Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности для 4 класса »
Конспект занятия по внеурочной деятельности для 4 класса
Занимательная лексика «К тайнам слова»
Тема. Деревья – почему их так называют?
Тип занятия: открытие новых знаний.
Место проведения: городской парк
Образовательная цель: выяснить, откуда пришли названия некоторых деревьев.
Развивающая цель: развивать познавательный интерес к изучению русского языка, способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.
Воспитательная цель: повышать уровень экологической культуры учащихся, воспитывать бережное заботливое отношение к природе.
Формирование УУД:
Личностные действия: видеть красоту родного края, стремление беречь природу, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания по описанию, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: конверты с заданиями для групп, карточки с информацией о растениях.
Ребята, мы с вами находимся в нашем парке. Как он красив в это время года. Давайте вместе вспомним правила поведения в природе. Назовём это так:
«Правила друзей природы»
1. Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
2. Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
3. Не обрывайте патину и не убивайте пауков.
4. Не разоряйте птичьих гнезд.
5. Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
6. Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.
Прошу вас, оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту мира, и постараетесь исправить это.
(Можно собрать мусор в пакеты. Необходимо заранее приготовить перчатки и пакеты для мусора).
-Молодцы! Стало чисто и приятно. А теперь начнём наше занятие.
2. Актуализация знаний
Отгадайте загадки и догадайтесь, о чем будем говорить сегодня?
Загадки
1.Я по парку погуляла, Где заря растёт узнала. Поглядела вверх - она Сразу стала мне видна! Ярко ягодки горят, На меня они глядят! Что за чудная картина?- Это дерево - … (Рябина).
2.Стоят столбы белы, На них шапки зелены. (Берёза).
3.Осень в город вновь пришла, Листопад к нам принесла. Лист похожий на корону У раскидистого… (клёна) 4. Эх, раз! Эх, два!
- Какие интересные названия у деревьев. Почему их так назвали?
(Дети пытаются ответить)
Возникли затруднения. Что делать? Как узнать?
3. Постановка учебной задачи
- А хотите узнать больше об этих знакомых незнакомцах?
Определите тему занятия и поставьте цель. (Дети формулируют тему занятия: узнать, почему растения так называются)
- Сегодня мы поговорим о знакомых нам деревьях, узнаем, почему их так назвали, полюбуемся их осенним убранством.
4. Открытие новых знаний.
Для работы класс делится на три группы. Напомнить о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. Командир группы берёт карточку определённого цвета с названием деревьев.
1 группа - берёза, ель;
2 группа - рябина, вяз;
3 группа - клён, липа. Группа получает конверт с заданиями, распределяет их в группе между участниками. Задания для всех одинаковые, нужно выбрать материал о своих деревьях, подготовить и представить его как можно интереснее.
I. задание: Выбрать информацию о своём дереве и объяснить происхождение его названия.
Материал в конвертах.
Информация 1.
Это дерево мы считаем символом России, но её название знакомо многим народам. У древних славян было слово бер, которое означало «светлый», «ясный», «блестящий». От того бер и образовалось слово- название этого дерева. Однако корни слова уходят в индоевропейские языки. Общее её значение – «светлая».Наверное, так назвали за цвет её коры. Как называется это дерево?
Информация 2.
- У этого дерева очень вязкая древесина, которую трудно колоть и щепать. За это свойство оно и получило свое название.
Информация 3.
Название этого дерева произошло от глагола липнуть. Дерево назвали так за липкий сок, который выделяют его листья. Дерево – медонос, пчелы собирают мед с его цветков. Цветет в середине лета.
Информация 4.
Представительница одного из многочисленных видов хвойников семейства Сосновых обязана своим названием древним римлянам. Именно так звучит перевод слова «смола». В зеленом царстве это дерево занимает одно из первых мест и принадлежит роду, в котором насчитывается почти 50 видов растений, распространенных по всему миру: от Северной Европы и Центральной Азии до Северной Америки. Как называется это дерево?
Информация 5.
Название происходит от латинского 'асеr' — острый (листья с острыми лопастями). Это дерево – один из немногочисленных деревьев, имеющих белый млечный сок. В старину из него выпаривали сахар. Лист этого дерева является национальным символом Канады. Это дерево обладает способностью "плакать": даже при незначительном увеличении влажности воздуха: с черешков листьев падают капельки ("слезы"). Как правило, это происходит за несколько часов до дождя. Живет дерево 150-200 лет. Но встречаются и долгожители, доживающие до 600 лет.
Информация 6
Называется это дерево так «по вине» своих ярко-оранжевых плодов. В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля говорится, что слово в названии дерева имеет основное значение – «крапинка, родинка, веснушка». А это слово в свою очередь происходит от слова «рябой», которое понимается как «пятнистый в крапинку» или же «неровный, шероховатый».
2 задание. Собрать пословицы (поговорки) из карточек-букв, выбрать о «своих» деревьях и прочитать.
Без ветра и лист клёна не шелохнется. Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. Для врага и берёза - угроза. Поздний расцвет рябины - к долгой осени. В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухо.
3 задание. Собрать листья со «своих» деревьев, провести игру «Угадай, чей лист»
5.Физминутка.
1. Бежим к тому дереву, которое я назову: берёза, липа, вяз, сосна, ель, клён, рябина.
2. Деревья – лекари. От них можно зарядиться положительной энергией. Давайте попробуем: нужно обнять двумя руками дерево - берёзу, постоять, закрыть глаза, подумать и продолжить фразу «Я чувствую….». Отчет групп о своей работе.
Каждая группа подходит к своим деревьям и рассказывает о них, проводит игру с листьями.
6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
Викторина.
1. Из сока какого дерева выпаривали сахар? (клен)
2. Какое дерево является символом России? (берёза)
3. Какое дерево получило своё название за липкий сок листьев? (липа)
- Что ещё можно добавить об этом дереве? (Дерево – медонос, пчелы собирают мед с цветков липы. Этот мёд называется липовым. Башкирия славится своим медом.)
4. Как звучит в переводе с римского слово «смола»? (ель).
5. За что рябина получила свое название? (за рябь)
6. У какого дерева вязкая древесина? (вяз)
7. Релаксация:
- Вспомните, какую цель ставили перед собой в начале занятия?
- Достигли цели?
Как вы оцениваете свою работу и работу ребят в других группах?
Что получилось хорошо? Что не удалось? Как можно исправить?
- Какое дерево вам понравилось больше всего?
- Что еще вы хотите узнать о деревьях?
Учитель. Ребята, мы замечательно и с пользой провели время, получили заряд энергии и хорошего настроения. Все это мы получили от деревьев нашего парка, поэтому мы должны беречь каждый кустик, каждое дерево. Не зря народная мудрость утверждает: «Много леса – не губи, мало леса – посади»; «Растение – земли украшение»; «Рощи да леса, всему краю краса».