё новыми .

- Прочитайте слова великого русского поэта А.С.Пушкина.

    О, сколько нам открытий чудных

   Готовит просвещенья дух,

  И опыт, сын ошибок трудных,

  И гений, парадоксов друг.

                                                А.С.Пушкин

- Как вы понимаете смысл этих строк? ( высказывания детей) 

- Почему мы начинаем наш урок с этих слов? ( предположения учащихся – Будем узнавать что-то новое, ошибаться, исправлять свои ошибки, делать открытия. И др. )

- А как называют людей, делающих открытия?  (Учёные)

- Поэтому русский язык это не только название урока, это целая наука, которой занимаются учёные-филологи. И сегодня я предлагаю вам на время урока попробовать стать учёными.

 - Итак, мы с вами сегодня будем учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. На уроке мы будем выводить правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Тема нашего урока: «Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных»  ( записана на доске).

2.    Словарная работа.

К…мыш, г...зета, к…нструктор, к…пыто, гру…ь. ( Слова записаны на доске)

- К какой части речи относятся эти слова?  ( Это имена существительные).

- Вставьте пропущенные орфограммы, поставьте эти слова  в родительном падеже, запишите и выделите окончания.  (Записывают  в тетрадь.)

- Какое слово не является словарным? Почему? Вы же  учёные.  Докажите. ( Слово грудь не является словарным, так как в нём орфограмма – парная согласная, которую можно проверить.)

- Назовите окончания имён существительных.

- Почему у них разные окончания? ( Разные окончания, потому что эти существительные относятся к разным склонениям.)

- Уважаемые учёные, напомните нам, как выделяются окончания?

( Чтобы выделить окончание, надо изменить  форму слова, один – много.  Изменяемая часть – это окончание. Остальная  часть слова относится к основе. Например, камыш – камыши, окончание нулевое.)

- Эти знания нам пригодятся во время урока.

- Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?(Предположения детей)

3.Постановка проблемы.

 - Запишите под диктовку пословицу. Если затрудняетесь, какую букву писать в окончаниях существительных, пропустите, оставьте место для её написания.  

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какое возникло у вас затруднение при записи этого предложения?

( Выбор буквы в окончаниях существительных  сторонушк… и воронушк…)

- Что вы  написали? Почему?

- Можем мы сразу правильно вставить букву в окончание?

( Нет, потому что она не под ударением)

- Значит это…?(Орфограмма.)

- Может кто-то из вас, юные учёные, догадался, как называется эта орфограмма?  (Орфограмма называется безударные окончания имён существительных.)

( Если нет ответа, то задаю наводящие вопросы:

- Это какие окончания: печи, двери, столе, окне?(Ударные)

- Проблема есть?  (Нет.)

- А это какие окончания: девочке, облаке, сторонушке, звоночке?

(Безударные.)

- Проблема есть? (Да.)

- Делаем вывод, учёные, как же называется орфограмма?

- Внимание, учёные! Понаблюдайте над изменением словасторонушка:

на сторонушке, к сторонушке, сторонушки.

- Что мы сделали? (Изменили слово по падежам.)  

- Значит, это какие окончания? (Падежные.)

- Значит, как правильно полностью вы назовёте эту орфограмму?

(Безударные падежные окончания имён существительных.)

- Вот вы и сделали своё первое открытие. Молодцы!

- Так почему, уважаемые учёные, возникла трудность в выборе буквы в окончаниях слов сторонушке, воронушке?

( Потому что эта гласная буква обозначает звук в безударном  положении.)

- Что же надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного? Проблема, учёные? ( Да.)  

4. Наблюдение.

- Проведём наблюдение. Выполним упражнение 186.

- Обратите внимание на существительные, у которых выделены падежные окончания, поставьте в них ударение.

Рощи, кукушки, берёзки, фиалки, листа, сморчков, черёмухи, в бричке, с подножки.

- Как вы думаете, учёные, в написании каких из этих окончаний можно допустить ошибку, а каких нет? Почему? ( Ошибку можно допустить в тех окончаниях, на которые не падает ударение, они произносятся нечётко.)

- Значит, какой вывод вы сделаете?

Вывод: В  написании гласной буквы в безударных окончаниях имён существительных  можно допустить ошибку. Если ударение падает на окончание, то написание соответствует произношению.

5. Решение проблемы.

1. Исследование.

- Проведём исследование. Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

- Проанализируйте безударные окончания существительных.

        1 скл.                          2 скл.                         3 скл.

И.п.  поговорка               поле                     радость□     

Р.п.   поговорки              поля                     радости

Д.п.  поговорке              полю                     радости

В.п.  поговорку               поле                      радость□

Т.п.  поговоркой             полем                  радостью

П.п.  о поговорке           о поле                 о радости

а) - В каких падежах легче всего допустить ошибку?

( В 1-ом склонении: в Р.п., Д.п., П.п.; во 2-ом склонении: в Т.п.. и П.п.; в 3-м склонении: в Р.п., Д.п., П.п.)

б) – Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?   (Предположения учащихся.)

- Просклоняйте устно данные имена существительные, впишите только ударные окончания, поставьте ударение.

        1 скл.                      2 скл.                             3 скл.

луна       земля         конь□    окно               печь□              степь□    

     -ы              -и                -я           -а                     -и                      -и

    -е             -е                   -ю          -у                     -и                      -и

    -у             -ю                   -я           -о                     □                       □  

   -ой           -ёй                -ём         -ом                   -ю                     -ю

    -е             -е                   -е            -е                     -и                      -и

-Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками? ( Учащиеся сравнивают ударные и безударные окончания и делают вывод, что слова-помощники имеют ударные окончания.)

- Какие вы знаете правила, где правописание безударных гласных проверяется ударением?

в) – Сформулируйте самостоятельно правило правописания безударных падежных  окончаний имён существительных. Посоветуйтесь в группах и представители ваших «учёных советов» попробуют сформулировать правило.( Высказывания «учёных»)

- Сравните свою формулировку с данной в учебнике: «Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении. Слова-помощники для проверки:

1скл. – луна, земля

2 скл. – конь□, окно

3 скл. - печь□, степь□

2.    Выработка алгоритма «Как нужно действовать , чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного».

- Уважаемые учёные, попробуйте самостоятельно определить, как же нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении.

1) Ставлю существительное в … … и определяю … .

2) Подбираю … и ставлю … .

3) Пишу такое окончание, как … .

4) Проверяю: обозначаю орфограмму.

- Сравните с алгоритмом в учебнике.

1). Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится: в тетрад… - ( что?) тетрадь□,3-е склонение.

2) Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму: степь – в степи   

3) Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.

4) Проверяю написанное: в степи в тетради.

- Попробуйте применить этот алгоритм и вставить нужное окончание:

на пол□_, в дом□_,  о стройк□_, к лошад□_.

- Какие окончания вставили?  Почему? (Подобрали слова-помощники, поставили их в ту же форму и по ударному окончанию определили безударное.)

6. Первичное закрепление.

- Потренируйтесь в использовании алгоритма. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

   На подушк□, без гореч□, для земляник□, у дочер□, без палк□, у дяд□, к соседк□, к мыш□, для радост□, на озер□, без бол□. ( Выполняется на доске с использованием алгоритма «Расскажи по схеме» и таблички «В копилку знаний» со словами-помощниками.)

Образец рассуждения:

на подушк□ (и или е?)

1.    (Что?) подушка – 1-е склонение.

2.    Слово-помощник луна. На луне.

3.    Пишу: на подушке.

4.    Сверяю: на луне.

- Дорогие учёные! Давайте понаблюдаем над словами: на подушке – на луне.

 Что у них одинаковое? (Падеж, склонение.)

- А что разное? ( Окончания: ударное и безударное).

- А как пишутся ударные и безударные падежные окончания, если склонения одинаковые? ( Они пишутся одинаково.)

- Значит , если в слове на луне ударное окончание –е, то и у слова на подушке безударное окончание… (-е), так как падеж … ( один), склонение … (одно).

- Итак, учёные, ещё раз формулируем правило.

«Безударные падежные окончания имён существительных можно проверить ударным падежным окончанием того же типа склонения».

7. Работа над правилом.

1. Чтение правила в учебнике.

2. Ответы на вопросы.

- Какие слова-помощники вы запомнили?

- Для чего они нужны?

- Только ли этими словами можно проверить безударную гласную в окончании, как вы думаете? ( Предположения детей.)

- Выберите из следующих слов те, которые смогли бы выполнить роль помощников: курица, лиса, поле, прорубь, пень. ( Это слова лиса, грудь, пень.)

- А почему вы так думаете, докажите.

( При изменении этих существительных по падежам окончания у них будут ударными, поэтому они могут являться словами-помощниками.)

3.    Обозначение орфограммы.

- Как графически обозначается орфограмма безударная гласная в окончании существительного? Как вы думаете? ( В слове обязательно нужно поставить ударение, потом выделить окончание.)

- Правильно, ставится ударение, выделяется окончание и одной чертой

подчёркивается гласная.)

- А как мы объясняем выбор буквы? (Определяем склонение, записываем  слово-помощник в том же падеже, выделяем окончание, ставим ударение, подчёркиваем букву двумя чертами.)

7. Вторичное закрепление. (Самоконтроль)

1) –  Спишите и вставьте  окончания имен существительных.

На доске:      напечатано в газет□

                        сидит на лошад□

                        говорили о дел□

Проверка самостоятельной работы.

2) «Исправь ошибку». ( Мелом другого цвета на доске, по одному человеку от ряда.)

      Висят на еле, писать в тетрадки, увидел в поли.   

- Итак, с какой орфограммой только что работали?      ( С орфограммой безударные падежные окончания имён существительных.)

- Какое правило есть для этой орфограммы?

- Как определить , какую букву писать в безударном падежном окончании имени существительного? ( Обращаются к алгоритму.)

8. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, понравилось вам быть учёными?

- А что больше всего понравилось?

- А в чём испытали сложности?

- Определите ключевые слова урока.

- С какой новой орфограммой познакомились?

- Что интересного узнали об этой орфограмме?

- Какое вывели правило о правописании безударного падежного окончания имён существительных?

9.Домашнее задание. Упр.1 «Дидактический материал», правило с. 109.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку

Автор: Чепракова Лилия Михайловна

Дата: 17.01.2018

Номер свидетельства: 450618

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства