kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по внеурочной деятельности для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия  по внеурочной деятельности для 4 класса

Занимательная лексика «К тайнам слова»

Тема. Деревья  – почему их так называют?

Тип занятия: открытие новых знаний.

Место проведения:  городской парк

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности для 4 класса »

Конспект занятия по внеурочной деятельности для 4 класса

Занимательная лексика «К тайнам слова»

Тема. Деревья – почему их так называют?

Тип занятия: открытие новых знаний.

Место проведения: городской парк

Образовательная цель: выяснить, откуда пришли названия некоторых деревьев.

Развивающая цель: развивать познавательный интерес к изучению русского языка, способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

Воспитательная цель: повышать уровень экологической культуры учащихся, воспитывать бережное заботливое отношение к природе.

Формирование УУД:

Личностные действия: видеть красоту родного края, стремление беречь природу, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания по описанию, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: конверты с заданиями для групп, карточки с информацией о растениях.



Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик жёлтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам! 

Ребята, мы с вами находимся в нашем парке. Как он красив в это время года. Давайте вместе вспомним правила поведения в природе. Назовём это так:



«Правила друзей природы»

1. Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.

2. Не сшибайте грибы, даже несъедобные.

3. Не обрывайте патину и не убивайте пауков.

4. Не разоряйте птичьих гнезд.

5. Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.

6. Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.

Прошу вас, оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту мира, и постараетесь исправить это.

(Можно собрать мусор в пакеты. Необходимо заранее приготовить перчатки и пакеты для мусора).

-Молодцы! Стало чисто и приятно. А теперь начнём наше занятие.

2. Актуализация знаний

Отгадайте загадки и догадайтесь, о чем будем говорить сегодня?

Загадки

1.Я по парку погуляла,
Где заря растёт узнала.
Поглядела вверх - она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят, 
На меня они глядят!
Что за чудная картина?- 
Это дерево - …
(Рябина).

2.Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза).

3.Осень в город вновь пришла,
Листопад к нам принесла.
Лист похожий на корону
У раскидистого… (клёна)
4. Эх, раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова.

В чурбане топор увяз…

Не расколешь вязкий …(вяз)



5. Я дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень,

Под кроной моей отдыхают

В безветренный солнечный день. (Липа)

- О чем были загадки?

- Назовите деревья. (Берёза, рябина, вяз, липа, ель, клён).

- Какие интересные названия у деревьев. Почему их так назвали?

(Дети пытаются ответить)

Возникли затруднения. Что делать? Как узнать?

3. Постановка учебной задачи

- А хотите узнать больше об этих знакомых незнакомцах?

Определите тему занятия и поставьте цель. (Дети формулируют тему занятия: узнать, почему растения так называются)

- Сегодня мы поговорим о знакомых нам деревьях, узнаем, почему их так назвали, полюбуемся их осенним убранством.

4. Открытие новых знаний.

Для работы класс делится на три группы. Напомнить о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. Командир группы берёт карточку определённого цвета с названием деревьев.

1 группа - берёза, ель;

2 группа - рябина, вяз;

3 группа - клён, липа.
Группа получает конверт с заданиями, распределяет их в группе между участниками. Задания для всех одинаковые, нужно выбрать материал о своих деревьях, подготовить и представить его как можно интереснее.

I. задание: Выбрать информацию о своём дереве и объяснить происхождение его названия.

Материал в конвертах.

Информация 1.

Это дерево мы считаем символом России, но её название знакомо многим народам. У древних славян было слово бер, которое означало «светлый», «ясный», «блестящий». От того бер и образовалось слово- название этого дерева. Однако корни слова уходят в индоевропейские языки. Общее её значение – «светлая».Наверное, так назвали за цвет её коры. Как называется это дерево?

Информация 2.

- У этого дерева очень вязкая древесина, которую трудно колоть и щепать. За это свойство оно и получило свое название.







Информация 3.

Название этого дерева произошло от глагола липнуть. Дерево назвали так за липкий сок, который выделяют его листья. Дерево – медонос, пчелы собирают мед с его цветков. Цветет в середине лета.

Информация 4.

Представительница одного из многочисленных видов хвойников семейства Сосновых обязана своим названием древним римлянам. Именно так звучит перевод слова «смола». В зеленом царстве это дерево занимает одно из первых мест и принадлежит роду, в котором насчитывается почти 50 видов растений, распространенных по всему миру: от Северной Европы и Центральной Азии до Северной Америки. Как называется это дерево?

Информация 5.

Название происходит от латинского 'асеr' — острый (листья с острыми лопастями). Это дерево – один из немногочисленных деревьев, имеющих белый млечный сок. В старину из него выпаривали сахар. Лист этого дерева является национальным символом Канады. Это дерево обладает способностью "плакать": даже при незначительном увеличении влажности воздуха: с черешков листьев падают капельки ("слезы"). Как правило, это происходит за несколько часов  до дождя. Живет дерево 150-200 лет. Но встречаются и долгожители, доживающие до 600 лет.

Информация 6

Называется это дерево так «по вине» своих ярко-оранжевых плодов. В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля говорится, что слово в названии дерева имеет основное значение – «крапинка, родинка, веснушка». А это слово в свою очередь происходит от слова «рябой», которое понимается как «пятнистый в крапинку» или же «неровный, шероховатый».

2 задание. Собрать пословицы (поговорки) из карточек-букв, выбрать о «своих» деревьях и прочитать.

Без ветра и лист клёна не шелохнется.
Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. 
Для врага и берёза - угроза. 
Поздний расцвет рябины - к долгой осени.
В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухо.


3 задание. Собрать листья со «своих» деревьев, провести игру «Угадай, чей лист»

5.Физминутка.

1. Бежим к тому дереву, которое я назову: берёза, липа, вяз, сосна, ель, клён, рябина.

2. Деревья – лекари. От них можно зарядиться положительной энергией. Давайте попробуем: нужно обнять двумя руками дерево - берёзу, постоять, закрыть глаза, подумать и продолжить фразу «Я чувствую….».
Отчет групп о своей работе.

Каждая группа подходит к своим деревьям и рассказывает о них, проводит игру с листьями.

6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.



Викторина.

1. Из сока какого дерева выпаривали сахар? (клен)

2. Какое дерево является символом России? (берёза)

3. Какое дерево получило своё название за липкий сок листьев? (липа)

- Что ещё можно добавить об этом дереве? (Дерево – медонос, пчелы собирают мед с цветков липы. Этот мёд называется липовым. Башкирия славится своим медом.)

4. Как звучит в переводе с римского слово «смола»? (ель).

5. За что рябина получила свое название? (за рябь)

6. У какого дерева вязкая древесина? (вяз)

7. Релаксация:

- Вспомните, какую цель ставили перед собой в начале занятия?

- Достигли цели?

Как вы оцениваете свою работу и работу ребят в других группах?

Что получилось хорошо? Что не удалось? Как можно исправить?

- Какое дерево вам понравилось больше всего?

- Что еще вы хотите узнать о деревьях?

Учитель. Ребята, мы замечательно и с пользой провели время, получили заряд энергии и хорошего настроения. Все это мы получили от деревьев нашего парка, поэтому мы должны беречь каждый кустик, каждое дерево. Не зря народная мудрость утверждает: «Много леса – не губи, мало леса – посади»; «Растение – земли украшение»; «Рощи да леса, всему краю краса».

Занятие окончено.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по внеурочной деятельности для 4 класса

Автор: Решетникова Антонина Ивановна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 231030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект занятия внеурочной деятельности по общей физической подготовке  в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-zaniatiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-obshchiei-fizichieskoi-podghotovkie-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "149064"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419941103"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект занятия внеурочной деятельности по естествозанию. "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-zaniatiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-iestiestvozaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "122187"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414165360"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "занятие по внеурочной деятельности "Умники и умницы", 3 класс"
    ["seo_title"] => string(57) "zaniatiiepovnieurochnoidieiatielnostiumnikiiumnitsy3klass"
    ["file_id"] => string(6) "265075"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449837673"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "План-конспект открытого занятия внеурочной деятельности «Изготовление объемного цветка из атласных лент»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_otkrytogho_zaniatiia_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_izghotovlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "378934"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484306019"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект занятия  по внеурочной деятельности "Вежливая просьба" по курсу "Учимся говорить правильно" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-viezhlivaia-pros-ba-po-kursu-uchimsia-ghovorit-pravil-no"
    ["file_id"] => string(6) "119519"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413452663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства